Туалетная бумага «1000 руб.». Торговый дом «Филькина грамота»
Никогда не думал, что доведется писать на такую тему. О кощунственном характере самой идеи изображения православных храмов на сиденьях общественного транспорта и ее реализации в Москве мы писали[1]. Про одежду с иконами, ковры, кухонные скатерти и фартуки с ликами Христа и Богородицы тоже[2]. Даже про обувь со святыми образами пришлось недавно рассказывать[3].
Но чтобы про туалетную бумагу!.. Никогда не думал…
«Пророчество» по неведению
Впрочем, был в моей многолетней иконозащитной деятельности эпизод, когда в начале 2019 года мы с моим соратником и соавтором священником Алексием Кнутовым обсуждали текст наших «Рекомендаций по благочестивому обращению со священными изображениями» в одной общественной организации, объединяющей профессиональных иконописцев и иконоведов. К нашему удивлению, наши предложения (собственно сами правила и рекомендации) были встречены там очень настороженно и восприняты как слишком ригористичные, т.е. крайне строгие, да и слабо обоснованные к тому же. И вот тогда я не выдержал и в сердцах рубанул в лицо председателю:
– Так мы, батюшка, дождемся, что иконы на туалетной бумаге начнут печатать!..
Ответом мне был укоряющий взгляд многоуважаемого протоиерея и просьба держать себя в руках. Пришлось извиняться. Справедливости ради надо признать, что то бурное обсуждение было полезным. На высказанные нам возражения и сомнения мы нашли ответы. Продолжением работы с нашей стороны стало более детальное описание и обоснование наших рекомендаций, которые были-таки опубликованы[4]. Богословское обоснование спорных тем дали позже в соответствующих статьях: о статусе репродукции священного изображения[5], а также не освященного по чину требника[6]. Теоретической базой стали статьи серии «Святоотеческое богословие иконы», опубликованные здесь[7] и на других ресурсах[8].
Однако богословие вкупе с православным благочестием и бизнес у нас в стране живут в параллельных реальностях. Пока православные «ломают копья» и спорят, является ли кощунством сидеть в транспорте на изображениях храмов с крестами на куполах и печатать их на деньгах, бизнесмены, не заморачиваясь «теорией», годами штампуют эти изображения где им заблагорассудится, включая «прикольную» туалетную бумагу…
Как оказалось, такую продукцию, применяемую для весьма деликатных и интимных целей (скажем так), выпускают как минимум с 2015 года. То есть на момент той моей горькой тирады православные храмы четыре года уже как «штамповали» на туалетной бумаге и рулонами развешивали в клозетах… Но узнал я об этом только в первых числах января наступившего 2024 года из присланного мне знакомым священником сообщения.
Формальным прикрытием для такого кощунства стал дизайн российской банкноты достоинством 1000 рублей, согласно официальному описанию которой: «Основные изображения лицевой стороны – памятник Ярославу Мудрому, часовня на фоне кремля г. Ярославля. Основные изображения оборотной стороны – колокольня и церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле»[9].
Лицевая сторона. Дата ввода в обращение – 1 января 2001 г. Банк России
Оборотная сторона. Банк России
Таким образом, до репродукций икон на туалетной бумаге дело пока не дошло, но изображения православных храмов и памятника святому благоверному князю Ярославу Мудрому (†1054 г., память 20 февраля/5 марта)[10] туда уже попали! И в этом смысле мы – православные – уже сильно опаздываем в своей реакции.
Туалетная бумага и салфетки с принтом российской банкноты номиналом 1000 рублей образца 1997 г.
Однако обо всем по порядку.
Для начала скажем какое значение имеет изображение православного храма на денежных знаках.
Православные храмы на купюрах – с крестами и без оных
Летом 2023 года на портале Православие.Ru была опубликована серия наших статей о священных изображениях на денежных знаках[11]. Поводом к исследованию этой проблемы автором стали как комментарии читателей к нашим статьям с вопросами об образе св. Георгия Победоносца на современных мелких монетах Российской Федерации, так и общественная дискуссия в 2007–2009 гг. на тему использования изображения храмов на российских банкнотах в том числе.
Некоторые священнослужители (протоиерей Вячеслав Пушкарев[12] и игумен Филипп (Симонов)[13]) выступили резко против изображения св. Георгия Победоносца на мелких монетах и православных храмов и монастырей на российских банкнотах (номиналом 500 и 1000 рублей), считая это кощунством.
Лицевая сторона. Дата ввода в обращение – 1 января 1998 г. Банк России
Оборотная сторона. Дата ввода в обращение – 1 января 1998 г. Банк России
Однако ныне покойный протоиерей Дмитрий Смирнов[14] высказался иначе: на деньгах как на символе государства изображают то, что «драгоценно для национального самосознания». Для Украины – это Мазепа, у нас – Соловки.
«Если смотреть на денежную купюру как на флаг, то изображение святынь на них вполне естественно, почетно и приемлемо»[15].
Дольно объемное исследование традиции чеканки монеты в Византии и выпуска монет и банкнот в России (с древнейших времен до наших дней), привело автора примерно к тому же выводу:
«Присутствие христианской символики (православных храмов, известных икон, образов святых и т.п.) на государственных монетах и бонах (бумажных купюрах) России есть признание государством Православия своей ценностью… <…> Протесты должны вызывать любые кощунственные действия в отношении христианских символов и образов, в том числе на денежных знаках, а таковое действие совершает конкретный человек – держатель монеты или банкноты, а не государство как эмитент денег»[16].
Справедливость сказанного отцом Дмитрием Смирновым доказывает недавнее шумное обсуждение в СМИ нового дизайна банкноты достоинством 1000 рублей, на которой православный храм в Казани был изображен без креста[17].
В октябре 2023 года «Российская газета» сообщала о новом дизайне:
«Основное изображение лицевой стороны – Никольская башня Нижегородского кремля, на оборотной стороне отображены Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан в Казани, башня Сююмбике на территории Казанского кремля, Музей археологии и этнографии в Уфе»[18].
Изображение на купюре 1000 рублей. Лицевая сторона. Фото: Банк России
Изображение на купюре 1000 рублей. Оборотная сторона. Фото: Банк России
Указанный Музей располагается в здании бывшей Дворцовой (Введенской) церкви (XVII в.) на территории Казанского кремля. Храм горел, закрывался, восстанавливался, и последним периодом его служения как дома Божьего были годы с 1859-го по 1918-й. В том году храм был разграблен, а маковка лишена креста.
«В 2002 году здание отреставрировали, восстановив, насколько возможно, прежний облик. Но купол остался без креста. Теперь здесь музей», – сообщает АиФ-Казань[19].
Казанский кремль. Фото: телеграм-канал свящ. Павла Островского
Однако российскую общественность музейный статус Дворцовой церкви не успокоил. Не остались в стороне и представители Русской Церкви. С призывом более тщательно подходить к выбору изображений на купюрах во избежание межрелигиозных трений выступили председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и его заместитель Вахтанг Кипшидзе[20], а также известный православный миссионер священник Павел Островский[21]. Свое согласие с В.Р. Легойдой высказал председатель Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас[22]. Мнение сенатора процитировали СМИ[23].
Проект новой банкноты Банка России номиналом 1000 руб. (слева) и историческое фото (справа). Православный храм (ныне Музей истории государственности татарского народа) без креста на куполе. Рядом с ним – башня Сююмбике в Казанском кремле с полумесяцем на шпиле. Фотоколлаж: Lenta.ru
Были и более резкие высказывания и даже обращения в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ. В результате бурного обсуждения в СМИ подготовленный Банком тираж новых банкнот не поступил в широкое обращение, о чем было сообщено уже через два дня[24].
То есть и российское общество, и представители синодальных учреждений РПЦ, и представители государственной власти обозначили, насколько Православие значимо для современной России: едва заметный на старых фотографиях крест на куполе ныне закрытого и превращенного в музей храма, а потому там отсутствующий, «перевесил» все художественные достоинства нового дизайна и заставил Банк России отказаться от него. Банк пообещал доработать дизайн.
Показательна реакция В.Р. Легойды. Похвалив руководство Банка России за адекватную реакцию на запросы гражданского общества, он отметил:
«Совершенно очевидно, что верующие люди имеют право голоса при рассмотрении вопроса об использовании в публичном пространстве изображений, относящихся к религиозному наследию. Мы, со своей стороны, выступаем за то, чтобы православный крест, который олицетворяет религиозную и культурную идентичность большинства наших граждан, был естественной частью государственной символики нашей страны»[25].
Если так важно присутствие едва заметного крестика на маковке церквушки, изображенной на банкноте, то как же тогда православная общественность должна отреагировать на изображение всей банкноты – с храмом, часовней, с крестами и памятником св. блгв. князю Ярославу – на туалетной бумаге, о назначении которой публично и говорить-то неприлично?!
Кощунственные приколы оптом и в розницу
«Туалетная бумага прикол с рисунком денег 1000 руб.». Фото: интернет-магазин Wildberries
После первого шока от присланных мне фотографий рулонов туалетной бумаги, на которой изображен памятник св. блгв. кн. Ярославу Мудрому и православные храмы, я, конечно, начал искать информацию об этом «товаре» в сети. И сразу же нашел.
Оказывается, эта прикольная «туалетка» (термин взят из комментариев к товару в сети) продается не тайком где-то там из-под полы, в темных подворотнях, а вполне открыто предлагается во многих (если не всех) интернет-магазинах, начиная с крупнейших: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и др. На Aliexpress к моему «приходу» товар уже разобрали с общей оценкой 4,2 балла, но множество других интернет-площадок бойко торгует этим «прикольным товаром». Так что желающие «приколоться» легко его найдут.
Сайт Wildberries дает подробную характеристику товару (приводится в сокращении):
«Прикольная туалетная бумага с картинками… в виде купюр обязательно привлечет к себе внимание в ванной комнате, поднимет настроение и сделает вашу ванную комнату и туалет оригинальным и уютным. Такая туалетная бумага отлично подойдет для дома, дачи, для офисов, гостинец, кафе, ресторанов и во многих других организациях. <…> Сувенирная туалетная бумага станет хорошим дополнительным подарочком. У нашей туалетной бумаги хорошее качество и четкий рисунок. <…> Рулонную туалетную бумагу можно подарить как шуточный подарок или веселый сюрприз близким и друзьям. Туалетную бумагу можно использовать для личной гигиены всех членов семьи. <…> Длина рулона 25 метров. Рисунок повторяется»[26].
Итого: 25 метров повторяющихся четких рисунков православных храмов и русского святого, предназначенных для истребления последствий дефекации и спускания вместе с калом и мочой в канализацию…
Поиски поставщика этого «сувенирного изделия» вначале привели к некоему «ТД Филькина грамота», который на поверку оказался индивидуальным предпринимателем, обозначенным как «Ширяев Филипп Владимирович ИП, ИНН: 360601483084»[27]. Там же говорится, что всех товаров от этого ИП имеется 2616, им выставлены 9 022 оценки со средним баллом 4,7.
Интернет-магазин Ozon сообщает, что страна-изготовитель прикольной туалетной бумаги от «ТД Филькина грамота» – Россия; вид выпуска товара – фабричное производство[28]. То есть кощунственный товар делают отнюдь не «китайские товарищи», которых у нас принято ругать за все и вся, а производится он в нашем богоспасаемом Отечестве, может быть и иноверно-иноземными мигрантами, но под руководством и по заказу вполне себе русских людей, коими же и продается на всех площадках.
Кощунственный товар делают отнюдь не «китайские товарищи» – производится он в нашем богоспасаемом Отечестве
У поставщика имеется свой сайт[29] с прикольным логотипом – карикатурой на Герб России: двуглавый орел, на две головы которого одеты двухцветные шутовские колпаки, в одной лапе игрушечная фигурка шута, в другой – матрешка, на груди «щит» в виде развернутой грамоты с большой буквой ферт «Ф» в центре.
«Герб» ИП Ширяева Ф.В.
Заметим, что этот поставщик (который, вероятно, заказывает производство всей своей сувенирной продукции у разных производителей) предлагает аж 47 видов прикольной туалетной бумаги! Тут и деньги стран мира (доллары, евро, рубли), и анекдоты, судоку, картинки из Кама сутры (и прочие эротические рисунки), русско-английский и русско-японский разговорники, карикатуры на Обаму и Байдена, флаги США, НАТО, Великобритании и других стран…
Описание продукции незамысловатое:
«Прикольная туалетная бумага с картинками, смешными текстами, анекдотами и номиналом купюр – это отличный и недорогой подарок, который поднимет настроение и будет уместен на любое праздничное событие»[30].
Туалетная бумага «1000 руб.» Фото: сайт «Филькина грамота»
Сортировка «туалетки» по популярности на сайте показывает, что кощунственная продукция с дизайном банкноты «1000 рублей» занимает почетное седьмое место (из 47!). Впереди только рулоны «100 долларов» и «Анекдоты».
Предлагаются и прикольные салфетки, в том числе с «номиналом банкноты 1000 рублей».
«Прикольные бумажные салфетки». Фото: сайт «Филькина грамота»
«Филькина грамота» – не единственный бренд на рынке приколов. Туалетная бумага «1000 рублей» производится и продается под брендом «Эврика» и «Русма». Последняя продается, например, на Яндекс Маркете.
По данным интернет-портала РБК правообладателем бренда «Русма» является Производственно-коммерческая фирма РУСМА (г. Санкт-Петербург)[31]. Производство «шуточной продукции» не является основным видом деятельности вполне себе серьезной ООО «ПКФ «Русма»; она занимается производством нефтепродуктов, смазочных материалов и химических веществ и т.п. Учредитель фирмы – Нариманова Галина Эриковна, генеральный директор – Барановский Михаил Георгиевич, в компании 61 сотрудник[32]. Тем не менее фирма «подарила» свой бренд бесчисленному количеству прикольных рулонов туалетной бумаги, среди которых и кощунственные «1000 рублей». Хочется верить, что она сделала это по неведению…
Если почитать отзывы покупателей на туалетную бумагу «1000 рублей», например, на сайте Ozon (товар идет как «Туалетная бумага “Эврика”»), то чаще всего пишут, что, мол, стоит дороговато, рисунок виден хорошо, размер, правда, маловат, но поскольку качество бумаги хорошее, то можно использовать по прямому назначению.
Туалетная бумага «1000 рублей». Фото: OZON
Кому-то не нравится качество рисунка или бумаги, кто-то хвалит за оригинальность… Типа: «очень хороший подарок для друзей»; «отличный прикол в подарок»…
И почти никто не возмущается кощунством!
Только самый ранний из найденных отзывов (23 июля 2016 г.) на сайте «Отзовик» полон горечи и возмущения:
«Пишу про ужасную вещь, подаренную мне знакомой. Знают все наши русские люди: ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как последние 3 квадратика туалетной бумаги. Вот и решил производитель сей продукции пошутить. И пошутили, да не смешно, а обидно за Державу вышло – тут плакать хочется. Ведь на купюрах изображены города-герои, на данной – Ярославский Кремль. Забыл народ про совесть и праведность. Все “хи-хи” да “ха-ха”: забыли, что придет время и “пустословы дошутятся до вечной муки”. Приобретать данный продукт не собираюсь, да и “подарок” полетел у меня в топку. Пусть огонь уничтожит это мракобесие. Совести нет у производителя…»[33]
Но это единственный подобный отзыв, который удалось найти на просторах сети!..
«Туалетная бумага с необычным рисунком». Источник фото и подписи: сайт Отзовик
В ряду вполне нейтральных комментариев к этому отзыву солидарен с автором только один читатель (от 4 мая 2017):
«А никого не смущает, что на 1000-рублевой купюре изображен город Золотого Кольца Ярославль, храмы с крестами, памятник святому князю Ярославу Мудрому? Неужели ради забавы можно через все переступить?»[34]
Оказывается, для очень-очень многих переступить МОЖНО!
Но кто-то же должен остановить это кощунство!
О чувствах гражданских и религиозных
В нашем государстве принято много хороших, правильных документов, в которых говорится о памяти предков, исторической памяти, любви к Родине, вере в Бога, уважении к религии, пользе религиозных организаций…
Так, в 2020 году были приняты важные поправки к Конституции РФ. В ее новой редакции говорится: народ России чтит «память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» (Преамбула); Российская Федерация сохраняет «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога» (Ст. 67.1, ч. 2)[35].
В 2021 году была утверждена новая редакция Стратегии национальной безопасности России[36], важнейшим условием которой признается сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. В документе указывается, что национальным приоритетом на долгосрочную перспективу, в частности, является «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» (Ст. 26.8. Курсив наш. – В.Н.). Соответственно, одной из целей «государственной и общественной безопасности» является «защита… традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств» (Ст. 46). Поэтому одной из важных задач является, в том числе, «поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей…» (Ст. 93).
Согласно документу:
«К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся… высокие нравственные идеалы… приоритет духовного над материальным… историческая память и преемственность поколений» (Ст. 91. Курсив наш. – В.Н.).
Наконец, в Уголовном кодексе РФ есть статья 148 «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», в первой части которой сказано:
«Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок»[37].
Однако даже не связанные с религией приколы часто не безобидны и оскорбляют чувства нормального гражданина страны, противоречат перечисленным духовно-нравственным ценностям. Например, в ряду изделий туалетной «денежной» бумаги есть и рулоны с дизайном российской банкноты 5000 рублей. На ней изображены памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому и набережная в г. Хабаровске (на лицевой стороне); мост через р. Амур в г. Хабаровске (на обороте)[38].
Банкнота Банка России образца 1997 г. номиналом 5000 руб. Лицевая сторона. Источник: Банк России
Банкнота Банка России образца 1997 г. номиналом 5000 руб. Оборотная сторона. Источник: Банк России
Н.Н. Муравьев-Амурский (1809–1881) – русский государственный деятель, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. Участвовал в Кавказской войне (в 1838–1841 гг.), служил губернатором Тулы (1846–1847), генерал-губернатором Восточной Сибири (1847–1861). В истории расширения российских владений в Сибири Муравьев-Амурский сыграл видную роль: ему принадлежит почин в возвращении Амура, уступленного Китаю в 1689 году. Основатель Благовещенска, Хабаровска и Владивостока. Памятники ему установлены как в названных городах, так и в Чите, Находке, барельеф в Иркутске[39].
Прикольная туалетная бумага «5000 рублей»
А теперь вопросы.
Позволительно ли гражданину России подтираться в клозете портретом человека, сделавшего для страны гораздо больше многих из тех, кто пользуется услугами современной канализации «в офисах, гостиницах, кафе, ресторанах и во многих других организациях», где предлагается употреблять бумагу с дизайном банкноты 5000 рублей?
Приятно ли жителям Хабаровска видеть в интернет-магазине фотографии туалетной бумаги с видами родного города и его гербом? Именно в сортирах российские граждане таким паскудным образом чтят «память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству»? Укрепляют там свою «историческую память» туалетной бумагой «1000 рублей» с сакральными объектами древнего русского города Ярославля?..
Прикольная туалетная бумага «5000 рублей»
А после выпуска Банком России новых банкнот «приколисты от бизнеса» наладят новые виды туалетной бумаги, чтобы глумиться над Спасской башней Московского кремля и Ржевским мемориалом Советскому солдату (банкнота 100 рублей 2022 г.); Екатеринбургом и Челябинском (банкнота 5000 рублей 2023 г.) и другими городами России с их памятниками и достопримечательностями?
Не оскорбляет ли такая продукция гражданских чувств всех россиян независимо от их отношения к религии и атеизму?..
И от того, что такое возможно и реально происходит в нашем Отечестве, мне, как и автору процитированного выше отзыва на прикольный товар, «обидно за Державу» и стыдно, что она позволяет так глумиться над своей историей и культурой.
Что дальше?
Если не остановить бизнесменов-смехотворцев сейчас, их кощунства могут зайти слишком далеко. Как учит криминалистика, правонарушитель, не встречая отпора, со временем склоняется ко все более тяжким преступлениям и, как правило, совершает их. Это закон криминального поведения, доказанный практикой.
Стодолларовые банкноты США с портретом американского политического деятеля Бенджамина Франклина на туалетной бумаге уже давно печатают. Банкноты евро – тоже. Российские банкноты 1000 и 5000 рублей обсуждались выше. Кто следующий?
Например, мало кто кроме специалистов-бонистов знает, что изображено на банкнотах Македонии или Болгарии. А что мешает приколистам в числе другой иностранной валюты печатать и их на «туалетке»? Посмотрите на иллюстрации ниже, и вы поймете, что из этого выйдет.
В Македонии в разные годы кроме банкнот с изображением храмов выпускались банкноты 50 денаров с репродукцией фрески Архангела Гавриила из церкви св. Георгия в Курбиново (XII в.) и 1000 денаров с изображением фрагмента иконы Божией Матери «Эпискепсис» из храма св. Врачи-Мали в Охриде (нач. XIV в.).
50 денаров, Македония. Оборотная сторона: Архангел Гавриил с фрески из церкви св. Георгия в Курбиново, XII век. Годы выпуска: 1996, 1997, 2001, 2003, 2007, 2018
1000 денаров, Македония, Македония, г. Скопье, январь 2009 г. Лицевая сторона: Богородица Епискепсис, Охрид, XIV век. Годы выпуска: 1996, 2003, 2009, 2013, 2016, 2018, 2022
Похожая ситуация и в Болгарии. Но если прп. Паисий Хилендарский представлен на банкноте 2 лева посредством светского портрета, то прп. Иоанн Рыльский изображен как на иконе.
Паисий Хилендарски, 1722–1773. 2 лева. Болгарский народный банк, 1999 г.
На аверсе: Св. Иван Рилски (876–946). 1 лев. Болгарский народный банк, 1999 г.
NB
Отметим, кстати, что кощунственные кухонные скатерти и фартуки с репродукциями православных икон Господа Иисуса Христа и Богородицы до недавнего времени изготавливались и продавались в Москве, о чем пришлось писать два с лишним года назад[40]. Однако с тех пор фирма радикально изменила свой модельный ряд, и в наступившем 2024 году там не удалось найти ни одной «иконы» на кухонной ткани. Самый «православный» фартук – с церковью в русском городском пейзаже.
Фартук кухонный регулируемый «Зима в городе», универсальный размер, ap_15096. Источник: сайт производителя
То ли производитель просто решил изменить свой ассортимент, то ли одумался и отрекся от былого богохульства, но по факту теперь там в рубрике «портрет» больше изобилуют африканские маски, да изредка встречается некое безымянное восточное божество. И на том спасибо, как говорится.
Фартук кухонный регулируемый «Божество в тигровой шкуре», универсальный размер, ap_19241. Источник: сайт производителя
Прежде чем вернуться к кощунственной туалетной бумаге и к аргументам за запрет ее производства, напомним учение Церкви о священных изображениях.
Изображения священного
Как правило, икона – это святой образ, т.е. образ святой ипостаси – изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы, ангелов Божиих, святых угодников. Возможны также различные изображения священного – храмов, часовен, святых мест, религиозных реликвий (например, раки со святыми мощами).
Ранее, в связи с обсуждением дизайна сидений в общественном транспорте Москвы[41], нам уже приходилось писать, что поругание изображения храма также является кощунством и оскорблением религиозных чувств верующих, как и бесчестие икон. Кратко повторим аргументы.
Православный храм есть особое место присутствия Божия или, говоря иначе, Дом Божий. Поэтому каноны и правила Церкви издревле предписывают беречь христианские храмы.
«Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающия в нем собрания: да будет под клятвою», – гласит 5-е правило Гангрского Собора[42].
А 21-е правило провозглашает почитание «домов Божиих» и всякого места, созданного во имя Божие[43].
97-е правило Трулльского (Шестого Вселенского) Собора строго осуждает тех, кто небрежно относится к любым священным местам, кто «священные места обращают в обыкновенные, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают». Не соблюдающие это миряне отлучаются от Церкви, а клирики извергаются из сана[44].
При таком утвержденном обычаем и канонами Церкви отношении к храму Божию как к христианской святыне христианин должен благоговейно относиться и к его изображению. Оно есть икона (образ) реального храма, которая возводит ум зрителя к первообразу – «Дому Божию», а через него и к Самому Творцу.
В случае поругания изображения храма присутствие на нем куполов с крестами усугубляет кощунство. 73-е правило Трулльского Собора гласит:
«Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему… повелеваем: изображения Креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати»[45].
Туалетная бумага с изображением банкноты достоинством 1000 рублей
Изображение Креста Господня Церковь почитает наравне с иконой (догмат Седьмого Вселенского Собора[46]). Бесчестие, нанесенное знаку креста, восходит к его первообразу – Животворящему Кресту Христову и распятому на нем Самому Спасителю, а потому есть богохульство и кощунство.
Догмат Вселенского Собора постановляет отлучать от Церкви тех, кто осмеливается «презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись», а также осмеливающихся «с хитростию и коварно выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в Кафолической Церкви законных преданий»[47].
Добавим, что, согласно православному богословию иконы, бесчестие, наносимое образу (изображенному), восходит к первообразу (к изображаемому). Именно так это понимали в Византии, и потому оскорбление портрета (т.е. не иконы – святого образа!) императора (в том числе на монете) приравнивалось к оскорблению самого императора и сурово каралось вплоть до смертной казни.
На Седьмом Вселенском Соборе зачитывались соответствующие суждения святых отцов. Из послания св. Анастасия, епископа Феопольского, на Соборе было зачитано:
«Как наносящий бесчестие портрету императора подвергается праведному наказанию… также точно и оказывающий бесчестие чьему бы то ни было образу, наносит оскорбление тому самому, чей это образ»[48].
Св. Симеон Столпник в письме к царю Иустину младшему призывает наказать осквернителей икон Христа и Богородицы по примеру тех, кто оскорбляет императорский портрет[49].
А преподобномученик и исповедник Стефан Новый († 767; память 28 ноября/11 декабря) был отправлен в темницу, а позже подвергнут мучительной казни за то, что на суде императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) попрал ногой монету с его портретом, доказывая этим действием, что и бесчестие иконы Христа переходит на Царя Небесного[50].
Думаю, каждому понятно, что попирать изображение храма и креста на нем ягодицами и испражнениями пользователя прикольной туалетной бумаги с принтом тысячерублевой банкноты гораздо кощунственнее, чем попирать ногой нарисованный на земле крест (73-е пр. Трулл.).
Кроме того, на банкноте достоинством 1000 рублей изображен скульптурный портрет св. Ярослава Мудрого (в виде ростового памятника). Поэтому кощунственное действие в отношении этого изображения восходит к самому святому князю и подпадает под анафему Седьмого Вселенского Собора.
А теперь о том, что делать с теми, кого не пугает церковная анафема.
Немного об Уголовном кодексе РФ
Как уже говорилось выше, в Уголовном кодексе РФ есть статья 148, которая начинается словами:
«Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются…»
Как пишет юрист Т.О. Крючков, современное российское законодательство защищает не веру и предметы культа, а «либо чувства верующих, либо их право на исповедание религии». Органы власти не имеют прямых предписаний действовать в пользу церковного благочиния. «Однако церковные порядки в конечном счете входят в более общую категорию “общественного порядка”». И его нарушение в части, касающейся веры, «государство считает более опасным, а потому рассматривает как уголовное преступление»[51].
Т.О. Крючков разъясняет, что является «оскорблением» с точки зрения закона:
«…сам характер действия должен быть таков, что его оскорбительность очевидна для любого субъекта права, не только верующего, но, например, и судьи, который должен будет констатировать оскорбительный характер без привлечения экспертов. <…> Например, очевидная брань, непристойность и т.п. – словом, все, что может оскорбить человека в любой ситуации, но перенесенное на священный предмет»[52].
На наш взгляд, все сказанное вполне подходит для ситуации с кощунственной туалетной бумагой, ибо что может быть более непристойного даже для светского изображения?! Размещение изображения священного на неподобающем предмете оскорбительно само по себе, не говоря уже о применении такого товара по прямому назначению. Если на туалетной бумаге разместить фотографии близких людей заказчика, художника и ее производителя или их самих и развесить такие рулоны в клозетах, эти люди очень обидятся.
Т. Крючков продолжает:
«…для квалификации необходимо констатировать наличие заведомой цели – оскорбление. Обычно цель оскорбления презюмируется, если лицо, совершившее это, не может объяснить разумно свой поступок, но при этом сама форма поступка определенно оскорбительна, то есть система символов и символических действий в данном обществе рассматривает действие как оскорбительное (плевок, непристойные жесты). Обычно это связано также с намерением высмеять»[53].
С «символическим действием» (использованием изображения священного при дефекации) все очевидно, а намерение посмеяться прямо провозглашается в рекламных текстах поставщика и продавца товара: «Прикольная (т.е. для смеха. – В.Н.) туалетная бумага с картинками, смешными текстами, анекдотами и номиналом купюр…»[54]; «шуточный подарок или веселый сюрприз»[55].
Что же касается публичности действия, упомянутого в ст. 148, то достаточно запустить в интернете поиск на ключевые слова «прикольная туалетная бумага 1000 рублей», чтобы убедиться в массовости и распространенности этого «феномена».
Скриншот поиска по запросу «Туалетная бумага 1000 рублей»
Кроме того, интернет-магазины сами сообщают, что этот кощунственный товар подойдет не только для личного пользования, но и для «для офисов, гостиниц, кафе, ресторанов и во многих других организациях»[56].
Таким образом, можно констатировать следующее:
- для православных христиан изображение православных храмов и памятника святому князю Ярославу Мудрому на банкноте Банка России достоинством 1000 рублей образца 1997 года является изображением священного, охраняемого нормами церковного канонического права (5-е и 21-е пр. Гангр.; 73-е и 97-е пр. Трулл.; догмат Седьмого Вселенского Собора);
- сакральный характер этих изображений подтверждается как правилами православного благочестия и обихода, так и нормами церковного канонического права (см. выше);
- поэтому сам факт размещения изображения священного на таком неподобающем предмете, как туалетная бумага, является оскорбительным для православных христиан;
- применение подобной бумаги по прямому назначению (для устранения последствий дефекации) является особо оскорбительным символическим действием;
- причем носит все это публичный характер.
Заключение
Политические лидеры и официальные государственные документы России провозглашают защиту традиционных духовно-нравственных ценностей, в числе которых по смыслу содержатся и ценности традиционных религий нашей страны, а значит и Православия.
В Православной Церкви почитание священных изображений является древнейшей двухтысячелетней традицией и догматом веры, т.е. богооткровенной, вероучительной истиной о Боге и Его отношении к миру, хранимой, проповедуемой и объясняемой Церковью, имеющей законообязательную силу для всех христиан[57].
Поэтому всякое оскорбительное отношение к священным изображениям в светском российском обществе (внешнем по отношению к Церкви), в том числе со стороны бизнес-сообщества, производящего кощунственные товары и торгующего ими, и отсутствие реакции на это правоохранительных органов, могут породить у православных граждан сомнения в искренности провозглашаемых государством целей и задач в области защиты традиционных духовно-нравственных ценностей.
Если Россия противостоит общемировой апостасии, то нам нужны специальные действия по защите религиозных ценностей и святынь для сохранения социального согласия, межрелигиозного мира и мира между верующими и неверующими (атеистами, агностиками) в российском обществе. Общественная дискуссия о кресте на маковке православного храма на новой банкноте (номиналом 1000 руб.) показала, насколько хрупко это равновесие и как оно дорого всем, кому дорога Россия.
С другой стороны, описанное выше очередное кощунство в отношении изображений священного понуждает и нас самих – православных христиан, исправить собственную практику неподобающего употребления священных изображений, т.е. не ради их молитвенного почитания, а для ненужного украшательства обыденных предметов (включая упаковку «товаров для православных»), о чем автор пишет уже много лет.
Поэтому в заключение еще раз напомним слова юриста и богослова Т.О. Крючкова о том, почему наше благочестивое отношение к нашим же святыням так важно для их юридической защиты от оскорблений внешними:
«Любое небрежное отношение внутри Церкви к священному делает доктринально невозможной защиту этих же ценностей на правовом уровне. Противоправное поведение внешних должно разительно отличаться от отношения к тем же предметам, ставшего нормой для самих православных. Необходимо, чтобы как на уровне священноначалия, так и в бытовой, производственной плоскости были приняты меры по уважительному отношению к соответствующим каноническим нормам»[58].
Остается пожелать, чтобы каждый из нас начал с себя, а священноначалие приняло, наконец, долгожданный общецерковный обязывающий документ, регламентирующий употребление священных изображений вне литургического пространства.
[1] Кнутов А., свящ., Немыченков В.И. О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте // Православие.ру. 16 июля 2019. URL: https://pravoslavie.ru/122306.html
[2] Немыченков В.И. «А Васька слушает да шьет»: И вновь о кощунствах против православных икон // Православие.ру. 16 сентября 2021 г. URL: https://pravoslavie.ru/141796.html
[3] Немыченков В.И. «Блюдите убо, како опасно ходите…».
- Ботинки с принтами // Православие.ру. 12 декабря 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/157742.html;
- «Заставь дурака Богу молиться…» // Православие.ру. 13 декабря 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/157752.html
[4] Публиковались на портале Православиие.ру в 2019–2020 гг. в виде серии статей:
Кнутов Алексий, свящ., Немыченков В.И. Проблемы современного иконопочитания. Ч. 1–6.
- В чем мы прегрешаем против догмата об иконопочитании // Православие.ру. 15 марта 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/119929.html
- Икононебрежение в печатной продукции // Православие.ру. 1 апреля 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/120255.html
- Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность // Православие.ру. 18 апреля 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/120684.html
- Принципы благочестия // Православие.ру. 31 мая 2019 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/121531.html
- Просфоры, артосы и… торты для батюшек // Православие.ру. 6 марта 2020 г. URL: https://pravoslavie.ru/129071.html
- Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями // Православие.ру. 5 августа 2020.
URL: https://pravoslavie.ru/133133.html#_edn25
[5] Немыченков В.И. Может ли репродукция быть святыней Церкви?
- Постановка проблемы [Электронный ресурс] // Православие.ру. 03.06.2022. URL: https://pravoslavie.ru/146532.html
- Святоотеческий ответ [Электронный ресурс] // Православие.ру. 07.06.2022. URL: https://pravoslavie.ru/146576.html
Немыченков В.И. Чудотворные репродукции икон: Как Церковь относится к техническим копиям священных изображений [Электронный ресурс] // Православие.ру. 27.07.2022. URL: https://pravoslavie.ru/147408.html.
[6] Немыченков В.И. Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии.
- Истоки и историческая полемика о чине освящения икон [Электронный ресурс] // Православие.ру. 10.08.2022. URL: https://pravoslavie.ru/147643.html
- Богословие иконы и современная церковная дискуссия [Электронный ресурс] // Православие.ру. 11.08.2022. URL: https://pravoslavie.ru/147662.html.
[7] Немыченков В.И. Святитель Феодор Абу Курра, епископ Харранский, о почитании икон // Православие.ру. 03 марта 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/151284.html; Его же. Святоотеческое богословие иконы. Прп. Иоанн Дамаскин // Православие.ру.
[8] Немыченков В.И. Святоотеческое богословие иконы.
- Часть 1. (Введение. Термины) // Богослов.ру. 23 июня 2023 г. URL: https://bogoslov.ru/article/6192346;
- Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) // Богослов.ру. 29 июля 2023 г. URL: https://bogoslov.ru/article/6192676
- Его же. Святоотеческое богословие иконы. Часть 3. Седьмой Вселенский Собор о святости иконы (787 г.) // Богослов.ру. 18 августа 2023 г. URL: https://bogoslov.ru/article/6192821
- Его же. Святоотеческое богословие иконы. Часть 4. Свт. Никифор патриарх Константинопольский (ок. 758–828 гг.) // Богослов.ру. 15 сентября 2023 г. URL: https://bogoslov.ru/article/6193123
- Его же. Святоотеческое богословие иконы. Часть 5. Прп. Феодор Студит (759–826 гг.) // Богослов.ру. 6 октября 2023 г. URL: https://bogoslov.ru/article/6193373
- Его же. Святоотеческое богословие иконы. Часть 6. Свт. Фотий, патриарх Константинопольский (ок. 820–891 гг.) // Богослов.ру. 7 ноября 2023 г. URL: https://bogoslov.ru/article/6193771
[9] Банкнота Банка России образца 1997 года номиналом 1000 рублей // Банк России. URL: https://cbr.ru/cash_circulation/banknotes/1000rub/?tab.current=y1997
[10] О князе Ярославе см., например, недавнюю публикацию: Владислав Цыпин, прот. Правление великого князя Ярослава Мудрого. История Европы дохристианской и христианской // Православие.ру. 10 января 2024 г. URL: https://pravoslavie.ru/158137.html
[11] Немыченков В.И. Христианские образы на денежных знаках: pro et contra
- Христианские образы на денежных знаках: pro et contra // Православие.ру. 4 августа 2023 г. (Общественная дискуссия). URL: https://pravoslavie.ru/155187.html
- Монеты Византии // Православие.ру. 7 августа 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/155272.html
- Сакральность христианского императора в нумизматике // Православие.ру. 8 августа 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/155297.html
- Христианская символика на монетах Древней Руси и дореволюционной России // Православие.ру. 9 августа 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/155335.html
- Христианская символика на денежных знаках СССР и Российской Федерации // Православие.ру. 10 августа 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/155352.html
- Профанация священного на монетах частных производителей // Православие.ру. 15 августа 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/155433.html
[12] Пушкарев Вячеслав, прот. Образ, который не для печати [Электронный ресурс] // Русская линия. 31 июля. 2007. URL: https://rusk.ru/st.php?idar=171412 (дата обращения: 02.08.2022). В августе 2007 г. это же заявление прозвучало в интервью газете «Комсомольская правда – Иркутск», а на сайте Иркутской епархии было опубликовано письмо протоиерея Вячеслава Пушкарева, на тот момент заведующего миссионерским отделом Иркутской Епархии РПЦ МП.
[13] Гамов А. «Сколько кадилом ни маши, рубль крепче не станет. Работать надо!» // Комсомольская правда. – 2009. – 26 августа. URL: https://www.kp.ru/daily/24349/537986/ (дата обращения: 02.08.2022); Эксперт Счетной палаты: уберите церкви с денег [Электронный ресурс] // Вести. 27 августа 2009. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=312405&cid=7 (дата обращения: 02.08.2022). Игумен Филипп (Симонов) – на тот момент начальник инспекции по контролю за банковской системой, кредитными учреждениями и мониторингу финансовых рынков Счетной палаты Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова, заместитель председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата.
[14] Протоиерей Дмитрий Смирнов – в то время председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
[15] Смирнов Димитрий, прот. Главное – не надо переходить грань допустимого [Электронный ресурс] // Русская линия. 27 августа 2009. URL: https://rusk.ru/newsdata.php?idar=184585 (дата обращения: 02.08.2022).
[16] Немыченков В.И. ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ НА ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКАХ: pro et contra. Часть 6. Профанация священного на монетах частных производителей // Православие.ру. 15 августа 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/155433.html. Развернутые выводы по исследованию см. в данной публикации.
[17] «Дорисовать крест или убрать полумесяц не получится» // КоммерсантЪ. 18.10.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6282926/; Скандал вокруг церкви без креста на тысячерублевой купюре бросил тень на ЦБ // Московский комсомолец. 17.10.2023. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/10/17/skandal-vokrug-cerkvi-bez-kresta-na-pyatitysyachnoy-kupyure-brosil-ten-na-cb.html
[18] В оборот вышли обновленные купюры в 1000 и 5000 рублей // Российская газета. 16.10.2023 г. Федеральный выпуск: №234(9179). URL: https://rg.ru/2023/10/16/izmenilis-v-lice.html . Курсив наш. – В.Н.
[19] Креста на вас нет! Почему новая 1000-рублевка – без христианского символа // АиФ-Казань. 16.10.2023 г. URL: https://dzen.ru/a/ZS0f111zYzOr4lZG
[20] В РПЦ отреагировали на изображение на новой купюре в 1000 рублей храма без креста // Российская газета. 16.10.2023 г. URL: https://rg.ru/2023/10/16/v-rpc-otreagirovali-na-izobrazhenie-na-novoj-kupiure-v-1000-rublej-hrama-bez-kresta.html
[21] Телеграмм-канал «Павел Островский». URL: https://t.me/pavelostrovski/6190 . Курсив наш. – В.Н.
[22] Телеграмм-канал «КЛИШАС». URL: https://t.me/andreyklishas/2633 . Курсив наш. – В.Н.
[23] Клишас назвал провокационным изображение храма без креста на купюрах // РБК. URL: https://www.rbc.ru/finances/17/10/2023/652e8b719a79475954ef8515 . Курсив наш. – В.Н.
[24] «В настоящее время принято решение остановить выпуск банкноты. В широкое обращение она не поступила» (Банк России доработает дизайн обновленной банкноты в 1000 рублей // Банк России. Пресс-релиз. 18 октября 2023 года. URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=638332118901765878COINS.htm ).
[25] Телеграмм-канал «Владимир Легойда». URL: https://t.me/vladimirlegoyda/7464 . Курсив наш. – В.Н.
[26] Туалетная бумага прикол с рисунком денег 1000 руб. Характеристики и описание // Wildberries. URL: https://www.wildberries.ru/catalog/168893007/detail.aspx . Курсив наш. – В.Н. (дата обращения: 02.01.2024 г.).
[27] ТД Филькина грамота. URL: https://www.wildberries.ru/seller/30620 (дата обращения: 03.01.2024 г.).
[28] Сувенирная туалетная бумага прикол «1000 рублей», 2 слоя, 25 метров // Ozon. URL: https://www.ozon.ru/product/suvenirnaya-tualetnaya-bumaga-prikol-1000-rubley-2-sloya-25-metrov-362718897/#section-description--offset-140 (дата обращения: 03.01.2024 г.).
[29] Филькина грамота. URL: https://f-gramota.ru/
[30] URL: https://f-gramota.ru/product/tualetnaya-bumaga-i-salfetki/tualetnaya-bumaga/tualetnaya-bumaga-1000-rub/ (дата обращения: 03.01.2024 г.). Курсив наш. – В.Н.
[31] РУСМА // РБК Компании. URL: https://companies.rbc.ru/trademark/238407/rusma/ (дата обращения: 04.01.2024 г.).
[32] ООО «ПКФ «Русма» // РБК Компании. URL: https://companies.rbc.ru/id/1027807969111-ooo-proizvodstvenno-kommercheskaya-firma-rusma/#general (дата обращения: 04.01.2024 г.).
[33] Гейдрих Марина. Отзыв: Туалетная бумага Эврика «1000 рублей» // Отзовик. 23 июля 2016 г. URL: https://otzovik.com/review_3570569.html . Курсив наш. – В.Н.
[34] Там же. Курсив наш. – В.Н.
[35] Конституция Российской Федерации // Сайт Госдумы РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/48953/
[36] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=602263723
[37] Уголовный кодекс РФ // Законодательство России. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 . Курсив наш. – В.Н.
[38] Банкнота Банка России образца 1997 года номиналом 5000 рублей // Банк России. URL: https://cbr.ru/cash_circulation/banknotes/5000rub/?tab.current=y1997
[39] Википедия.
[40] Немыченков В.И. «А Васька слушает да шьет»: И вновь о кощунствах против православных икон // Православие.ру. 16 сентября 2021 г. URL: https://pravoslavie.ru/141796.html
[41] Кнутов А., свящ., Немыченков В.И. О Мосгортрансе и кощунствах в транспорте [Электронный ресурс] // Православие.ру. 16 июля 2019. URL: https://pravoslavie.ru/122306.html
[42] Правила Святаго Поместнаго Собора Гангрского. 5 // Книга правил. М., 1893. С. 148–149. Курсив наш – В.Н.
[43] Гангр. 21. Там же. С. 151.
[44] Правила Святаго Вселенскаго Шестаго Собора, Константинопольского, иже в Трулле // Книга правил. М., 1893. С. 115.
[45] Там же. С. 106–107. Курсив наш – В.Н.
[46] Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – С. 590–591.
[47] Там же.
[48] Деяния Вселенских Соборов. Деяние четвертое. Т. 4. Указ. соч. С. 443. Курсив наш. – В.Н.
[49] Деяния Вселенских Соборов. Деяние пятое. Т. 4. Указ. соч. С. 492.
[50] Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый // http://www.patriarchia.ru/db/text/912832.html. Также см.: Страдание святого преподобномученика Стефана Нового // Димитрий Ростовский, свт. Жития святых.
[51] Крючков Тимофей. Правовая защита священного. Сравнительный анализ дореволюционного и современного российского законодательства // Православие.ру. 06.02.2014. URL: http://www.pravoslavie.ru/68190.html. Курсив наш. – В.Н.
[52] Там же. Курсив наш. – В.Н.
[53] Там же. Курсив наш. – В.Н.
[54] ТД Филькина грамота. URL: https://f-gramota.ru/product/tualetnaya-bumaga-i-salfetki/tualetnaya-bumaga/tualetnaya-bumaga-1000-rub/ (дата обращения: 03.01.2024 г.).
[55] Туалетная бумага прикол с рисунком денег 1000 руб. Характеристики и описание // Wildberries. URL: https://www.wildberries.ru/catalog/168893007/detail.aspx . Курсив наш. – В.Н. (дата обращения: 02.01.2024 г.).
[56] Туалетная бумага прикол с рисунком денег 1000 руб. Характеристики и описание // Wildberries. URL: https://www.wildberries.ru/catalog/168893007/detail.aspx . Курсив наш. – В.Н. (дата обращения: 02.01.2024 г.).
[57] Догматы // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/dogmaty
[58] Крючков Тимофей. Правовая защита священного. Сравнительный анализ дореволюционного и современного российского законодательства // Православие.ру. 06.02.2014. URL: http://www.pravoslavie.ru/68190.html.
4.
Но, в конечном итоге, всё упирается в крайне некачественное образование и воспитание в российских школах.
3. Труженики.
2.
Но попытки "приватизировать" изображения православных храмов и запретить светским людям изображать их там и там - это сомнительная и, пожалуй, бестолковая тенденция. Наши церкви стоят не на закрытых территориях - они часть облика городов, часть общих улиц и площадей.
И если мы начнём "возникать", будто это обязывает обычных (светских) горожан к разного рода запретам - нам в итоге резонно скажут: "Ну так валяйте, стройте себе храмы в глухих лесах; а нам не мешайте изображать наши города как мы хотим и фотографироваться в наших городах как мы хотим".
Но ведь это нас не устроит: например, помнится, в Екатеринбурге власти "посмели" выделить участок под собор не в центре города - так некоторая часть нашей православной братии изрядно расшумелась, вызвав "ответку" в виде антицерковных провокаций.
1. Ну и что? !!!
Самая лучшая пропаганда снижения рождаемости — это НЕПРЕСТАННАЯ реклама множества неизлечимо больных детей и принципиальная невозможность их лечения нищими родителями...
Так держать!
Когда организованная объединяющая общенародная молитва РЕАЛЬНО отсутствует — помощь Божия к такому народу и приходит по мере ОТСУТСТВИЯ ЕГО МОЛИТВЫ!
Всё строго... Сами не просим... Отсюда и "плоды"...