Александр Сергеевич и Игорь Иванович

0
118
Время на чтение 5 минут

Коляда. Художник: Игорь РопяникИсточник: Праволсавие.ру

Коляда. Художник: Игорь Ропяник

Болезни на старости лет особый вид имеют – последовательный: только от одной пилюлями отбился, уколами защитился – тут же вторая приключается, как у православных говорят, «горше первой».

Игорю Ивановичу уже за семьдесят, и с каждым годом количество болячек прибавляется.

Нет, он не ропщет, виноватых в своих недугах и недомоганиях не ищет, медиков не ругает и медицину уважает, одна лишь печаль у него и претензия: к жене своей покойной.

– Вот, Люба, не померла бы ты, я бы жменями лекарства не пил и врачам бы не надоедал. И так бы не уставал, и… – далее обычно вспоминались вечера, когда они с ушедшей в мир иной супругой книги вслух друг другу читали. Причем самым любимым чтением был Пушкин.

Мысли свои Игорь Иванович всегда вслух произносил, так как рядом с ним, кроме старого рыжего кота Омлета, никого не было, а кот уже давно – член семьи и никому не расскажет, что дед сам с собой разговаривает.

Вообще-то Игоря Ивановича еще с тех времен, как он стал для всех человеком с обязательным отчеством, называли кратким, в православные святцы и светский перечень не входящим именем: «Ии».

Почему именно так, а не иначе?

Тут не только имя с отчеством роль сыграли. Игорь Иванович обладал неповторимым умением любой разговор, если его не остановить, превращать в монолог, который мог продолжаться до бесконечности, потому что все мысли и утверждения соединялись местоимением «И».

Приключившийся собеседник, подождав несколько минут окончания речитатива нашего местного витии и не дождавшись его, махал рукой, кивал головой и признавал свою ораторскую и апологетическую несостоятельность.

Сегодня, в день Рождественского Сочельника, все рассуждения старика касались только одного актуального вопроса, который придется решать в приближающийся предпраздничный вечер.

Вопрос был практического толка и требовал безотлагательного разрешения: чем и как встречать вечером детвору, которая обязательно придет с кутьей и с положенными рождественскими приветствиями?

В раздумье ходил по квартире Игорь Иванович, огорченно хлопал себя руками по бокам и раз за разом повторял:

– Ох, беда, да и только. Ох беда, да и только… Чем встречать? Как привечать? Что отвечать? Как поздравлять?

Насчет денег с конфетами и думать не хотелось, а простое «Спасибо» малым казалось.

Старик даже о болячках своих запамятовал, и время, когда очередную порцию таблеток принимать надобно было, пропустил.

Откуда взялась мысль спросить у Бога, как поступить, чтобы данную проблему разрешить, «Ии» не помнит, но то, что выход был найден пред иконой, которая на книжных полках стояла, сомнений не вызывало.

Игорь Иванович тут же вспомнил о пропущенной порции таблеток, выпил забытое, оделся и поехал на рынок, где аккурат за турецко-китайско-корейским тряпьем книжные развалы обретались.

Надобно сказать, что Игорь Иванович считал себя православным человеком, но придерживался он «своих» правил в вере, которые немного отличались от тех, что проповедовал и требовал местный священник.

Вера в Бога коснулось жизненных устоев Ии тогда, когда во вновь открытую в 1990-х годах церковь пошла его жена Люба.

Изначально Игорь Иванович воспринял данный факт с иронией, сомнением и небольшим удивлением, но, видя, как каждое воскресенье жена рано утром читает полушёпотом невесть откуда взявшийся старинный молитвослов, а затем, принарядившись, уходит в храм, решил, неожиданно для себя, с ней сходить.

– Гляну и послушаю, и уйду, и пойму, чего это моя Любаша, как с церкви придет, то бурчать перестает, и меня не достает, и вообще светится...

Именно так рассуждал Игорь Иванович в тот воскресный день, когда объявил жене, что с ней пойдет.

Супруга восприняла данное решение мужа на удивление спокойно, но глаза ее радостью наполнились, это Ии четко заметил, и удовлетворенно отметил, и…. – общем, данное воскресенье особенное начало имело.

В храме Игорю Ивановичу понравилось. Правда, об этом он никому не сказал, потому что сам не мог понять, почему понравилось и отчего абсолютно непонятное пение небольшого хора вызвало столько воспоминаний из детства, и откуда воскресли в памяти лица давних друзей, и почему показалось, что на него глаза материнские и даже бабушкины смотрят, и…

Перечислять впечатления можно было долго, поэтому Игорь Иванович решил иногда в храм заходить, как-то спокойнее жить становится, и вокруг соседи хорошеют, и небо голубеет, и трава зеленеет, и…

Одно лишь его смущало и смущает по сей день: священник, что в храме служит. Вернее, проповеди, которые пастырь местный произносит.

И служит хорошо, и голос звонкий, и понятный, и одет красиво, и лицо светлое, и борода не лохматая, и матушка у него ласковая, и детишки умилительные, а вот как начинает говорить… и раз за разом: «вы должны», «вы обязаны», «вам необходимо».

Не любил Игорь Иванович этого указательного, требовательного глагола «должен».

– Я сам знаю, чего я должен и чего мне делать, – бурчал старик, – только и знают, что указывают, и приказывают, и разрешают, и запрещают, и…

Продолжать возражения можно было бесконечно, но вывод был сделан однозначный: человек я уже старый, и правила церковные буду исполнять так, как моя бабка родная исполняла.

На первой же Исповеди Игорь Иванович заявил священнику, что будет «жить по старому, как бабка поставила».

– Это как? – удивленно спросил духовный руководитель прихода и окрестностей.

– Как у Пушкина написано, и сказано, и применялось, и…

Данная ссылка ввела священника в ступор.

– А что там у него написано?

Игорь Иванович тут же выдал из-под священнической епитрахили строфу любимого им и его покойной супружницей «Евгения Онегина»:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три.

Отец-настоятель произнес разрешительную молитву и задумчиво ушел в алтарь. Сказать ему в данном случае было нечего, да и Александр Сергеевич не значился у него в списке читательских приоритетов.

***

Первых колядовавших Игорь Иванович услышал заранее. Детские голоса у подъезда звонко обсуждали, к кому идти сначала – к Клавдии Семеновне или к Ии. Было решено к Ии, ибо дед в церковь ходит и не глухой, как баба Клава, а уже потом по остальным квартирам.

Игорь Иванович, в светлой рубашке, с большой миской конфет и полным карманом мелочи, открыл дверь, лишь только зазвонил звонок.

Пред ним стояла стайка разнокалиберной по возрасту ребятни, сразу заявившей, что мамка «вечерю прислала», а они все деда Игоря с Рождеством поздравляют, здоровья ему желают и попробовать кутью предлагают.

Игорь Иванович уже хотел было подарки раздать, как вдруг в первый ряд колядовавших вышли мальчик с девочкой и запели так, как и Ии лет 65 назад в селе своем пел:

Коляда, коляда!
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рупь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего:
Накануне Рождество!

То, что по щекам текут слезы, Игорь Иванович заметил намного позже.

Он раздавал конфеты и монеты, и еще в каждую детскую руку вкладывал изданные в разные годы небольшие, разнокалиберные разноцветные книжки, которые за бесценок продаются нынче на книжном рынке. Объединял всю эту букинистическую библиотеку лишь автор – А.С. Пушкин.

9 января 2024 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Авдюгин
Матушка и батюшка
Рассказ
26.03.2021
Новости «народного православия»
О суевериях нашего времени
30.08.2017
Петров пост: очередная четверть в школе любви
Протоиерей Александр Авдюгин о важности воздержания
12.06.2017
Все статьи Протоиерей Александр Авдюгин
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12