К населённому пункту Раздельная, что близ Одессы, войска генерала Плиева подошли, предельно измотанные изнурительным многокилометровым маршем. И вынужденно остановились, хотя имели задачу овладеть им сходу.
Командующий лично выехал в передовые боевые порядки и убедился, что бойцы и командиры буквально засыпают на ходу. По всем канонам военного искусства нужно дать им отдых и лишь потом вести в атаку, но сейчас этого делать нельзя. Идёт снег, что редкость для начала апреля, красноармейцам он союзник, ибо скрывает их от врага, ночь тоже даёт скрытность. А утром советские войска обнаружит противник, нанесёт им поражение авиацией и артиллерией, и успех операции ставится под большое сомнение.
Всё это очень долго объяснять, ещё труднее убедить людей преодолеть усталость и выполнить приказ командования. Нужно нетривиальное решение, и Плиев его находит: он спешивает первого попавшегося кавалериста, взлетает в седло и с шашкой наголо устремляется в атаку.
Крики «Командующий впереди!» мгновенно разносятся по ротам и эскадронам, в одночасье сбрасывая с людей усталость и дремоту, вливая новые силы. Зазвенели шашки, покидая ножны, взревели моторы танков. Войска устремились вслед за командующим. Внезапность и стремительность атаки обеспечили успех боя: Раздольная была взята, притом малой кровью.
Бойцы генерала Плиева на взятой ими с бою станции Раздельная
Трофеями победителей на узловой станции Раздельная стали свыше сотни исправных паровозов, тысячи вагонов с материальными ценностями, приготовленными к отправке в рейх. Вместе с ними оккупанты намеревались вывезти на принудительные работы в Германию и большое количество мирных жителей, которые были освобождены и отпущены по домам.
В этом крошечном эпизоде из боевой биографии полководца – весь Плиев. Высшее командование частенько пеняло ему, что не дело генерала «лезть впереди батька в пекло», на что Исса Александрович резонно отвечал: «Хорошо, когда командир видит впереди свои войска. Но иногда нужно, чтобы и солдаты видели впереди себя командира».
Не бравада это была и даже не военная необходимость, а именно стиль командования. Плиев достаточно часто с небольшим отрядом вырывался вперёд своих полков и дивизий и оттуда передавал сообщение командирам передовых частей, оказавшихся у него в тылу: «Я впереди – жду вас!»
Проделывать такое мог лишь командир, который был уверен, что подчинённые его не просто уважают, а любят и ценят, а посему не оставят в опасности, подтянутся и встанут плечом к плечу.
Последний такого рода эпизод произошёл в военной карьере Плиева, уже генерал-полковника, во время проведения Маньчжурской стратегической наступательной операции по разгрому милитаристской Японии в августе 1945 года. Проведя тысячекилометровым маршем свою мощную конно-механизированную группу через безводную «пустыню смерти» Гоби и непреступный Хинган, горный хребет на северо-востоке Китая, что само по себе тянуло на подвиг, Плиев вновь вырвался вперёд и въехал в город Жэхэ, битком набитый японскими солдатами и офицерами.
Там Плиев потребовал к себе начальника японского гарнизона, предложил сложить оружие, дал два часа на размышление (самурай просил две недели), заявив: «По истечении этого срока мои войска начнут штурм города. Гибель гарнизона ляжет на Вашу ответственность». И сработало: Жэхэ был взят без единого выстрела, поскольку японцы были уверены, что окружены, хотя передовые части Плиева должны были подойти сюда лишь к вечеру.
«Победитель. Генерал армии Исса Плиев». Художник Азанбек Джанаев. Как бы фоном картины служит созданная Плиевым конно-механизированная группа: кавалерия, усиленная танковыми подразделениями
За успешные действия в Хингано-Мукденской операции и проявленный при этом личный героизм Плиев был удостоен второй медали Героя Советского Союза. А первую он получил за освобождение Одессы и всего её региона, в частности городов (ныне) Раздельная, Теплодар, Беляевка; в двух последних, а также областном центре, именем генерала Плиева были названы улицы.
Плиев может служить иллюстрацией к утверждению Суворова: «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт». Кстати, дни рождения Александра Васильевича и Иссы Александровича стоят рядом: это, соответственно, 24 и 25 ноября, 1730 и 1903 годов, Плиеву ныне исполнилось 120 лет отроду.
В битве за Москву Плиев вместе с легендарным генералом-кавалеристом Доватором совершал дерзкие рейды по тылам противника, громя места сосредоточения вражеских сил, перерезая коммуникации снабжения и связи. Лев Михайлович, ровесник Плиева, погиб 19 декабря 1941 года, в самом начале контрнаступления советских войск, и Исса Александрович стал де-факто главным действующим командиром-кавалеристом РККА, который фактически спас кавалерию, как род войск, от натиска «армии моторов» и «списания в утиль» за «ненадобностью», в итоге конники воевали до конца не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой.
Кавалеристы, генерал-майоры И.А. Плиев (в центре), и справа от него – Л.М. Доватор, во время Битвы за Москву. Декабрь 1941 г.
Лошадь отнюдь не устарела, – доказывал Плиев, – ведь она способна пройти там, где не промчится бронепоезд, «привязанный» к рельсам, и даже не пролетит «стальная птица», зависящая от аэродромов, поставок запчастей и горючего. Лошадь везде найдёт себе корм, стремительна в натиске, может использоваться при любой погоде.
Правда, сама по себе лошадь слаба, но если усилить кавалерию танками, которые в случае нужды конными же упряжками можно вытащить из трясины, получится качественно иной инструмент ведения войны, по сути, новый род войск: КМГ, конно-механизированные группы, сочетающие в себе высокую мобильность и большую пробивную огневую мощь.
Кавалерийские дивизии и корпуса, которыми командовал Плиев, за боевые достижения быстро становившиеся гвардейскими, стали насыщаться танковыми подразделениями, а в начале 1944 года КМГ генерала Плиева официально, уже именно под таким названием действовала в составе 3-го Украинского фронта.
Боевые успехи способствовали её превращению в КМГ фронтового значения, которую Ставка ВГК использовала в стратегической наступательной операции «Багратион» в составе 1-го Белорусского фронта, затем вернула 3-му Украинскому, задействовав в ходе освобождения Венгрии, Австрии, Словакии, Чехии, позже в войне с Японией.
«Всегда впереди», - так назвал этот снимок фронтовой фотограф, запечатлевший Плиева во главе кавалерийского подразделения
Пуля и штык героя миновали, убоявшись, но попыталась убить Плиева бомба, сброшенная точно на дом, где находился его штаб под Брно, крупнейшим городом Моравии. Из полутора тысяч строений вокруг не пострадало ни одно, только занятое командованием КМГ, и соседнее.
Судьба, однако, словно хранила Иссу Александровича для некоей важной миссии: будучи тяжело раненным весной 1945-го, он госпитализацию с отправкой в тыл отверг, остался в своих войсках и достаточно быстро восстановился, приняв участие в Параде Победы 24 июня 1945 года.
Затем была Хингано-Мукденская операция, потом служба в мирное время в качестве командующего войсками Ставропольского военного округа и на других высоких командных должностях.
Особая миссия выпала на долю генерала армии И.А. Плиева (звание присвоено 27 апреля 1962 года), когда ему, по легенде Ивану Александровичу Павлову, было поручено командование ГСВК – группой советских войск на Кубе во время Карибского кризиса, конфликта между СССР и США, реально грозившего перерасти в третью мировую войну.
Плиеву единственному, помимо глав государства, была тогда вручена «атомная кнопка» – право самому, в случае утраты связи с Москвой, нанести удар по Соединённым Штатам ракетами с ядерными боеголовками.
Конфликт разрешился усилиями дипломатов и лично руководителей двух стран, но следует отдать должное и командующему ГСВК: были во время этого противостояния, продолжавшегося 10 месяцев, с июля 1962 по май 1963 год, острые моменты, когда палец Плиева мог, в принципе, «утопить» эту кнопку, однако выдержка и самообладание генерала-фронтовика ему не изменили, и мир счастливо избежал ядерной войны.
Генерал армии И.А. Плиев во всём блеске своих наград
Славный жизненный путь Иссы Плиева, простого крестьянского парня из осетинского села Старый Батако, в детстве лишившегося отца, уехавшего на заработки в Канаду, и там погибшего на шахте, отмечен множеством наград, в числе которых, помимо двух Золотых Звёзд Героя Советского Союза, имеются также шесть орденов Ленина, три – боевого Красного Знамени, три полководческих: два Суворова I степени, и Кутузова I степени, Октябрьской Революции, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда» и другие.
И не меньше иностранных: звезда Героя Монгольской Народной Республики, пять других высших орденов МНР (Плиев был строителем вооружённых сил этой республики, начиная с 1936 года), а также Чехословакии, Венгрии, Польши, Румынии, Болгарии, Кубы, и даже капиталистических стран: Франции (несколько, в том числе командора ордена Почётного легиона), США (орден «Легион почёта» степени командора), множество медалей.
Памятник генералу Плиеву во Владикавказе. Верхняя часть монумента
Самого знаменитого в истории военачальника-осетина увековечили в памятнике, установленном в 1997 году во Владикавказе, спустя 18 лет после смерти Иссы Александровича на 76-м году жизни, скульпторы Б.А. Тотиев и Н.В. Ходов. Плиев изображён на нём в образе былинного богатыря, героя эпоса. Особенно эффектно смотрится монумент на фоне Кавказских гор.
Заглавная иллюстрация: «Дважды Герой Советского Союза Исса Александрович Плиев». С почтовой открытки из серии «Герои Великой Отечественной войны»