На параде Победы, состоявшемся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, одним из батальонов сводного полка 2-го Украинского фронта командовал пока ещё не весьма известный стране, но хорошо знакомый её высшему руководству генерал-майор Василий Маргелов: ведь одних только приказов (благодарностей) Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, в которых был отмечен В.Ф. Маргелов, насчитывалось ровно десять.
Четыре из них относятся к 1944 году, два из которых – за освобождение Херсона и Николаева, и два – за овладение крупными узлами обороны противника на территории Венгрии, включая её столицу Будапешт. Шесть приказов были изданы в феврале-мае 1945-го: чаще, чем ежемесячно, в двух из них фигурирует фраза «за разгром группы немецких войск».
При этом самый знаменитый в этом роде подвиг Маргелова приказом ВГК не был запечатлён, поскольку совершён был 12 мая 1945 года, через три дня после капитуляции Германии: в этот день он, командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии, дислоцировавшейся у селения Кефермаркт (Австрия) получил приказ воспрепятствовать прорыву крупной группировки немецких войск в зону ответственности США.
Выставив мощное заграждение, выведя артиллерию на стрельбу прямой наводкой, Маргелов лично, в сопровождении лишь начальников штаба и связи, последний из которых владел немецким языком, отправился в стан противника. На подъезде к лагерю немцев оставил батарею 57-мм пушек, приказав командиру её открыть огонь, если он не вернется через 10 минут, тем самым давая сигнал на тотальное поражение немцев всеми имеющимися у дивизии силами и средствами.
Кратко (ведь секундная стрелка на часах бежала, как сумасшедшая) обрисовав окружённым их положение, советский военачальник потребовал, чтобы гитлеровцы сдались, обещая им сохранение жизней, дав время на рассуждение, пока он выкурит папиросу.
Немцы приняли предложение генерала Маргелова. Так без единого выстрела он взял в плен целый эсэсовский корпус, в который входили дивизии «Мёртвая голова» во главе с её командиром Гельмутом Беккером, «Викинг» и «Полицай». Общая численность пленных составляла более 30 тысяч солдат и офицеров, включая двух генералов. Притом, что штатный состав собственной дивизии Маргелова не превышал 15 тысяч командиров и красноармейцев.
Биографы Василия Маргелова полагают, что именно за этот героический поступок он был удостоен чести командовать батальоном на Параде Победы, ведь никакой другой награды он тогда не получил. В то же время, слава успешного военачальника далеко шагнула за пределы страны и Красной Армии: от имени Президента США он был награждён 10 мая 1945 года сразу двумя высшими знаками отличия – орденом «Легион Почёта» степени офицера и медалью «Бронзовая звезда»; подобный «наградной дуплет» – случай нечастый на уровне генерал-майоров, командиров дивизий.
Таким образом, Великая Отечественная война, продолжавшаяся обычно 1418 дней и ночей, для Маргелова и его бойцов продлилась как минимум на трое суток дольше. Всего же за плечами 36-летнего генерала были на тот момент и Польский поход РККА 1939 года (присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии), и советско-финская война 1939-1940 годов -– пролог Второй мировой со всеми её тяготами, лишениями и зверствами противника.
К началу этих военных мероприятий Маргелов был уже майором, тем самым «батяней-комбатом», о котором поётся в песне группы «Любэ», пройдя за десять лет путь от призывника в 1928 году, через учёбу в военной школе, должности комвзвода, командира пулемётной роты до комбата и начальника разведки 8-й стрелковой дивизии.
Известному своей лихостью Маргелову тогда, в 1939-м, было поручено захватить у немцев, которые на нас ещё не шли войной, образцы новых противогазов: он справился, незаметно прикончив двух носителей этих характерных цилиндров на боку, известных по фильмам и фотографиям.
Особые поручения ему приходилось исполнять и во время Зимней 1939-1940 годов войны в Финляндии. Был случай, когда финский отряд лыжников напал на полевой медсанбат, и вырезал всех: охрану, медперсонал, раненых.
Комбриг П.С. Шевченко поручил командиру разведбата Маргелову «произвести размен», что и было в точности исполнено: в тылу 4-го армейского корпуса финнов одно из его подразделений было уничтожено точно таким же способом, а на двери землянки оставлена записка, приколотая ножом-«финкой»: «Салльцам – за русский медсанбат».
После этого до самого конца войны финны никогда не позволяли себе ничего подобного, не совершали таких эксцессов в финском тылу и мы.
А ещё разведчики Маргелова захватили в Финляндии в плен офицеров Генерального штаба Швеции, которая официально в войне не участвовала, громогласно объявив о своём нейтралитете. Скандал был грандиозный, и советская дипломатия извлекла из него немалую практическую пользу.
В промежутке между войнами Маргелову было поручено командование отдельным дисциплинарным батальоном Ленинградского военного округа, и он смог найти общий язык с его «спецконтингентом» (уголовно-осуждёнными), а с началом Великой Отечественной – возглавить Особый лыжный полк моряков Краснознамённого Балтийского флота. «Братишки» признали Маргелова как своего, переменив ему звание с «майора» на флотское «капитан 3-го ранга» – в знак уважения и признания заслуг.
Фронтовой путь Маргелова прошёл от Ленинграда и Сталинграда до Миус-фронта и Херсона, за освобождение которого и умелые действия при форсировании Днепра Василий Филиппович, на тот момент уже генерал-майор и командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии 3-го Украинского фронта, был удостоен звания Героя Советского Союза. Ранее был награждён орденами Красного Знамени, Суворова II степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды.
Генерал-майор В.Ф. Маргелов.
На фотографии орденоносца, относящейся к периоду окончания войны, видны также медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» и три нашивки за ранения: две жёлтых за тяжёлые, красная – за лёгкое, хотя на самом деле Маргелов был серьёзно ранен целых шесть раз.
По принадлежности Маргелову надлежало бы стоять 24 июня 1945 года в парадном строю не 2-го, а 3-го Украинского фронта, к которой принадлежала его дивизия, и которым командовал на завершающем этапе войны (с 15 мая 1944-го) маршал Ф.И. Толбухин. Однако одного из лучших своих комдивов «отбил» и поставил в свою шеренгу прежний командующий 2-го Украинского маршал Р.Я. Малиновский, будущий министр обороны СССР.
Строй сводного полка 2-го Украинского фронта на Красной площади на параде Победы. Правофланговый (на фото крайний слева) командующий 2-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, замыкает первую шеренгу Герой Советского Союза гвардии генерал-майор В.Ф. Маргелов
Во многом это объясняет почему именно в его, Р.Я. Малиновского, министерскую каденцию (1957-1967 годы) В.Ф. Маргелов смог наиболее плодотворно претворить в жизнь главное своё дело – создать воздушно-десантные войска в современном их понимании: ценил министр генерала.
На эту стезю он вступил, окончив в 1948 году Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова, и сразу приняв командование 76-й гвардейской Черниговской Краснознамённой воздушно-десантной дивизии, стоявшей во Пскове, два года спустя – 37-м гвардейским Свирским Краснознамённым воздушно-десантного корпусом на Дальнем Востоке*, до назначения в 1954 году командующим всеми воздушно-десантными войсками Союза ССР.
К тому времени ВДВ СССР насчитывали уже без малого четверть века своей истории, начавшейся 2 августа 1930 года, когда на учениях Московского военного округа впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение для выполнения тактической задачи в тылу противника.
Предпринималось множество попыток сделать из десантников «универсальных солдат»: их обучали владению любым огнестрельным оружием – отечественным и иностранным, умению водить любую технику от мотоцикла до трактора, множеству военных специальностей – снайпера, пулемётчика, сапёра, танкиста, железнодорожника.
Однако десантники при этом всегда оставались лишь «крылатой пехотой» с лёгким общевойсковым вооружением, а заброшенные во вражеский тыл сравнительно малым числом, в соответствии с возможностями транспортной авиации, почти не имели шансов уцелеть (отчего и аббревиатуру «ВДВ» расшифровывали как «вряд ли домой вернёмся»).
Благодаря В.Ф. Маргелову ВДВ в 1960-х годах получили своё высшее учебное заведение: Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище («Рязанский институт Воздушно-десантных войск»), носящее ныне его имя, и другие, уровнем пониже.
Ещё раньше, в конце 1940-х, начались разработки спецтехники именно для десантников. Первой такой «ласточкой» стала авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76, принятая на вооружение в 1949-м, а вслед за ней - целая линейка подобных машин (АСУ-57, плавающая АСУ-57П, АСУ-85, боевая машина ВДВ БМД-1), каждая новая совершенней прежней.
Десантники получили также специально для них сконструированный автомат Калашникова с откидным прикладом, артиллерийские самоходные орудия «Нона», радиостанции дальней связи Р-141, противотанковые комплексы и массу других средств обеспечения их сложной боевой работы.
Выгрузка авиадесантной самоходной установки АСУ-85 из военно-транспортного самолёта Ан-22 «Антей»
Особое внимание уделялось Маргеловым средствам доставки (и эвакуации десантников после выполнения боевой задачи). Под напористым руководством генерала-«бати» собственная (а не выделяемая всякий раз «по наряду» из состава ВВС СА для выполнения конкретной боевой задачи) авиация ВДВ прошла путь от «кукурузника»** вместимостью максимум 10 парашютистов до Ан-22 «Антей» и Ил-76, способных принимать на борт 200-300 десантников и несколько БМД, или пушек, или лёгких танков. И принятия на вооружение вертолётов Ми-6, Ми-8 и Ми-24, являющихся также средствами огневой поддержки десантников.
Под руководством В.Ф. Маргелова в тишине штабов и на учениях шла большая работа по разработке стратегии и тактики применения ВДВ, а в широком общественном пространстве – беспрецедентно-широкая популяризации службы именно в этих войсках, как особенно престижной.
Фильмы «Прыжок на заре», «Голубые молнии», «В зоне особого внимания» и другие, газетно-журнальные публикации, прочие, говоря современным языком, пиар-акции, многие из которых были инспирированы именно Маргеловым, сделали своё дело: конкурс на поступление в Рязанское ГВВДКУ в иные годы был выше, чем в престижные столичные вузы, а призывники в военкоматах просили послать их только в десантники, где их привлекало всё: отличающаяся форма с тельняшкой в полосах под цвет неба, голубые береты и особая атмосфера воинского братства, связывавшая их во время, и потом, после службы, на всю оставшуюся жизнь.
Тогда-то, в конце 1960-х, и произошло новое смысловое наполнение аббревиатуры «ВДВ»: её стали шутливо расшифровывать как «войска дяди Васи», что имело вполне серьёзную подоплёку: после губительных прежних армейских реформ, в частности хрущёвских, 7 марта 1964 года ВДВ в третий раз за свою историю, и доныне обрели статус отдельного рода войск.
…Василий Маргелов родился в Екатеринославе (позже Днепропетровск, ныне Днипро) 27 декабря 1908 года, 115 лет назад. По национальности белорус, подрастал в местечке Костюковичи Климовичского уезда Могилёвской губернии. Последние годы жил, служил и умер 4 марта 1990 года в Москве. Считал себя русским, и других склонял к такой же самоидентификации, даже невзирая на оттенок кожи или разрез глаз: «Для врагов мы все русские!»
2023 года. Фото Андрея Иглова (РИА Новости)" src="https://1rodina.ru/sites/default/files/inline-images/photo_2023-12-29_11-58-15.jpg" style="max-width:100%; max-height:619px" />
Памятник В.Ф. Маргелову в его родном Днепропетровске, которая нынешняя власть-вырусь пытается уничтожить, объявив об этом в соцсетях в начале нынешнего, 2023 года. Фото Андрея Иглова (РИА Новости)
Во всех местах, так или иначе связанных с его именем, на всём пространстве бывшего СССР, ему установлены бюсты и памятники, общим числом более шестидесяти, мемориальные доски, названы улицы, учебные заведения, сняты фильмы о нём, учреждена медаль «Генерал армии Маргелов».
* Р.Я. Малиновский в это время (1945-1956 годы) командовал войсками Забайкальско-Амурского военного округа, был Главнокомандующим войсками Дальнего Востока, командующий войсками Дальневосточного военного округа.
** Авиация собственно ВДВ была создана приказом Министра обороны СССР Р.Я. Малиновского от 29 декабря 1958 г., когда из состава ВВС было передано 7 авиационных эскадрилий самолетов Ан-2.
Заглавная иллюстрация: Командующий ВДВ СССР генерал армии В.Ф. Маргелов.