К 85-летию художника Юрия Шмелёва

Рыцарь нашего времени

0
57
Время на чтение 12 минут

Юрий Шмелёв — самобытный русский живописец, в творчестве которого творение прекрасного никогда не означало повторения давно освоенного и устоявшегося «идейно-художественного материала».

Источник: газета ЗАВТРА

Юрий Шмелёв — самобытный русский живописец, в творчестве которого творение прекрасного никогда не означало повторения давно освоенного и устоявшегося «идейно-художественного материала». Его никакими усилиями нельзя вписать в советскую школу живописи, даже в лучшие и честные её направления, хотя бы потому, что он всегда заглядывал за тот исторический горизонт, куда не принято было бросать художнические взоры. Он видел изобразительное искусство средоточием таких ценностей (религиозно-мистических), которые, по сути, находились вне культурного контекста советского периода XX века.

Родословие

Юрий Гаврилович Шмелёв знает своих предков по отцовской линии до пятого колена: он сам появился на свет в Барнауле в 1938 году; его отец родился в 1917-м и был машинистом на железной дороге; дед (Дмитрий Кузьмич) был банковским работником у брата — управляющего Сибирским банком в царской России. Прадеды-тамбовчане были людьми с университетским образованием — врачами. А матушка Юрия Шмелёва — в девичестве Суворова. Нет, она не потомок по прямой линии знаменитого генералиссимуса, но всё же родственница…

Любовь к живописи привела Шмелёва в Москву, в знаменитое академическое художественное училище памяти 1905 года, в котором он закончил и художественное, и реставрационное отделения. Молодой специалист сразу начал с реставрации древнерусской живописи — это были фрески, настенные росписи, иконы. Всю древнюю живопись от XII века до поздней дворцовой так или иначе «пропустил через свои руки», участвуя ещё в советское время в реставрации новгородской Софии, московского Успенского собора, Новодевичьего монастыря, храмов в Ярославле, Ростове, Смоленске. Даже в Самарканд забросила судьба — реставрировал усыпальницу Тимура…

С таким багажом трудно было стать обычным художником. Он им и не стал.

Его кредо, скорее, можно описать через отрицание: он никогда не числился членом никаких союзов художников, не состоял в партиях, не участвовал ни в официальных, ни в оппозиционных коллективных выставках. Не писал картин соцреалистических, а когда и этот стиль под конец изрядно обветшал, то и тут Шмелёв не увлёкся модными и «передовыми» формами соц-арта. В общем, не совпадал он с тем образом художника, который закрепила за ним (или навязала?) наша современность.

Он поселился в тихой Истре. В доме, который построил художник Дмитрий Павлович Мощевитин (1894–1974). Женился на его дочери Надежде — тонком художнике-графике. Дом постепенно прирастал новыми вязями, как когда-то крестьянские избы новыми прирубами, и по тем же жизненным причинам: нарождались новые поколения, создавались новые семьи. Так и сегодня под крышей истринского дома живёт четыре поколения Шмелёвых-Мощевитиных. «Когда-то современники, — любит напоминать Юрий Гаврилович, — говорили о Тициане: «Там один мужик хорошо Христа нарисовал…» Впрочем, я тоже могу, воспользовавшись симпатией Шмелёва к такой величественной простоте, сказать со всей определённостью: «Я знаю одного хитрого мужика и художника, который художником себя не считает, а сидит у себя всю жизнь на Истре и хорошо живописует».

Движение вспять: «Когда мы отступаем — это мы вперёд идём»

Ещё в начале 1980-х годов он начал работу над серией портретов просветителей и православно-государственных устроителей, завершённой через 25 лет и названной «Святая Русь». Задача, безусловно, грандиозная: увидеть идеал Святой Руси в движении, в живом становлении. А это возможно только через личность человека. И потому Святая Русь у Шмелёва персонифицирована и включает в себя девять холстов: «Андрей Первозванный», «Владимир Святой», «Митрополит Иларион», «Василий из Щековиц», «Добрыня Ядрейкович», «Дмитрий Донской», «Иван Фёдоров», «Патриарх Никон». За каждым из них прорастают сквозь века наши история и культура, и вера — ведь в те времена они находились внутри друг друга, пронизанные общим христианским смыслом, который был их естественным и живым дыханием.

Наверное, историю каждой работы можно рассказывать долго. Девять полотен за 25 лет — это как-то очень мало по современным-то меркам. Впрочем, Юрию Шмелёву никуда не надо было спешить — ведь он вышагнул давно и сразу за порог всякой принятой в художественной среде статусности и амбициозности.

Однако, прежде чем говорить о его главном деле — торжественной портретной галерее, составляющей «Святую Русь», стоит вернуться к периоду ещё более раннему — 70-м годам XX века, чтобы увидеть напряжённость и глубокую нестандартность творческого мира живописца.

Форма его мышления, конечно же, была пропитана опытом мастера-реставратора, вознесённого к Богу буквально и физически церковными лесами гораздо ближе всех, кто стоял в храме и вонзал свой взор в церковный купол-небо. И если за пределами храма «духовная брань» была давно и, казалось, навсегда превращена в понятную и удобную «нравственность» (неслучайно кодекс строителя коммунизма не раз связывали с христианским декалогом — десятью заповедями), то Шмелёву, находящемуся внутри церковной ограды, не надо было объяснять, что духовная брань не утихает в мире никогда, в том числе была она и в сытые советские годы.

Он стал строить свою христианскую живопись с уверенностью в том, что символы и аллегории — это не есть случайно сцепленные между собой «знаки явлений», прагматично используемые для выпуклости мысли. «Богородица с серпом и молотом» его всё же не устраивала, несмотря на нравственность намерений создателей сего аллегорического образа. Ценность символа существует только тогда, когда в человеке есть святость и отношение к предмету как к святому. А это значит, что высокое не будет у него служить для украшения или прославления обыденного. А это значит, что живописец научал себя видеть существующее земное в смысловой сцепленности с вечностью. Он видел Россию — огромную красную империю XX века — видел распавшейся на противоборствующие силы, когда далеко ещё было до реального распада советского государства. Тьма предъявляет себя через неурядицы, смуты, нестроения и войны, через социальные язвы — бедность бедных и чрезмерность богатства богатых.

Полотна «Поединок» и «Схватка» (их несколько вариантов) отражают эту брать через битву-поединок красных и белых Всадников. Битву духовную и социальную. Красный всадник, побеждая Белого, остаётся в трагическом и ненужном ему самому одиночестве и будто надрывается в отчаянном крике… Он, победитель, балансирует на краю пропасти, но трагически этого не замечает. Картина написана в 1977 году, и не предвестием ли она уже звучала? А в «Схватке», созданной чуть позже (версия 1993 г.), побеждает, увы, третья сила — Синий Всадник, пока Красный и Белый в упоении уничтожают друг друга. Работы пластичны и символичны. Шмелёв любит писать коней — они у него совершенны и необычны в том, что образуют двуединство коня и Всадника. Оно — это двуединство — было известно ещё античной культуре. И художник решил его вновь обрести.

…А ещё прежде, в 1968 году, им была начата чрезвычайно странная картина «Остановитесь на путях ваших…» (слова пророка Иеремии). Он работал над ней 22 года. Но сегодня художник не любит своё творение. «Два года я её любил после того, как написал, — говорит Юрий Гаврилович. — Начал писать смолоду, потому что мечтал о таком зрителе, который всё поймёт, потому как будет всё это знать: будет понимать и символику цвета, и воспримет её символический ряд, и исторические детали… А теперь я её больше не люблю — не люблю, потому что приходится всё время её объяснять. Даже образованным людям. Все мы образованны «по кускам», а целостности и масштаба нет. Видят стол и тут же спрашивают: „А это что, Тайная вечеря?“ …Я, наверное, сожгу эту картину. Я прожил всю жизнь и не увидел такого зрителя, о котором мечтал. Тогда зачем эта моя картина?»

Юрий Шмелёв — самобытный русский живописец, в творчестве которого творение прекрасного никогда не означало повторения давно освоенного и устоявшегося «идейно-художественного материала».-2

Нет, это не «Тайная вечеря», хотя, действительно, длинный стол с белой скатертью белой полосой делит картину и влечёт к фигуре Спасителя в белом хитоне, расположенном в центре за столом. Белое на белом. Белый хитон на фоне белой скатерти, и белый свет-сияние проступает в лике Спасителя. Да, тут, в Нём, центр христианской Истории. Но рядом с Ним, по правую руку, не ученики, а воины и те, кто уверовал во Христа. На втором плане видим иконостас, архитектурные элементы Акрополя, абрис собора Нотр-Дам — художником объемлется всё то, что станет фундаментом мировой христианской цивилизации. А слева от Спасителя — богомерзкое скопище нечестивцев и извращенцев, отступников, окружающих антихриста. Два мира — два пути. Для души человеческой. Благодать и Свет Христов в мире неизбывны, но и пожирающий сумрак запустения держится устойчиво. Даже дерзает иногда и наступать… Знакомо. Очень знакомо.

Станем же надеяться, что художнику будет трудно уничтожить свою работу — она уже живёт своей самостоятельной жизнью, независимой от того, кто её написал. Ведь мышление нашего художника поистине полифонично. И каждый образ в этой картине звучит гармоничным «аккордом символов». А сам по себе символический подход даёт столь уже забытое нами подлинное упоение мысли — он возносит понимание жизни до высочайшего уровня.

Живопись как задание жизни

Цикл «Святая Русь» выстраивался вразброс, не было никакой заранее продуманной системы. Двигала, скорее, боязнь «превратить в некрополь величественное здание предустановленных Богом зависимостей». Он хотел сохранить личное волнение и поделиться своими открытиями русской истории, интересовавшей художника гораздо в большем объёме, нежели это принято в исторической живописи. Но, собственно, получилось нечто уникальное, весьма расширяющее представление о живописном историзме. Он хотел понять, увидеть, ощутить токи истории и волю истории проявляющимися через людей. Шмелёв пишет портреты, и его изобразительное искусство приобретает ещё одно измерение — историко-литературное.

Серии портретов предшествует распятие Иисуса Христа — полотно выполнено в духе и стиле испанской традиции XVII века, в которой Шмелёв любит сочетание предельного аскетизма в облике Сына Божия и мощь живописного изображения: красно-багровое зарево окутало землю, поднялось до неба. Кровь вопиет от земли — ведь Кровью Безгрешного омылись грехи каждого из нас. Христианство очень высоко подняло человека — именно в христианском мире важно спасение даже одной человеческой души! Одной и каждой!

Первым из людей в серии Шмелёва стоит, естественно, первый же ученик Христа — апостол Андрей Первозванный, пришедший на Русь и поставивший на горах Киевских крест с надписью «Здесь будет град велик». Обратим внимание на знаковые детали картины: крест опоясан царским поясом Христа, а свиток, что в руках апостола Андрея, повёрнут так, что сокрыто написанное в нём. Народ ещё не знает, не просвещён божественным глаголом, но он-то, конечно, уже его знает.

Фигура равноапостольного князя Владимира, в крещении Василия (полотно «Владимир Святой»), повторяет очертания креста, как и меч-крест водружается им на «горах Киевских». Образ князя писался с изображения его на прижизненных монетах X–XI веков (такая же изображена художником справа вверху, но с обратной стороны — там уже щит). И реверс-венок над ним, и распахнутые руки, объемлющие как Запад и Восток (античность и апостольские времена), так и текущий под его властную руку народ — всё это указует на самое главное его деяние — крещение Руси.

За первым русским митрополитом Иларионом (XI в.), просветившим Русь «Словом о законе и Благодати» (а по научной гипотезе Л.А. Гурченко, он же ещё и знаменитый Боян из «Слова о полку Игореве»), следует Василий из Щековиц, настоятель и архимандрит Киево-Печерского монастыря. Художник полагался на открытие Леонида Гурченко, доказывающего, что именно он, Василий из Щековиц, является автором «Слова о полку Игореве». Яркая и сильная личность, образованный и талантливый, для Шмелёва он был одним из тех, кто и стал носителем главной идеи эпохи (времени Андрея Боголюбского, XII в.) — идеи русского самодержавия. Только мощь христианско-культурного импульса связывает между собой силы, выстраивая их громаду в государственное устройство.

Подвиг молодого боярина Добрыни Ядрейковича — героя следующего полотна Юрия Шмелёва — был основательно забыт, а между тем Никоновская летопись сохранила сведения, что новгородцы «излюбиша себе инока Антония» (Добрыню до крещения) за труд великий — хождение в Царьград и принесение Гроба Господня. Святыня христианства, принесённая на Русь, собственно, и формировала сокровенное пространство Руси, возрастающей в своём идеальном облике до Святой.

Дмитрий Донской особо любим художником за свой человеческий масштаб личности. Он — избранный в ряду лучших деятелей в истории Руси.

Иван Фёдоров (XVI в.) и замыкающий серию строителей, деятелей и устроителей Святой Руси патриарх Никон (XVII в.) важны для художника как созидающие столпы того, что мы относим к образу Русской цивилизации. Русский первопечатник словно выступает из некой тьмы времён, чтобы теперь словом божественным напоить слух крещёного народа. А патриарх Никон взял да и «пересадил» на русскую землю Новый Иерусалим, вписывая русских в сакральное пространство христианской ойкумены. Шмелёв называет первопечатника Ивана ещё и «последним знатоком исконной русской культуры», а книга, которой он дал новую жизнь, увы, через два века «выманит русского человека из Церкви»…

Но Юрий Шмелёв остановился у этой границы, создав, по сути, цельную картину делания-собирания народа Божьего, который был ведом лучшими людьми и который дорос до создания собственного государства — далеко не все народы в истории оказались способными к национально-государственному строительству.

Линия и сокровище невыразимого

В свои 72 года Юрий Гаврилович Шмелёв затеял нечто совершенно невероятное. Слушал он как-то «Хорошо темперированный клавир» И.-С. Баха. «Я, — говорит художник, — восхитился не только прекрасным звучанием и техникой, которую многие музыканты считали „хлебом насущным“, но меня удивило скромное, с достоинством название, где есть утверждение „хорошо“. И я подумал, а каких художников и какие их работы я мог бы определить этим словом „хорошо“? Стал перебирать. С советской живописью — беда. Стал вспоминать мировую».

У него получился список, состоящий из Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Сурбарана, Мурильо, Кано; Рубенса, Рембрандта, Вермеера, Дюрера, Гольбейна, Шардена, Ватто и русских — Ушакова, Иванова, Шишкина и Коржева.

Сурово.

Но зачем и почему он совершил такой отбор? Что же дальше?

А дальше он решил сделать копии всех этих шедевров. Избави Бог, не ради ещё одной яркой интриги на «чёрном рынке». А с точностью до наоборот: он и прежде разгадывал старые секреты мастеров живописи и понимал живописание категорически несовременно. Вот потому и теперь в его списке оказалась только «хорошо темперированная живопись». «Копия только тогда имеет смысл, — говорит художник, — если её приближение к оригиналу будет полнейшим. Для этого всякую работу старого мастера нужно изучить в мельчайших деталях, пройдя вместе с ним совершенно особенным и уникальным творческим путём». Нет, это не конвейер, множащий шедевры, но дерзкое желание вступить в благородное состязание с лучшими из лучших. В таком замысле — своеобразный вызов миру, уничтожающему цифрой что-то важное и первотворческое: рукотворное, уникальное и живое по фактуре.

Полотно «Динарий кесаря» Тициана уже готово. Шмелёв, начиная работу, три дня просидел перед картиной в Дрезденской картинной галерее, так и не успев посмотреть всё остальное. А может быть, и правильно — берёг впечатления от красок и фактуры и сторожил их внутри себя, чтобы ничто другое не сбило эти внутренние художнические настройки.

Сложнейшая задача в задуманном деле — достичь фактурного совершенства. Как тонко, немыслимо тонко проведены линии в гольбейновских «Посланниках», например. Сколько предметов, которыми наполнена картина! Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов, солнечные часы, разорванная струна на лютне, искажённый череп, книги, глобус, богатство драпировок и одежд… Как провести эти тонкие линии, разделяющие и описывающие предметы, лица, фактуру одежд, — кистью, кажется, не напишешь, пером тоже невозможно. Линия! Всё дело в линии! «Гольбейн, — сокрушается Шмелёв, — писал кистью, и если я справлюсь с этой частью работы, то ни с кем разговаривать не буду. Впаду в страшное самодовольство». Художник смеётся и говорит, что нынешние профессионалы в области изобразительного искусства такими вещами совершенно не интересуются. Да, старые мастера заставляют живописца Шмелёва многое видеть иначе: отбросить облегчённое представление о картине и испытать немыслимо тревожный и страшный восторг обретения фактуры живописным полотном. «Если у художника нет фактуры, — утверждает резко Шмелёв, — я его в грош не ставлю. Фактурность определяется тем, как кистью ты касаешься холста. Это трудно объяснить, но это можно сделать. Пойдите и сравните залы старых мастеров и новых художников. Фактурой обладали все старые. Нынешние — нет, не обладают. Так, лессировка — это не только нанесение прозрачных красок сверху основного цвета… это нечто иное, скорее, сверхчувственная техника лощения, заглаживания, сложного проникновения, притирания красок, а не простого перекрывания одного цвета другим».

Он считает написание картины большим и трудным делом. А его художническая экипировка просто восхищает: как рыцарь живописи, он берёт с собой в работу литературное содержание эпохи, глубокое историческое знание и вспахивает огромное культурное поле вокруг своего будущего полотна или портрета. Быть «теперешним художником» Юрию Шмелёву как-то неинтересно и даже почти стыдно… «Пейзажики, — говорит, — писал мало, их вбрасывают в мир миллионами», а потому ценит только пару-тройку своих пейзажей, которые не реалистические, а выдуманные, навеянные творческой фантазией.

Его рыцарство в живописи держится подлинным бескорыстием: он действительно дышит духом русской и мировой христианской культуры. Но, создавая свои произведения, Юрий Гаврилович умеет остановиться у той роковой черты, когда всё, до донышка, высказывается в изображении. Когда священное в истории, идеальное в человеке и сакральное в вере начинают эксплуатироваться и воплощаться в неких образах, подвергающих неизречённо-живое тиражированию, — тогда или происходит закостенение, или возникает опасность поверхностного (авангардного) изображения всего, что есть невысказываемая благодатная красота. Но между художником и картиной, которую он пишет, существуют неразрывные узы. Шмелёв идёт узкой тропой в искусстве. И когда XX век внушал, что «религия исчерпала себя и уже вообще не в состоянии доставлять сильных переживаний», Юрий Шмелёв писал свою самую загадочную картину «Остановитесь на путях ваших…» А в цикле «Святая Русь» глубоко и строго показал, как христианизовывалась бескрайняя Русская равнина, на которой его герои-делатели расставляли свои цивилизационные вехи и, собственно, сами овладевали своей историей, в которой исторический и религиозный акты часто совпадали. И это важно нам, сегодняшним.

Капитолина КОКШЕНЁВА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
В России весной изменится ТК — что ждет нас?
Стало известно что сказал Путин сыну Собчак
В России увеличат пенсионный возраст: на сколько повысят?!
Перестала говорить после убийства экс-мэра Самары: психушка

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Капитолина Антоновна Кокшенева
Все статьи Капитолина Антоновна Кокшенева
Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 21:55
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.02.2025 20:34
Залужный хуже Зеленского!
Новый комментарий от Рабочий
21.02.2025 19:55
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 19:44
«На Донбассе нужно крепить русскую составляющую»
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 19:09
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Zakatov
21.02.2025 19:05