Польское восстание 1863-1864 гг. Источник: https://zapadrus.su/zaprus/istbl.html?start=64
Аннотация
Анализ поисковых запросов в интернете показывает, что интерес к Январскому восстанию 1863 г. на территории Беларуси больше всего выражен в пределах Гродненской области, менее всего в самой восточной области – Могилевской. Сложно утверждать, является ли это случайностью или проявлением исторической памяти, связанной с тем, что в 1863 г. именно в Гродненской губернии из белорусских губерний больше всего проявилось повстанческое движение. Тематика восстания вызывает максимальный интерес в Польше, но имеет минимальную привлекательность для пользователей из Украины и России. Литва и Беларусь занимают промежуточное положение. Показательно, что видные участники восстания в каждой из стран приобретают характер сугубо национальных деятелей, которые мыслятся изолированно друг от друга вопреки реалиям повстанческого движения 1863 г.
_________________________________________________________
Google Trends – это инструмент для определения последних трендов в поиске Googlе, который отражает популярность запросов [1]. При этом наиболее популярный запрос по той или иной теме принимается за 100, а остальные показатели определяются в процентном отношении к максимуму. Статистически немногочисленные запросы не принимаются во внимание. В этой связи интересно проследить отношение к тематике польского восстания 1863 г.
Логотип Google Trends. Источник https://trends.google.com/trends?geo=BY&hl=ru
В частности, если обратиться к данным сервиса Google Trends, то данные по обобщенным запросам за период с 2004 г. показал, что тематика польского восстания 1863–1864 гг. оказалась наиболее интересна для пользователей с территории Польши. При этом этот интерес в разы превосходил запросы, поступившие из Литвы, Беларуси, Украины и России. В частности, по сравнению с Литвой этот разрыв составил 5 раз, с Беларусью – 10 раз, а Украиной – 33 раза. Относительный пик интереса пришелся на 2013 г., что неслучайно, поскольку на этот год пришелся юбилей – 150-летие Январского восстания 1863 года.
Эти показатели можно сделать более информативными если сравнить Январское восстание с иными политическими событиями, которые затронули данные страны в конце XVIII – XIX в. В частности, если сопоставить запрос о восстании с таким поисковым обращением как «наполеоновские войны», то окажется, что для Польши и Литвы первое событие весит заметно больше в интернет-пространстве (88 % и 67 % соответственно). В Беларуси интерес распределился почти поровну (49 % против 51 %), а вот для Украины и России тематика польского восстания явно находится на втором плане, поскольку составила 23 % и 7 % соответственно. Если же дополнительно ввести в сравнение такое событие как разделы Речи Посполитой, то получим несколько иную картину. Так, окажется, что для Польши и Литвы по-прежнему восстание представляется более популярным, набирая в польском случае 56 % и 43 % в литовском. Между тем разделы Речи Посполитой интересовали пользователей приблизительно в равной мере 37 % и 36 %. Напротив, больше всего исчезновение с политической карты Речи Посполитой волновало белорусских пользователей интернета: таких оказалось чуть более половины (51 %). Остальные проценты почти в равной пропорции распределились между восстанием 1863 г. и наполеоновскими войнами. Украинских обитателей сети тоже волновали разделы (42 %), но эпоха наполеоновских войн оказалась все же чуть популярнее и набрала 46 %, что отчасти странно, поскольку боевые действия во время Отечественной войны 1812 г. в пределах украинских губерний были относительно незначительными. Еще меньше интереса к польскому восстанию 1863 г. (5 %) выказали российские пользователи интернета, а вот войны эпохи Наполеона привлекали заметно больше внимания по сравнению с запросами из других стран – 63 %, а вот разделы Речи Посполитой в сравнительном отношении набрали 32 %.
Если посмотреть популярность, т.е. относительную частоту запросов, по белорусским регионам за этот же период, то окажется, что в первую тройку городов входит Гродно, Минск и Брест соответственно. По регионам просматривается схожая тенденция. Так, на первом месте расположилась Гродненская область (100), на втором – Брестская (79), а на третьем, четвертом и пятом месте с минимальным различием в один балл расположились Витебская (75), Гомельская (74) и Минская (73) области соответственно. На последнем месте расположилась Могилевская область с показателем 66. Интересно, что на Могилевщине минимальный интерес к проблематике восстания был стабильным. Например, предпоследние позиции Могилевская область занимала как пять лет назад, так и в 2022 г. Напротив, Гродненщина устойчиво занимала первое место в проявлении интереса к этой проблематике на протяжении всего рассматриваемого периода. Любопытно, что в этом можно усмотреть отражение того факта, что и во время восстания 1863-1864 гг. в Могилевской губернии наблюдалась минимальная вовлеченность в повстанческие действия. Вместе с тем именно в Гродненской губернии наиболее активно действовали отряды повстанцев.
Карта Январское восстание 1863 на территории Литвы и Беларуси. Источник https://karty.by/19-%d0%b2%d0%b5%d0%ba/uprising-poland-lithuania-1863-1864/
При сравнении регионального интереса, проявленного к тематике восстания на территории Польши, выяснится, что лидирующие позиции с заметным отрывом занимало пограничное с Украиной и Беларусью Люблинское воеводство. В целом просматривается тенденция к тому, что именно на землях, некогда входивших в состав Царства Польского, до сих пор проявляется больше интереса к трагическим событиям восстания 1863 года. Напротив, в Западно-Поморском и Нижнесилезском воеводствах, т.е. территориях, входивших в это время в состав Пруссии, фиксируется минимальный интерес к истории восстания.
Анализ вовлеченности пользователей украинского интернет-пространства показывает не менее отчетливое различия в политической географии. В частности, выявилось, что на первом месте расположилась Волынская область, а вот следующие три места с не менее завидным постоянством занимали Житомирская (97), Ивано-Франковская (94) и Львовская (90) области. При этом поисковик не зафиксировал статистически значимого числа запросов пользователей из Закарпатской, Черновицкой, Черкасской, Кировоградской, Николаевской, Сумской, Черниговской и Запорожской областей. Весьма слабый интерес фиксировался в прочих восточных регионах Украины. Интересно, что активность запросов сконцентрировалась либо в бывших восточных провинциях Австрийской империи, либо в пограничных губерниях Российской империи.
Если говорить о России, то на первом месте неожиданно оказался Красноярский край и Новосибирская область, что, по всей видимости, связано с тематикой попавших в Сибирь участников польского восстания 1863-1864 гг. На третьем и четвертом закономерно оказались университетские и исследовательские центры Москвы и Санкт-Петербурга, в которых ожидаемо столкнуться с научным интересом к этому историческому событию.
В свою очередь бросается в глаза популярность запросов, касающихся знаковых фигур восстания. Например, К. Калиновский является фигурой, интересующей пользователей исключительно с территории Беларуси. Впрочем, как и печатные листовки, известные как «Мужицкая правда». Если же говорить о такой трагической фигуре восстания как диктатор Ромуальд Траугутт, то окажется, что, помимо Польши, лишь в Беларуси инструментами Google Trends удалось зафиксировать минимальный интерес к его личности (2 к 100). Любопытно, что все запросы следовали с территории современной Брестской области. Это вероятно обусловливается тем, что Ромуальд Траугутт родился в деревне Шестаково Гродненской губернии, которая в наши дни находится на территории Брестской области. Показательно, что первый диктатор восстания Л. Мерославский заинтересовал исключительно поляков. В свою очередь католический священник А. Мацкявичюс или А. Мацкевич, возглавивший во время восстания отряд в Ковенской губернии и воевавший против русских войск вплоть до декабря 1863 г., оказался популярен лишь в Литве, причем в поисковых запросах имя и фамилия ксендза опознается поисковиком лишь в литовской форме написания.
Р. Траугутт. Источник https://planetabelarus.by/publications/16-yanvarya-romuald-traugutt/
Любопытно, что если проанализировать поисковые запросы в формулировке «Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский» (иные не фиксировались Google Trends), то окажется, что на первом месте с заметным отрывом оказалась Литва, а последующие позиции распределились следующим образом: Беларусь (с относительным показателем 12), Россия (4) и Польша (2). Интересно, что при попытке определить региональные предпочтения, то, например, в белорусском сегменте средствами Google Trends можно выявить лишь Минск. Например, в России лишь в двух регионах фиксируется статистически значимый интерес к личности виленского генерал-губернатора: Калининградская область и Москва, причем самый западный субъект Российской Федерации демонстрирует и самый высокий показатель. Вероятно, это обусловлено реализацией инициативы по установлению в Калининграде памятника М.Н. Муравьеву. Если судить по похожим запросам, то в Литве интерес к личности М.Н. Муравьева являлся следствием интереса к таким деятелям как жемайцкий епископ М. Валанчюс, капитан Генерального штаба и воевода Литовский и Ковенский С. Сераковский.
Памятник М.Н. Муравьеву в Калининграде. Источник https://m.vk.com/wall-29891284_7427
Таким образом, анализ поисковых запросов в интернете показывает, что интерес к Январскому восстанию 1863 г. на территории Беларуси больше выражен в пределах Гродненской области, чем в самой восточной области – Могилевской. Сложно утверждать, является ли это случайностью или проявлением исторической памяти, связанной с тем, что в 1863 г. именно в Гродненской губернии из белорусских губерний больше всего проявилось повстанческое движение. Вместе с тем очевидно то, что тематика восстания вызывает максимальный интерес в Польше, но имеет минимальную привлекательность для пользователей из Украины и России. Литва и Беларусь занимают промежуточное положение. Показательно, что видные участники восстания в каждой из стран приобретают характер сугубо национальных деятелей, т.е. если в реалиях восстания такие деятели как ксендз А. Мацкевич, К. Калиновский или Р. Траугутт были друг для друга и для современников представителями одного круга, то в современных условиях для пользователей из разных стран они воспринимаются как не имеющие отношения друг к другу исторические персонажи, имеющих четкую национально-географическую «локализацию».
- Google Trends // Режим доступа: https://trends.google.ru/trends/. – Дата доступа: 18.10.2023.