В конце октября — начале ноября в Москве состоялся III международный Евразийский аналитический форум (ЕАФ-2023), где обсуждались этнокультурные факторы Евразийской интеграции. Изборский клуб провел в рамках форума собственную аналитическую сессию, посвященную становлению в Большой Евразии нескольких геостратегических осей. На ней рассматривались аспекты взаимодействия ведущих держав континента, таких как Россия, Индия, Китай и Иран. Модератором сессии выступил заместитель руководителя Изборского клуба Виталий Аверьянов. Работа сессии осуществлялась в развитие тех идей, которые ранее Изборский клуб представлял в своих трудах «Русский ковчег», «Аркаим XXI» и других.
На вопросы сайта Изборского клуба отвечает президент фонда «Русский предприниматель», автор ведущей идеи «Русского ковчега», много лет разрабатывающий свой проект «Россия — Ноев ковчег» (РНК), постоянный член Изборского клуба Сергей Писарев.
— Сергей Владимирович, как Вы оцениваете расстановку сил и перспективы евразийского сотрудничества?
— На расстановку сил и перспективы сотрудничества стран Евразии и сегодня, и в ближайшем будущем будут прямо влиять отношения между Россией, Китаем, Индией и США — четырьмя крупнейшими государствами — цивилизациями. Американцы спят и видят, как любым способом устранить с мировой арены своих, набирающих силу, глобальных соперников — сначала Россию, а уже затем и Китай. Собственно, потому на сегодня Китай вынужден «дружить» с нами против США.
Китай — вторая экономика мира, с реальной перспективой выйти на первые роли, потеснив США. Отношения Китая и России на сегодня — самые теплые, товарооборот кратно увеличивается, экономики активно взаимодействуют. Но так было не всегда — мы помним про конфликт на острове Даманский и охлаждение отношений в 1970-е. Лет через 30 баланс и конфигурация сил в Евразии могут измениться. И может быть (не хотелось бы!) нам придется «дружить» с США уже против Китая.
В отличие от Китая, с Индией у России во все времена были дружественные отношения. Обе наши страны — многонациональные, схожи по менталитету и культурному коду. Делить нам, по большому счету, нечего. И укреплять долговременные взаимовыгодные связи именно с этой страной для России имеет прямой смысл. И об этом в частности, шел разговор на форуме в Москве.
— А как Вы оцениваете отношения между Индией и США?
— Сегодня США — один из крупнейших внешнеторговых партнеров Индии. (Лет 30 назад эту позицию занимал Советский Союз). И в этой связи США нередко диктуют условия Индии, и та вынуждена с ними считаться. Товарооборот между Россией и Индией до сих пор на порядок меньше, чем между Индией и США.
Развивается военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией. Но здесь также есть свои ограничения, связанные с Китаем.
В связи с чем очевидно, что на основе экономики или обороны какой либо глобальный совместный проект, который бы вывел отношения Индии и России на другой уровень, на сегодня предложить не просто. Но остается возможность рассмотреть какой либо совместный глобальный цивилизационный проект.
— Какие именно проекты Вы имеет в виду, в каких сферах?
— На мой взгляд, нашим странам необходим масштабный комплексный социально-экономический проект, который надежно свяжет Индию и Россию. Например, в развитие концепции «Россия — Ноев Ковчег» проект привлечения индийцев для освоения российского Дальнего Востока.
Индия — густонаселенная страна (около 1,5 млрд человек), уже сегодня местами испытывает дефицит многих ресурсов, в том числе воды и сельхозугодий. В некоторых регионах Индии существуют острые демографические и экологические проблемы.
В свою очередь на российском Дальнем Востоке — вода и земля в избытке, а вот плотность населения очень низкая, огромные территории попросту пустуют. Климатические условия вполне приемлемые. Конечно, это не индийские тропики, но Хабаровск и Биробиджан (Еврейская АО), например, расположены на широте Северного Кавказа.
— Каким образом может быть реализован такой проект?
— В течение 10 лет на Дальний Восток могли бы переехать примерно5 млн индийцев. Как вариант, скажем, 100 млрд долларов (в рупиях и рублях) совместных инвестиций можно было бы направить для строительства жилых, производственных, инфраструктурных объектов. В том числе для возведения нескольких новых городов, где можно использовать новейшие российские и индийские технологические разработки. Проект в целом мог бы дать мощный синергетический эффект и стать локомотивом развития российского Дальнего Востока.
Такой проект реально укрепит российско-индийскую дружбу. Россия для Индии станет по-настоящему «родной страной», союзником на все времена.
— Какими еще могут быть плюсы от реализации этой инициативы?
— Крупная индийская община на Дальнем Востоке России может стать препятствием и буфером на пути возможных будущих планов ползучей экспансии в этот регион со стороны США, Китая или Японии.
Хочу подчеркнуть, что этот проект не направлен против третьих стран, его результатом вполне может стать и более тесное российско-индийско-китайское взаимодействие и сотрудничество на основе нашего многовекового опыта мирного сосуществования самых разных народов и конфессий. Конкретные предложения по этому проекту можно было бы разработать и обсудить.
Для народов Индии повсеместно почитаемое или даже священное животное — это тигр. А российский Дальний Восток — природный ареал обитания уссурийских тигров, самой северной популяции этого вида на планете. И психологически индийцам думаю было бы легче переселяться в регион обитания почитаемого ими на родине животного.
Я бы предложил вывести новую индо-уссурийскую породу («ИндУсский тигр»), а изображение первенца этой породы, тигренка, сделать символом и брендом Российско-Индийского цивилизационного проекта.