В Словакии партия «Направление – социальная демократия» набрала 23 процента голосов и стала победительницей на октябрьских выборах в парламент. Лидер партии Роберт Фицо относится к России как к стратегическому союзнику и откровенно называет украинских националистов фашистами. Такой разворот событий заставляет нас возвратиться к идее славянского единства, которая была довольно распространенной в XIX и начале XX века в российском обществе.
Во время Великой Отечественной войны по указанию Сталина были проведены славянские съезды. Послевоенное обустройство Восточной Европы во многом реализовало славянофильские идеи. Большую часть дружественных нам государств составляли именно славянские страны. Однако антисоветская (антироссийская) пропаганда постепенно отдаляла некоторые из них от Советского Союза, а во время перестройки и вовсе перевела в разряд «недружественных». Так что многие посчитали общеславянскую идею ложной и даже вредной. Приводя в пример освобожденную нами Болгарию, которая воевала против нас в двух мировых войнах. И делая, таким образом, вывод, что мы зря проливали за них русскую кровь. Но здесь необходимо уточнить: Болгария хотя и была союзником нацистской Германии во Второй мировой войне, но воевать с Россией не хотела. И ей удалось не допустить посылки большого контингента своих солдат на Восточный фронт.
Советское правительство неоднократно обращалось к руководству Болгарии с предложением разорвать союз с Германией и соблюдать нейтралитет. И хотя формально нейтралитет был объявлен, на территории Болгарии оставались немецкие части. 8 сентября Советская армия начала военные действия. Но воевать не пришлось. Корабли Черноморского флота вошли в порты Варны и Бургаса. Болгарские корабли не оказали противодействия, а весь германский флот по приказу германского командования к тому времени уже был затоплен. Немецкие моряки покинули Болгарию.
В ночь на 9 сентября началось восстание в Софии. Было образовано правительство Отечественного фронта во главе с К. Георгиевым, которое объявило войну Германии.
9 сентября Советская армия торжественно вошла в Софию, где была радостно встречена болгарами.
Нечто подобное происходило и в Словакии, которая после Мюнхенского сговора отделилась от Чехии, но попала под контроль Германии. Словацкие солдаты и офицеры на советско-германском фронте целыми частями регулярно переходили на советскую сторону.
23 мая 1944 года германские войска вошли в карпатскую зону Словакии. За несколько месяцев страна была оккупирована полностью. Вспыхнуло словацкое национальное восстание, о котором с большим уважением высказывается Роберт Фицо.
В восстании принимали участие 15 тысяч чехословацких партизан и три тысячи советских (первая чехословацко-советская организаторская партизанская группа под командованием П.А. Величко; группа Егорова; группа Волянского).
Словацкое национальное восстание стало знаковым событием в истории Словакии. О нем рассказывает киноэпопея «Повстанческая история» (1985).
Напомним, что и в Польше велась вооруженная борьба против нацистов, хотя поначалу без согласования с советским командованием.
Уроженец Варшавы Константин Константинович (Ксаверьевич) Рокоссовский пишет, что польское население относилось к Красной армии тепло и приветливо: «Народ искренне радуется нашему приходу и старается сделать все, чтобы ускорить изгнание фашистских оккупантов».
По мере продвижения вперед 1-я польская армия быстро пополнялась добровольцами из местного населения. В нее вливались части из Гвардии Людовой, Армии Людовой и других сил Сопротивления. «И только АК – Армия Крайова – упорно держалась в стороне. <…> Они так определили отношение к нам: “Против Красной армии оружие применять не будем, но и никаких контактов иметь не хотим”. Весьма пикантная позиция!»
При освобождении Варшавы советское командование сознательно предоставляло польским воинам право освобождения своей столицы, хотя очевидно, что они вполне могли сделать это самостоятельно.
Югославия воевала на стороне Антигитлеровской коалиции, но была оккупирована Германией в апреле 1941 года. После оккупации на территории Югославии развернулось самое крупное в Европе партизанское движение. Оккупационными властями на территории страны было создано прогитлеровское государство (Хорватия, Босния и Герцеговина). Из разрозненных партизанских отрядов была создана Народно-освободительная армия Югославии, которая насчитывала около 300 тысяч бойцов. Борьбу с фашистами Советская и югославская армии вели согласовано.
20 октября 1944 года Белград был освобожден от гитлеровцев.
То, что Великая Отечественная война закончилась освобождением столицы Чехии, мы хорошо знаем (надеюсь. – В.А.). Ставка приказала 1-му, 2-му и 4-му Украинским фронтам ускорить движение наших войск на помощь восставшим. 9 мая 1945 года советские солдаты, горячо приветствуемые населением, вошли в Прагу.
В ходе всей Великой Отечественной войны советское руководство настойчиво проводило политику создания единого антифашистского фронта. Много усилий было приложено для создания славянского фронта сопротивления. В 1941 году был создан Всеславянский комитет, который возглавил генерал-лейтенант А.С. Гумеров. Тогда же начал издаваться журнал «Славяне». Были предприняты попытки наладить контакты с руководством славянских стран, а также со славянскими общинами в США, Бельгии, Австралии, Германии, Греции, Иране, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Подобные комитеты работали в Польше, Болгарии и Чехословакии.
Ежегодно в Москве проходили Всеславянские митинги. В 1945 году на приеме в Кремле в честь президента Чехословакии И.В. Сталин предложил тост: «За новых славянофилов, которые стоят за союз независимых славянских государств!»
В 1946 году Всеславянский конгресс в Белграде поддержал идею создания славянского межгосударственного образования. Однако такая идея совсем не устраивала атлантистов. Началась усиленная пропагандистская кампания по дискредитации общеславянской идеи. При невыясненных обстоятельствах погибли многие активисты и влиятельные сторонники славянского единства: А.А. Жданов, Жикица Йованович, Васил Коларов, Климент Готвальд, Болеслав Берут.
После смерти Сталина славянское движение было свернуто. В 1962 году Славянский комитет расформирован. Хрущевский ЦК обвинил его руководство «в игнорировании решений XX и XXII съездов и низкопоклонстве перед культом личности». Журнал «Славяне» был закрыт.
Во время перестройки страны социалистического лагеря были демократизированы при помощи «цветных революций»: Югославия расчленена, Чехословакия разделена надвое. Контроль над славянскими государствами установили США. По отдельности все они (за исключением Сербии) были внедрены в Североатлантический антироссийский военный блок НАТО.
С началом СВО славяне оказались в одном строю с откровенными русоненавистниками. Помощь «независимой Украине» обернулась войной с Россией. Единственной страной Европы, которая пыталась вести независимую от брюссельских людоедов политику была Венгрия. И вот теперь, вполне возможно, ее примеру последует Словакия. А может быть, и не она одна? По мере того как слабеет украинский контрнаступ, разоряется старушка-Европа, все больше людей проявляют смелость говорить о гибельности войны против России.
В 70-е годы XIX столетия, когда столкнулись на Балканах две крупнейшие европейские империи того времени – Российская и Османская, Достоевский писал: «А между тем на Востоке действительно загорелась и засияла небывалым и неслыханным еще светом третья мировая идея – идея славянская, идея нарождающаяся, – может быть, третья грядущая возможность разрешения судеб человеческих и Европы». С этого времени славянофильство начинает оправдывать свое название в буквальном смысле.
Основоположником т.н. кружка славянофилов принято считать А.С. Хомякова. В статье «О возможностях русской художественной школы» Алексей Сергеевич пишет: «Некоторые журналы называют нас насмешливо славянофилами, именем, составленным на иностранный лад, но которое в русском переводе значило бы: славянолюбцев. Я со своей стороны готов принять это название и признаюсь охотно: люблю славян.
Я не скажу, что я их люблю потому, что в ранней молодости, за границами России, принятый равнодушно, как всякий путешественник, в землях неславянских, я был в славянских землях принят как любимый родственник, посещающий свою семью; или потому, что во время военное, проезжая по местам, куда еще не доходило русское войско, я был приветствуем болгарами не только как вестник лучшего будущего, но как друг и брат; или потому, что, живучи в их деревнях, я нашел семейный быт своей родной земли; или потому, что в их числе находится наиболее племен православных, следовательно, связанных с нами единством высшего духовного начала; или даже потому, что в их простых нравах, особенно в областях православных, таятся добродетели и деятельность жизни, которые внушили любовь и благоговение просвещенным иностранцам, <…> но скажу одно: я их люблю потому, что нет русского человека, который бы их не любил; нет такого, который не сознавал бы своего братства с славянином и особенно с православным славянином».
Юрий Федорович Самарин, которого в петербургском обществе называли «принцем славян», был славянофилом не в партийном и даже не в теоретическом смысле, а в буквальном значении этого слова – славянолюбом, человеком, любящим свою Отчизну и свой народ.
Константин Сергеевич Аксаков считал, что источник нелюбви к славянам и русским в Европе таится глубоко. «В историческом инстинкте непримиримой вражды двух духовных просветительных начал христианского человечества: начала латинского и православного. Это свидетельствует уже тем наглядным фактом, что одинаковой ненависти с Россией подлежит не только всякая верная себе славянская народность, но и весь православный мир. Достаточно славянину быть православным или быть заподозренным по славянской натуре своей в наклонности к Православию, чтобы во мнении, хотя бы лично и неверующих, западных европейцев быть поставленным вне закона».
Константин Николаевич Леонтьев писал о славянах и славянском единстве: «Вся наша надежда в этом трудном деле должна быть только на Россию, на самих себя, на так называемый русский “дух”. Будем же все самобытнее и самобытнее этим духом; будем все меньше и меньше на всех поприщах руководствоваться примерами Европы – пойдут за нами позднее и болгары, и сербы, а еще позднее, вероятно… и австрийские славяне. (Имеются в виду славянские народы, входившие на тот момент в состав Австрийской Империи. – В.А.) <...> Если славянство затмит Запад постепенно на всех или хоть почти на всех направлениях, то тогда, может быть, и у нас <...> скоро пройдет начавшаяся <...> зараза всеразрушения».
В статье «Славянофилы» Константин Петрович Победоносцев отмечал великую заслугу московского Аксаковского кружка «истинно русских людей»: «От них в первый раз явственно и разумно услышало наше сбитое с толку общество проповедь мудрости в великом слове “Познай самого себя”, углубись в прошедшие судьбы страны своей и своего народа, и узнаешь свой дух в его духе, и свою силу почерпнешь из него. Слово это было необходимо ввиду надвигавшейся с запада тучи космополитизма и либерализма... То было критическое время, когда прививались передовым умам России навеянные с Запада идеи, разъедавшие органическое чувство любви к родному краю, чувство патриотизма во имя отвлеченных либеральных начал. <...> В отпор этому фальшивому и тлетворному направлению Аксаковский кружок воздвигал свою крепость здорового русского патриотического чувства и разумного познания земли Русской – крепость, к которой стали примыкать все мыслящие люди, сохранившие в себе здравый инстинкт русской природы».
Как видим, славянская идея неотделима от познания своей русскости. Это не означает, что надо отречься от себя и заняться славянами. Наоборот, русская идея «потянет» за собой славянство. Она поможет самим славянам осознать свое место в мире.
А теперь вопрос: возможно во ли славянское единство в наше время? Сейчас, кажется, что невозможно. Слишком много противоречий. Но не более чем между славянами и англосаксами, которые пока «управляют» миром. Чем быстрее мы осознаем, что сближение славян гораздо полезнее чем «выяснение отношений» между собой, тем скорее обретем независимость и окрепнем.
Мы – славяне. Мы населяем половину Европы. Наша сила в единстве!
Владимир АНИЩЕНКОВ