Гунны и сербские традиции

0
516
Время на чтение 4 минуты

«Атилла попирает Италию», Эжен Делакруа.

Источник: Телеграф

В России в 2014 году в издательстве Центрполиграф вышла книга профессора Калифорнийского университета Отто Менхен-Хельфен «История и культура гуннов» (Otto J.Maenchen-Helfen. TheWorld of the Huns. Studies in their History and Culture).

В этой книге профессор большое внимание посвятил религии гуннов, и хотелось бы высказать несколько заключений, возникших при сопоставлении истории гуннов с историей сербского народа.

Профессор Отто Менхен-Хельфен пишет, что гунны имели религию шаманского типа. Такая религия не имеет персонификации духов в лице тех или иных существ, ибо шаман не поклоняется духам, а живет среди них.

Как пишет в своей книге «История и культура гуннов» Отто Менхен-Хельфен, о религии гуннов информации мало, а что известно из римских хроник — так Аммиан Марцелин вообще утверждал отсутствие у гуннов какой-либо религии.

Во второй половине 4го века в дунайские провинциях Рима, в том числе в Панонии, Иллирике и в Далмации (Балканский полуостров) распространилось христианство, с тем, что местное население были просвещены православием, а пришельцы-готы приняли арианство.

Гунны же оставались тогда язычниками, исповедовавшими, согласно Приску и Иордану, язычество, причем язычество непонятное римлянами, так как верили в каких-то духов и занимались колдовством.

Думается, не случайно, что арианский историк и богослов Филосторгий, которого Отто Менхен-Хельфен называет образованным и начитанным человеком в своем труде «Ecclesiastical History», называет гуннов неврами — описанного Геродотом племени оборотней, живших на севере вдоль Рифейских гор.

В современном обществе вера в колдовство и в магию стала считаться признаком необразованности, хотя тем самым этот тезис вступает в противоречие с христианской традицией, ибо, как в Ветхом и Новом завете, так и в Деяниях апостольских, и в Житиях святых описываются примеры колдовства и магии, которые показывали весьма образованные люди.

Сравнение гуннов с оборотнями арианским историком Филосторгием, как и сравнение Синезием Киренским и преподобным Иеронимом Стридонским гуннов с волками вполне в соответствии с традициями древних народов и племен обожествления волка. Гунны, без сомнения, религию все же имели, а самый показательный их обряд — погребение Аттилы.

Во-первых, тут характерен обычай отрезания части волос и нанесение себе ран по лицу, чтобы, как писал Сидоний, погребаемый был оплакан не слезами женщин, а кровью мужчин. При этом интересно, что в санскритской поэме древнего индийского поэта Калидасы «Рагхувамша» пишется о таких же обычаях, существовавших у живших на реке Оксус (Амударья) гуннах. Так как нижняя граница исторического периода, в котором творил Калидаса, является время царствования Агнимитра (149—141 год до Р.Х.), который упоминается в этой поэме, то гуннов можно тут ассоциировать со скифами, так как в в этом историческом периоде, согласно Страбону, жившему в период с 64/63 до Р. Х.— ок. 23/24 после Р. Х., данной территорией владели скифы-массагеты (Страбон. География, XI. 8, 8 Перевод Г. А. Стратановского).

Как справедливо пишет профессор Отто Менхен-Хельфен, данный обычай не является чисто гуннским, и упоминает об аналогичных обычаях у кутригур (протоболгар), тюрок, венгров, славян, а все эти народы как раз и входили в племенной гуннский союз

Ни у германских, ни у романских племён, таких обычаев не сохранилось. При том еще более показательно, что данные обычаи сохранились у сербов и албанцев, так как если отбросить нелепую теорию об иллирском происхождении албанцев, то очевидно, что последние этот обычай усвоили от сербов, часть которых была ассимилирована албанцами в годы турецкой власти.

Однако еще более интересно описание самих похорон Аттилы, когда гунны, как пишет профессор Отто Менхен-Хельфен, над его могилой провели обычай, который сам Отто Менхен-Хельфен на основании рассказа Прискапереданного Иорданом в его «Гетике» называл «страва» (strava). Этот обычай, сопровождавшийся пением кружившихся на конях вокруг могилы Аттилы гуннах, оканчивался жертвованием тех, кто погреб Аттилу и веселым пиршеством.

Хотя сам Отто Менхен-Хельфен признает, что слово «страва» славянского происхождения, затем он пускается в попытки найти его корень в других языках. Между тем, дело это напрасное, ибо обычай «салеванья стравы», до сих пор распространен в сербской среде, особенно в Боснии и Герцеговине, и означает магический ритуал, когда «бабки» (то есть по сути шаманки) «убирают страх», так как страва по-сербски — страх.

Что может быть логичнее объяснения такого обычая при похоронах Аттилы, тем более, что описанные человеческие жертвоприношения были известны согласно византийским хроникам, у славян Северного Причерноморья которых при том в этих хрониках нередко называли скифами. Сам Приск описывает, что гунны, войдя в землю скифов, принесли человеческие жертвоприношения, убив всех пленных.

Что касается пиршества на могилах, то этот обычай до сих пор так же сохранился у сербов, и церковью рассматривается как языческий пережиток.

Гуннская находка на Тамани, 4-5 вв.

Геродот при этом так же описывал аналогичные обычаи с жертвоприношением и пиршеством у фракийцев.

Показательно поклонение тут гуннов мечу, точно так же, как такому же священному мечу поклонялись скифы, причем как скифы, так и гунны поклонялись ему, воткнув в землю, что отличается и характером, и формой обряда от клятвы на мечах характерной для других народов.

Как пишет Отто Менхен-Хельфен, римские авторы, как правило, искажали имена гуннов, пытаясь их озвучить в латинской или греческой транскрипциях, а нередко просто записывая их имена, пересказанные им другими варварами, либо просто переводя их на латынь или греческий. В итоге этимологию гуннских имен невозможно определить, ибо их корень разные ученые возводят к разным языкам.

Профессор Отто Менхен-Хельфен пишет, что хотя тезис о том, что гунны говорили тюркским языком имеет долгую традицию, как и практика небольшому числу гуннских имен давать тюркские корни, но доказательств тому нет. Были бесплодны попытки профессора Отто Менхен-Хельфена найти корень имени любимого сына Аттилы Эрнака в различных языках. Но тут стоит заметить, что как раз в сербском языке сохранилось архаичное слово Орна, означающее плодородность земли. Это логически вполне подходит к имени наследника Аттилы, так как земля в древности имела священное значение, тем более что Эрнак, согласно летописям, имел свойства предвидеть будущее.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Валецкий
Русские добровольцы в боях под Сараево в августе-октябре 1994 г.
Из книги Олега Валецкого «Русский добровольческий отряд» (М., «Вече», 2017 г.)
24.04.2024
Туареги и война в Мали
Туареги это один из древнейших народов Африки
22.09.2023
Все статьи Олег Валецкий
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38