Источник: Русский Вестник
Андрей Николаевич Зелинский – историк, ученик Льва Гумилева, автор многих исследований и научных работ, сын великого русского ученого Николая Дмитриевича Зелинского, знаменитый противогаз которого спас жизни сотням тысяч солдат еще в годы Первой мировой войны.
А.Н. Зелинский окончил истфак МГУ имени М.В. Ломоносова в 1960 году, по образованию он историк-археолог, и, как последователь Льва Гумилева и второго своего учителя Юрия Рериха, – убежденный евразиец.
Особый интерес представляют, на мой взгляд, работы Андрея Николаевича, связанные с реконструкцией древнерусского календаря, пришедшего к нам из Ромеи-Византии и своим литургическим временем связавшего в нерасторжимое единство времена Первого, Второго и Третьего Рима, равно как предваривших их священных империй древности. Прежде всего, Египта и Вавилона. По его словам: «Календарь – это ритм, который должен объединять внешний Космос мироздания с внутренним Космосом человека в некое единое гармоническое целое.
Но календарь – не только ритм, но и память. Поэтому календарь, по самой своей сути, есть выражение того, что можно определить понятием “ритмическая память человечества”».
Работы Андрея Николаевича по календарной проблеме столь «физико-математично-логические», что неудивительно его причисление к «математикам и астрономам» в одной из специальных книг, посвященных данной проблеме.
Епископ Русской Зарубежной Церкви граф Григорий (Граббе), возражая сторонникам «нового стиля» и опираясь на работу Андрея Николаевича (в сб. «Контекст», 1978), констатирует: «Мы читали разные работы, посвященные календарному стилю, и, надо сказать, что ни одна из них не может сравниться с исследованием Зелинского ни по научному обоснованию, ни по ясности изложения».
Что касается меня, то в свое время я без особого труда изучал и сдавал экзамены по электродинамике, теории относительности и квантовой механике, которая до сих пор является моим своего рода «хобби» в часы досуга, а ее «принцип дополнительности», как мне удалось показать, вообще лежит в основе православной парадигмы исторического процесса.
Но вот слова «Великий миротворный круг», или «Великий индиктион», а вернее, та сущность, что стоит за ними, – а в модели Великого миротворного круга Зелинского приводятся в единство космический, исторический и литургический аспекты времени, у меня до сих пор вызывают почтительное недоумение. Тем больше мое восхищение автором столь важных для нашего национального самосознания работ.
То есть человек централен по отношению к Вселенной не только духовно, но и вполне «материально», если вообще можно говорить нынче о материи, как о самодовлеющей субстанции. А значит, как говорит Андрей Николаевич в своих трудах: «…центральность человека по отношению к мирозданию делает его центральным и по отношению ко времени».
К сказанному необходимо добавить, что наш дорогой юбиляр, еще и замечательный русский поэт. Одно из его стихотворений, написанное еще 6 мая 1994 года, но будто к текущим делам и дням и даже к возможным «воспоминаниям о будущем», просто невозможно не привести:
Россия! Россия! Россия!
Восстань от гнетущего сна.
Уже твой грядущий Мессия
Встает на свои стремена…
Святой страстотерпец Георгий!
Как в вещем пророческом сне,
Явись нам, заступник Господний,
На белом победном коне!
И в этой грядущей Русской Победе, для которой мы все трудимся и живем, будет неотменимая заслуга нашего юбиляра, любимого и почитаемого всеми нами Андрея Николаевича Зелинского.
1. Комментарий
Велик и славен Гёте Иоганн.
Его таланту мир был тесен.
Он Бога с чёртом заключил в роман,
Но Фауст мне не интересен.
Меня влечёт Зелинского Вопрос,
Где тему Литургического Круга
Возглавил изначально сам Христос,
Где по любви мы узнаём друг друга.