itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Выставка Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!» в Манеже

Слава России!

0
734
Время на чтение 8 минут

Источник: Газета ЗАВТРА

«Победа! сердцу сладкий час!

Россия! встань и возвышайся!

Греми, восторгов общий глас!..»

Александр Сергеевич Пушкин

Картины Василия Нестеренко можно использовать в качестве иллюстраций к учебникам истории. Всё на месте – погружённость автора в военные реалии, филигранная техника живописи, патриотический настрой. Единственное, чего не достаёт – капельки живого лиризма, какой был у советских мастеров. Но это уже мои дамские придирки – сетовать на то, что романтизм отсутствует, уже как-то неприлично.

Время борьбы и выбора. Не до сантиментов – если художник на нашей стороне, да ещё и кистью владеет, он уже великолепен. Тот факт, что в самом центре Москвы – на самой престижной арт-площадке, работает выставка Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!» — это небывалый социокультурный взлёт. Неслучайно деятель околовсяческих искусств Константин Богомолов-Собчак обрушился на особей из псевдоинтеллигентной тусовки: дескать, не хотят замечать перемен, умоляя вернуть гламурно-расслабленную Belle Epoque «до 24 февраля 2022 года», прячутся, отрицают, впадают в депрессии.

Однако я не верю Богомолову – заурядное переобувание в прыжке, но верю Нестеренко, ибо, если живописец десятилетиями воспевал Русь-Россию, преодолевая злое давление «трендов» и «брендов», он достоин, чтобы его слышали, видели, знали. На вводном стенде – вехи творческой биографии. Плюс - фотография самого Нестеренко, одетого в камуфляж и пишущего с натуры.

Принято называть «современными художниками» каких-то придурочных недо-гениев с мятыми рожами и такими же смыслами. На деле современен Василий Нестеренко – его полотно «Защитники Новороссии» является точкой сборки всей экспозиции, да и нашего бытия. Изумительна композиция: в её центре – некая девушка с символикой Z, чьё снаряжение похоже на доспех, а весь облик напоминает Жанну д`Арк. Нестеренко постоянно обращается к исторической преемственности и не только русской, но и общемировой.

На эту выставку надо водить школьников, проводя их по всем пунктам коллективной биографии. Так легче усваиваются даты, кажущиеся бессмысленными от простейшей долбёжки-зубрёжки.

«Клятва князя Пожарского» и «Молитва Сусанина» смотрятся, как диптих и транслируют мысль о народном единении в годину Смуты и польского нашествия. Сейчас об этом говорят в применении к спецоперации, но пока общество разрозненно: интеллектуалы-историки презирают бизнесменов и блогеров, а те, в свою очередь, не выносят «книжников» и «нищебродов с тремя дипломами»; красные катят бочку на белых – да-да, по сию пору, а белые подписывают петиции, дабы старинный Бахмут не сделался опять Артёмовском; работяги – те вообще не в курсе и лишь мрачно ненавидят «смузи-веганов с синими волосами».

Никто ни с кем не хочет объединять усилия – всех против всех. Эффектно смотрится «Избавление от смуты», причём бросается в глаза композиционная чёткость – русские войска идут мощным тараном на польскую шляхту, и это напоминает знаковый плакат супрематиста Эля Лисицкого «Клином красным бей белых!». Удачные произведения роднит вовсе не стиль, а внутреннее содержание.

А вот и Галантный век – эра свершений, когда, по словам поэта, «Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра». Царь-плотник в кратчайшие сроки смастерил первейшую державу и несмотря на то, что Московия не считалась медвежьим углом, как утверждают либералы, всё же до ведущего игрока в общеевропейских полит-играх ей было далеко. Пётр изменил судьбу континента. «Триумф российского флота» - рассказ о том, что задача номер один - это «Ногою твёрдой стать при море».

Ветрено, холодно. Воздух неуютной и тревожащей новизны. Дамы с высокими причёсками а-лоя Фонтанж, кавалеры-вельможи в париках-аллонж. Сподвижники, корабелы и солдаты. Поодаль – императрица Екатерина, взятая Петром из социальных низов, как бы в пику и местным боярам, и бархатно-кружевным друзьям-курфюрстам, чьи роды велись от тевтонских вождей или самого Одина.

Столь же величаво полотно «Москва встречает героев Полтавы». В наши дни мотив Северной войны, где «начинающий» стратег Пётр одолел знатного вояку-викинга Карла XII приобрел особый резон – Украина, как поле битвы, где Малороссия выступает лишь, как повод, а по факту это – война с западным колоссом.

Значительное место в творчестве Нестеренко занимает фигура Александра Суворова, одного из самых результативных полководцев XVIII столетия. «Храбрые бессмертны» - портрет военачальника с отнюдь не героической наружностью, по поводу коей любили шутить придворные зубоскалы. Название картины – перефразированное изречение: «Смерть бежит от сабли и штыка храброго».

Одна из главных страниц в учебнике истории – война с Наполеоном. О ней Лев Толстой предельно ясно поведал в своём романе: «Люди Запада двигались на Восток для того, чтобы убивать друг друга. И по закону совпадения причин подделались сами собою и совпали с этим событием тысячи мелких причин для этого движения и для войны».

В экспозиции мы наблюдаем «Гибель нашествия» - мёртвые и полумёртвые французы (а может быть и поляки, вставшие под знамёна Бонапарта, или ещё какие-нибудь подмятые и мобилизованные европейцы), лежат в снегу, созерцаемые русским солдатом и его командиром. Поодаль – кони-люди и – пространство, которое так напугало захватчиков.

Снова линия общественного единения, той самой «дубины народной войны» из эпопеи графа Толстого: простолюдин и аристократ не являются антиподами, находясь по одну сторону. Их цель – освободить Родину. Сюжет – многослоен. Перед нами момент истины – русские не собираются добивать врагов, оставшихся в живых, а гибель нашествия не означает гибель души.

Василий Нестеренко не ограничивается стандартной тематикой, и ряд картин повествуют о Первой Мировой войне. Эта жестокая бойня оказалась «в тени» у Второй Мировой и – Великой Отечественной. К тому же, у нас она перетекла в революцию с воспоследовавшей за ней гражданской бойней. Потому Первую Империалистическую, как называли её в советской историографии, освещают мало и скудно (у англичан период именуется The Great War, что указывает на его значимость). Это и есть тот редкий случай, когда не стыдно поучиться у запада.

Полотно «С нами Бог!» - героическая cтраница русской биографии – так называемая «Атака мертвецов» или по-другому - Осовец. То был небывалый и – нечеловеческий прорыв 13-й роты 226-го Землянского полка 24 июля (6 августа) 1915 года в условиях немецкой газовой атаки. На врага бежали …смертельно отравленные люди, которые по идее не могли двигаться. Тот газ действовал самым чудовищным образом – изо рта и носа текла кровь, парализовались конечности, люди слепли, а выжившие оставались инвалидами.

Противогазы были несовершенными, да и выдавались не всем – большинство солдат обматывали рот-нос материей. Немцы впоследствии вспоминали, что это казалось сценами Преисподней – на них неслись русские с окровавленными бинтами на лицах, что и отразил Нестеренко. У него всё эффектно – хоругвь, офицеры с красивыми очами, штыки-сабли. Впрочем, свойство любого искусства – эстетизировать ад и создавать легенды.

Среди работ, посвящённых Великой Отечественной, особняком стоит «Непокорённый» - портрет ветерана Юрия Фомичёва. Это не абстрактно-вымышленный персонаж, но конкретное лицо. Да. Тут всё сосредоточено в глазах старика, прошедшего боль, потери, ужасы и – триумф. Пожилой матрос в регалиях неласков и глядит на мир жёстко. Читается: «Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет».

Нестеренко живописует и современность, в чём мы уже смогли убедиться на примере полыхающей «Новороссии». Роскошен триптих «Сирийская земля», и эти работы перекликаются с передовицами Александра Проханова и его ключевой фразой: «Нынешние события в Сирии — это часть огромного арабского ренессанса».

Только ли битвы и победы волнуют мастера? Удивительны его детские портреты. Если просуммировать, Нестеренко разрабатывает образ «крапивинского» мальчика. (Писатель Владислав Крапивин выявлял один и тот же типаж – интровертного пацана со шпагой, каравеллой и флагом. Сей юноша - не от мира сего, точнее – «вещь в себе», но при этом – включённый в исторические процессы). «Гусарская баллада» - отрок в гусарском ментике на фоне батального полотна; «Мечты о море» - подросток в матросском костюме вдумчиво глядит на модель парусного корабля, а за окнами, в дымке – мощь современных военно-морских сил.

Отдельным пунктом – натюрморты и они, разумеется, патриотические. Атрибуты и регалии. Бюсты полководцев и детали обмундирования. «Портрет Суворова» - бюст полководца, гренадерская шапка и палаши; «Наша слава - русская держава» - кивер, двуглавый орёл, барабан 1812 года; «Мы - русские, с нами Бог» - повторное проживание темы Осовца, но уже на некоем личном уровне – фотографии, ордена, фуражка; «Оружие победы» - сказ о воинах Великой Отечественной, причём, автор подчёркивает, что советский человек не был атеистом, и в битвах помогала вера.

Нестеренко хорош и как пейзажист. Здесь он даёт волю чувствам и выступает, как лиричный бытописатель красот. Пышна «Осень в Печорах» - тут ощущается и свежесть воздуха, и прозрачность неба, и пронзительно-прощальная желтизна листьев. Эта картина – символ России-глубинной. Нет времён, а есть вечность. «Утренний благовест», «Пристань Свято-Пантелеимонова монастыря», «Весна на Афоне», «Соловки. Канун Преображения» - эти пейзажи – логический переход к религиозным сюжетам Василия Нестеренко.

Они занимают серьёзное место в его творчестве. Подобно большинству русских и западных художников прошлого, Нестеренко оказался не чужд библейской тематики. В конце 1990-х он трудился над восстановлением росписей Храма Христа Спасителя. Его рукой выполнено оформление Северо-западного пилона - «Воскресение Христово», «Святой Апостол и евангелист Матфей», северного тимпана - «Крещение Господне», западного тимпана - «Вход Господень во Иерусалим». Выполнены четыре иконы Богородичного цикла, престольная «Плащаница», а также картины для Патриаршей трапезной - «Тайная вечеря», «Чудесное умножение хлебов», «Чудесный улов», «Брак в Кане Галилейской», «Христос и самарянка».

Недавно Александр Проханов высказал своё мнение относительно искусства: «Как печальны выставки современных художников, представляющих свои бытовые зарисовки, умильные семейные сцены, трогательные пейзажи с церквушками, милые натюрморты с цветами и яблоками. Будто в Донбассе не льются слёзы и кровь, не ревёт артиллерия, не падают самолёты с предсмертным криком лётчика: "Прощайте, мужики!"»

Экспозиция Василия Нестеренко – подтверждение обратного, хотя, конечно, его «Новороссия» погоду не делает. По какой-то неведомой причине «образ сегодняшней, расправляющей крылья России» - тут я снова цитирую Проханова – массово так и не возник. Надеемся, что опыт Нестеренко будет полезен художникам, ваятелям, кинематографистам, и, как сказал Наше Всё, правда, по иному поводу: «Его пример – другим наука».

Гусарская баллада

Мечты о море. 1996

Мы - русские, с нами Бог. 2007

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
«Никогда» – фильм о том, почему проиграл социализм
Негибкий руководитель, будь он хоть сто раз крутейшим профи – обречён?
08.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Русский танкист
04.03.2024 01:10
Об одной путанице
Новый комментарий от С. Югов
03.03.2024 23:49
Последний Большевик с большой буквы
Новый комментарий от Правдолюб
03.03.2024 22:57
Антивакцинщица
Новый комментарий от Русский Иван
03.03.2024 20:10
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от С. Югов
03.03.2024 20:02
«Речь идёт о бессудном похищении человека за его убеждения»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
03.03.2024 19:25