Источник: Православный Санкт-Петербург
Сегодня наш гость — председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, сопредседатель-координатор СПб.отделения Культурного фронта России поэт Борис Александрович Орлов.
— Борис Александрович, вы только что вернулись с XVI съезда Союза писателей России. Расскажите немного о вашей поездке.
— Пять лет прошло с предыдущего съезда, и все эти годы были посвящены укреплению связей региональных писательских организаций. Я поражаюсь работоспособности председателя нашего Союза — Николая Фёдоровича Иванова: он может, только вернувшись из северных краёв, на следующий же день отправиться на Дальний Восток, чтобы навестить тамошних писателей, как-то помочь им. А это очень важно, ведь некоторые региональные организации никто не посещал уже несколько десятков лет!.. В своём докладе на съезде Николай Фёдорович рассказал нам, как живут литераторы в разных краях России. И вот что характерно: очень по-разному они живут — не везде местные власти поддерживают литературу! В большинстве национальных республик к писателям относятся очень доброжелательно, их там ценят: в Чечне для них выстроен роскошный дворец, в Дагестане существует даже Театр поэзии… И в то же время у нас до сих пор есть региональные отделения, у которых вообще отсутствует какое-либо помещение. Таково отношение местных властей к российской культуре.
— Давайте теперь поговорим о Культурном фронте России, ведь вы возглавляете его Санкт-Петербургское отделение. Когда Фронт будет зарегистрирован официально?
— Сейчас документы поданы в Минюст, но, чтобы зарегистрироваться, нужно, чтобы в стране было более пятидесяти отделений фронта. Работа по созданию таких отделений идёт, и я думаю, в скором времени мы получим регистрацию. Ведь Культурный фронт — это насущная необходимость для возрождающейся России. Надо вывести на первые позиции тех, кто работает в русле традиционных духовных ценностей — в литературе, в музыке, в живописи. А таких людей много! Россия такая талантливая страна! Но почему её таланты не спешат выставить на всеобщее обозрение? Наоборот: в первые ряды протискиваются (не без посторонней помощи) самые бездарные, пошлые, откровенно враждебные народу персонажи.
В недавнем послании президента В.В.Путина было сказано о том, чтобы в нашей культуре развивались все направления. Так сказать, «пусть цветут все цветы». Я полностью согласен с президентом: пусть цветы — цветут. Но сорняки надо выпалывать! А у нас получается, что за последние годы авангард совершенно вытеснил традиционную культуру. Повсюду создаются разные центры современной культуры — причём при государственном финансировании. Что ж, пусть так… Но пусть чиновники от культуры точно так же финансируют и те направления, которые связаны с традиционными духовно-нравственными ценностями, — в литературе, в живописи, в музыке. А то получается, что Гулливера кормят с такой же тарелки, что и лилипута, — и при этом говорят: «Ну вот, видите — мы всем даём помощь, и всем поровну!» Не мешало бы в этом деле учитывать и интересы народа, — а народ-то у нас не очень любит авангард.
Что творится в наших театрах? Почему там по-прежнему извращается наша золотая классика? На мой взгляд, это, мягко говоря, святотатство! Если вы, господа, хотите блеснуть оригинальностью, пишите пьесы сами и ставьте их в такой стилистике, какая вам близка! Но нет, — они же не могут сами сочинять! Они могут только паразитировать на классике. И вот что поразительно: эти господа привыкли жить за счёт народа, при этом осмеивая тот же народ, который их кормит. Они твердят стране: «Давайте нам денег, давайте денег — а мы на эти деньги будем всячески вас очернять, глумиться над вами, плевать вам в лицо!» И они получают свои деньги!..
У нас принят закон в защиту русского языка — а теперь, на мой взгляд, пришла очередь закона о защите традиционных духовно-нравственных ценностей!
Вот такой защите и должен посвятить себя Культурный фронт России. Сторонников традиционных культурных ценностей у нас в стране много, в том числе и в Петербурге, но до сих пор они были разъединены. Как тут не вспомнить классическую притчу, которую мы слышали ещё в первом классе: притчу об отдельных прутиках, которые легко переломать поодиночке, и о венике, собранном из этих прутьев, который уже не сломаешь. Культурный фронт — это и есть собирание отдельных веточек в веник, и веник этот будет выметать мусор, накопившийся в нашей культуре за 30 лет. Там не просто замусорено, там Авгиевы конюшни!
Я считаю, что первая задача КФР — показать, что мы, защитники культуры, существуем. Просто существуем! Выпустите нас на сцены, где ещё недавно кривлялись всевозможные «поющие трусы». Их время прошло. Где они теперь? Убежали из страны. Их интеллект был крайне низок, но деньги выбивать они умели. Это певцы общества потребления — но это общество само себя съедает.
В наши дни и молодёжь поворачивается к традиционной культуре, особенно провинциальная молодёжь. Мне нравится провинция: она всегда хранила культуру. Мне повезло: я родился в провинции, в обществе, где ценился русский мир. Россия во все времена жива провинцией. От фашистского нашествия нас спасали сибирские полки!
А сейчас фашизм вновь восстал в мире. В его планах разрушить сложившиеся межнациональные отношения, они планируют сокращение населения России до 50 млн за счёт расчленения территории, когда все наши народы будут друг друга уничтожать. И задача нашего Союза писателей России и Культурного фронта — помогать народам РФ быть вместе.
Даже народ Украины уже начинает понимать, до чего их довели… Им навязали в вожди чужеродного славянам деятеля — Зеленского. Между тем уже приняты законы, дающие право иностранцам покупать землю Украины. Сейчас украинцы повторят судьбу американских индейцев; скоро им скажут: «Извините, вы живёте на чужой земле. Эта земля наша, мы её купили». А свой культурный суверенитет они потеряли давно, и Россия рискует потерять его.
— Может быть, не все понимают, что значат слова «культурный суверенитет»…
— Нам — во времена Российской империи и во времена Советского Союза —
никто чужих ценностей не навязывал. В годы моего детства русские народные песни звучали каждый день — и по радио, и с киноэкранов. И никто не протестовал! На смотрах художественной самодеятельности в домах культуры, в сельских клубах выступали хоры в русских сарафанах… Даже у бабушек из сундуков брали одеяния, которые были сшиты ещё во времена Российской империи. Народная русская культура смешивалась с советской культурой, и получался великолепный, прочный сплав.
Я служил на атомной подводной лодке. Однажды, когда наша подлодка была в долгом автономном плавании, мы устроили концерт художественной самодеятельности. Один из членов экипажа, Андрей Гурский, на гражданке выступал в молдавском фольклорном ансамбле «Жок» — он танцевал для нас молдавские танцы. Ребята с Кавказа пели кавказские песни. Были представители и других национальностей — они показывали свою культуру, и всем было интересно, все воспринимали это как своё.
Культурный суверенитет — это свободное развитие традиционной культуры, а не деградация её. Но нашу культуру хотели свести к блатной песне, к подражанию западным образцам… Это деградация. Однако пришло время — и президент издал свои указы в поддержку нашей национальной идентичности, в поддержку российского народа, который объединяет очень много народов. Слава Богу.
— Сейчас в школьную программу вернули «Молодую гвардию» Александра Фадеева… А как по-вашему, нужно ли оставлять в программе «Архипелаг ГУЛАГ», «Доктора Живаго»?
— Для школы, на мой взгляд, Солженицын совершенно не нужен. Вот на филологических факультетах его можно изучать, но только не выборочно, а в полном объёме: рядом с «Архипелагом» — «200 лет вместе». А то у нас что выгодно — берут, что невыгодно — отбрасывают…
А «Молодую гвардию» необходимо вернуть в школьную программу, особенно сейчас. Идёт СВО — пришло время печатать, читать, изучать книги советских классиков. Ну как вы можете выиграть войну, забыв, как выигрывали наши предки? Это очень важный вопрос. Надо напомнить о мужестве советских ребят, которые, может быть, не всегда отличались примерным поведением, были не очень богато одеты, порою недоедали, — но они любили Родину. «Молодую гвардию» следует вспомнить и потому, что сейчас на Донбассе орудуют потомки тех палачей-бандеровцев, что мучили молодогвардейцев… Там же не столько немцы зверствовали, сколько украинские националисты, а порою и перевёртыши-комсомольцы, предатели.
Современной молодёжи надо читать и «Повесть о настоящем человеке», и «Молодую гвардию», и «Как закалялась сталь»… Надо читать всю русскую литературу, чтобы вновь оживить в своём сердце наши нравственные ценности, чтобы исцелиться от той развлекухи с юмором ниже пояса.
— Я знаю, что Союз писателей России с самого начала поддерживал СВО…
— Союз писателей всегда поддерживал и будет поддерживать СВО. Недавно член нашей приёмной комиссии писатель Алексей Шорохов ушёл на фронт добровольцем. У него трое детей, ему самому уже сорок девять лет, а он… И Алексей не единственный: многие молодые поэты, писатели воюют на Донбассе, в том числе и литераторы самого Донбасса. Недавно у нас представлял новый альманах донбасских писателей «Территория слова» луганский поэт Александр Сегеда. Его сын тоже поэт, и тоже Александр. Он филолог, но пошёл на войну и командовал миномётным взводом. Сейчас он ранен и лечится у нас в Военно-медицинской академии — к счастью, дело идёт на поправку. Наша литература не стоит в стороне от событий, потрясающих страну: мы всегда с Россией, мы — часть России, и нам надо объединяться, чтобы стать силой и духом России.
Вопросы задавал Павел ГОРЕЛОВ