Старые фильмы - это сейчас единственное, что связывает нас с недавней эпохой. Они разом оживляют минувшее, делают прошлое живым и дышащим. Они приближают к нам ушедшее время ближе, чем даже книги. В этом их благо, и в этом их опасность.
Да, опасность, но не для нас, зрителей, а современных идеологов. Для
тех, кто хочет нас уверить, будто нынешний режим светел, как день, а
минувший был чёрен, как ночь. Судите сами: можно сколько угодно
распинаться об ужасах «безчеловечного тоталитаризма», но два-три старых
фильма разрушат эту демагогию начисто. «Когда деревья были большими»,
«Мачеха», «Баллада о солдате» - и ещё десятки, десятки, сотни пусть
даже не всегда шедевров, но всегда дышащих любовью к людям, полных
безконечной веры в добро, бережно созидающих положительный образ... У
кого язык повернётся сказать, что это кино - порождение зла?
Да нет, поворачивается язык, ещё как поворачивается!.. Но ведь и у нас
есть голова на плечах, мы не всегда покорно глотаем, что дают, мы
порой и думать можем... И если подумать, - над каким бы фильмом? - да
вот, над тем же «Когда деревья были большими», то вдруг поймёшь, что
более православного произведения русский кинематограф никогда не
создавал. Вспомните: главный герой картины, бездельник, пьяница, почти
бомж, прячась от милиции, совершает чудовищный обман: уверяет
девушку-сироту, что он её отец... Это начало, а что же дальше? А дальше -
постепенное нравственное возрождение этого бедолаги: его названная дочь
могучей силой своей любви и веры поднимает своего несимпатичного
«отца» из грязи к свету. И вспомните, как это сыграно! Какого ангела во
плоти играет Инна Гулая, и без натяжки, без слащавости, без фальши -
чисто и просто! А Юрий Никулин? Он своего героя-прохиндея изображает,
не впадая ни в грязную чернуху, ни в дешёвый натурализм, осуждает его,
но и жалеет, но и верит в возможность возрождения... А теперь сравните
это с современным «православным» фильмом «Чудо», посвящённым
знаменитому чуду стояния Зои. Да нет, это не так - фильм вовсе не чуду
посвящён, не преображению, не пробуждению совести. Фильм посвящён
отработке идеологической догмы: «При Советах мы все сидели по уши в
грязи». А чудо по экрану проходит как-то боком, как-то сторонкой - не
это-де главное! Главное - показать свиные рыла, грязь, мрак, жуть...
Совок! Понятно, что Святитель Николай в такой кадр не очень-то
вписывается. Да и к чему киношникам Святитель? Вот если бы он призвал
не к чистоте и целомудрию, а к демократическим реформам - вот тогда бы
авторы фильма побольше внимания ему уделили...
Из грязи - грязь и выйдет. Свиньям безсмысленно проповедовать
преображение. И если Святитель явил чудо жителям Самары (настоящим, а
не киношным), значит, они были способны это чудо принять... И значит,
врут нынешние кинодеятели...
Да, современные идеологи прекрасно отдают себе отчёт в том, какой
опасностью для них являются старые советские фильмы. Эти фильмы поливают
грязью, окружают сотнями сплетен... В лучшем случае их называют
«красивой сказкой». Хорошо, пусть так, пусть красивая сказка. Но ведь
красивая! Чтобы создать красоту, нужны и талант, и душа. Почему же
современные кинематографисты не создают красивых сказок? И, кстати,
когда это красивые сказки дурно влияли на нравственность?
Нет, сколько бы помоев не лили на советское кино - грязь к нему не
пристаёт: оно уже свершившийся факт, оно вне досягаемости. Но вот что
пугает - современные технологии. Вы подумайте: ещё лет десять назад что
бы мы сказали, услышав, что снят новый фильм с покойным
Высоцким в главной роли? Бред? - Бред! А сегодня - уже не бред...
Сегодня это уже возможно: взять изображение покойного актёра и
заставить его совершать некие действия на экране. Пусть пока это ещё
робко, неумело, но - дальше больше, лиха беда начало...
В сущности, вторжение в старые фильмы уже идёт. Их раскрашивают -
бездарно, аляповато, разрушая начисто всю работу операторов,
осветителей, художников, даже гримёров (под слоем краски грима не
видать!). Старые фильмы сокращают! Да! Всем известно, что раскрашенные
«Семнадцать мгновений» подверглись ещё и обрезанию, но не все знают,
что, к примеру, «А зори здесь тихие» тоже тиражируются на дисках в
порядочно урезанном виде. А дивную кинопоэму «Сибириада» урезали вдвое
(!) - и сейчас нигде ни за какие деньги не купишь полный вариант. А
чудовищные «римейки»! Не в силах создать ничего своего, киношники
переделывают нашу классику - и как же переделывают!.. В какую зловонную
грязь погружают наши любимые картины... Не хочется говорить о вещах, о
которых «не леть есть и глаголати», но вот более или менее приличный
пример: римейк «Иронии судьбы». И дело даже не в том, что это
исключительно бездарная поделка, что это и не фильм вовсе, а длинный
рекламный ролик «Билайна»... Но вы посмотрите только: новая версия
силится разрушить старую. Прежняя «Ирония» чем кончалась? - торжеством
любви. А новая чем начинается? - отрицанием этого торжества! «Не
верьте-де советским сказкам: какое могло быть счастье в Совке?!»
А теперь представьте себе, что будет, когда в руки новых сказочников
попадёт новая технология! Тогда, в обновлённой версии, героя «Баллады о
солдате» сделают дезертиром, героев «А зори здесь тихие» запишут в РОА,
«Трактористы» заодно с «Кубанскими казаками» загремят в ГУЛАГ,
«Мачеха» выгонит приёмную дочь на улицу и сделает аборт назло мужу...
А потом шаловливые ручки дотянутся до советской кинохроники, и тут мы увидим настоящие чудеса...
Павел ГОРЕЛОВ