В Прощеное воскресенье перед вхождением в Великий Пост, помимо просьбы простить кого огорчил вольно или невольно, был резок, невнимателен, или еще как нанес по своей человеческой немощи душевные раны, испрашивал молитв, зная, что первые Великопостные дни проведу на Луганщине. Это было здесь.
От недавней зимней сказки русских Кавказских минеральных вод к непростым будням новых российских территорий. Целей побывать на этой только-только привыкающей к мирной жизни земле было несколько. Потихоньку буду рассказывать. Есть отличные результаты поездки, остаются и некоторые незавершенности.
Пока лишь предоставлю каждому из вас, дорогие друзья, самим ощутить хотя бы в какой-то степени эффект присутствия там, сердцем почувствовать все еще неспокойный внутренний мир каждого пожелавшего остаться на малой Родине, не мчаться в страхе на «большую землю», в Россию. Начинаю повествование с общего обзора, первого впечатления от посещения столицы ЛНР, города Луганска.
Было немало интересных, порой неожиданных, местами заведомо долгожданных встреч. О них возможно поведать только отдельной строкой. Не сейчас.
Было участие в весьма неоднозначном первом Республиканском форуме некоммерческих организаций (НКО), приуроченном к Всемирному дню неправительственных организаций (World NGO Day) 27 февраля. О котором сам узнал, честно говоря, впервые.
Было посещение больницы, куда везут в тяжелейшем состоянии с передовой бойцов и местных формирований Народной милиции, и военнослужащих Министерства обороны России, и участников ЧВК, и воинов добровольческих отрядов БАРС (Боевого армейского резерва специального). В реанимацию везут только туда. Вытаскивают практически с Того Света. К сожалению, не всех. Многих, кто гражданин РФ, одним днем после первичной хирургической обработки (ПХО) ран вывозят в медучреждения глубокого тыла. Кто-то остается здесь и его максимально ставят на ноги, а после уже длительная реабилитация.
Была передача небольшого гуманитарного груза, приобретенного совместно с военными журналистами из Москвы, которые приехали и гостили на Луганщине вместе со мной. Лекарства из базового перечня, который знают все приезжающие сюда с благотворительной миссией. Немного нижнего белья, ведь с передовой порой бойцов доставляют практически без ничего – все искромсано осколками, оковавшего или сожжено огнем врага. Полторы увесистых сумки шоколада. Эндорфины, «гормоны счастья», так необходимые на пути к скорейшему выздоровлению после всего пережитого на линии боевого соприкосновения с противником, здесь очень в тему! Как ныне уже психотерапевт после базовой дисциплины «психиатрия» это прекрасно понимаю. Сколько смогли, собрали и передали.
Были беседы с местными жителями с порой, если они открывались, не замыкались в ответ ни не вполне «комфортные» вопросы, значительно различающиеся друг от друга жизненной позицией.
О чем-то смогу рассказать, что-то в публичное пространство не стану выкладывать. Это для диалогов с совсем уж близкими, что называется, «на кухне».
В любом случае это был ПРЕДЕЛЬНО важный для меня визит. Возможно, в некоторой степени значимым он стал и для приглашающий стороны. Об этом в следующих очерках-размышлениях. Пока первые фотоиллюстрации возрождающегося к полноценной, здоровой жизни города, народа как неотъемлемой уже части нас с вами. Первое обзорное видео центральной площади Луганска с моим небольшим пояснением.
Все остальное чуть позже. В одном посте не вместишь все, что считаю важным описать по итогам этого не настолько опасного, как думали многие, и как считал я сам до попадания туда, путешествия. В 2014-м туда, где мы фиксировали первые зарисовки, наносились ожесточенные авиа- и ракетные удары укронацистами.
Здесь погибали журналисты, в память о которых поставлен монумент.
Неподалеку воздвигнут островок русской духовности – внушительных размеров Свято-Владимирский кафедральный собор города Луганска.
Для возведения храма было выбрано место, где находился заброшенный сквер. Сегодня эта площадь вполне логично именуется Владимирской. 7 декабря 1997 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, состоялось освящение престола в храме административного корпуса, которое совершил Архиепископ Луганский и Алчевский Иоанникий. 18 сентября 1996 года началось бетонирование фундаментной плиты, на каркас которой смонтировано свыше 150 тонн арматуры, уложено 2300 кубических метров бетона. 25 сентября 1996 года, состоялся торжественный молебен, и была осуществлена закладка капсулы в массив бетонной плиты с именами проектировщиков, строителей, священнослужителей, благотворителей, принимавших участие в строительстве. Первый кирпич в основание храма заложил 2 июня 1999 года президент Украины Леонид Кучма. 19 марта 2006 года состоялось торжественное освящение Свято-Владимирского кафедрального собора митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром. После была отслужена первая божественная литургия, в которой Его блаженству сослужил владыка Иоанникий, духовенство епархии.
Вместимость храма свыше 3000 прихожан. В плане собор представляет собой крест размерами: с востока на запад – 51 метр, с юга на север – 44 метра. Высота собора от уровня планировки до верха центрального креста — 65 метров. Высота центрального креста – 9 метров. Храм насчитывает 15 куполов. Собор имеет и малый алтарь, освященный в честь святого преподобного Иоанникия Великого. Находясь под руководством настоятеля, протоиерея Владимира Конончука, и духовно окормляясь Высокопреосвященнейшим Митрофаном, архиепископом Луганским и Алчевским, является одним из духовных центров Луганщины. В комплексе зданий собора расположен Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила. Ранее это было административное здание собора, где размещался храм святой великомученицы Екатерины, крестильня, актовый зал, и другие помещения.
Рядом воздвигнут заслушивающий также нашего внимания монумент. Памятник «Божья Матерь» («Богородица») является уникальным в своем роде для всей Украины. Он ознаменовал собой празднование знаковой для всего христианского мира даты – 2000-летия от Рождества Христова. Общая высота скульптуры составляет 11 метров 40 сантиметров. Над памятником работал целый коллектив авторов: три скульптора и три архитектора. Согласно их замыслу, это скульптурное сооружение представляет собой как бы икону. Местные жители называют его «Луганской Богородицей». Прототипом памятного знака стал образ Богоматери с Младенцем, находящийся в Свято-Петропавловском соборе Луганска. Центральная фигура композиции – Пресвятая Богородица с младенцем-Христом на руках – изготовлена из благородного белого караррского мрамора. Белый цвет издавна символизировал чистоту, непорочность, святость. Арка, выложенная мозаикой, обрамляет композицию, напоминая киот на иконе. Мозаикой выложены фигуры двенадцати апостолов, склоняющихся перед Богородицей и Божественным Младенцем, а в верхней части – Святая Троица и золотой крест. Место выбрано для установки памятника неслучайно – вблизи Луганской областной детской больницы и рядом со Свято-Владимирским кафедральным собором.
Нашему вниманию во время ознакомительной прогулки по городу предстал чрезвычайно значимый для региона культурный объект. Луганский академический русский драматический театр имени Павла Луспекаев работает, несмотря на вновь только что возникшую угрозу прилетов (если укронацистам поставят ракеты дальностью поражения до 150 км). Наполнять зал стараются не больше половины, снижая риски для зрителей. Имеет 80-летнюю историю, тесно переплетенную с историей Луганщины. Театр был основан в мае 1939 года. Его творческую сердцевину составили 32 выпускника Ленинградского театрального училища. Первая премьера, представленная спектаклем «Павел Греков», состоялась 26 октября 1939 года на сцене Дворца культуры имени Ленина. В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован. 5 декабря 1943 года в освобожденном Луганске спектаклем «Жди меня» начался очередной театральный сезон. 1 января 1963 года Совет Министров Украинской ССР принял постановление об объединении двух областных театров, русского и украинского, в один Луганский областной драматический театр с двумя труппами – русской и украинской. С 1 февраля 1990 года театр вновь был реорганизован. Украинская труппа стала именоваться Луганским областным украинским музыкально-драматическим театром, а русская – Луганским областным русским драматическим театром. В самом конце декабря 1997 года украинский театр получает отдельное помещение по улице Оборонная, дом 11, а русский театр остался в прежнем, своем собственном здании.
В 2019 году театр отметил свое 80-летие. За 10 лет до этого театру было присвоено звание «Академический». В современник культурном пространстве труппа интенсивно стремится занять свою нишу. В 2012 году Луганский академический областной русский драматический театр учредил и провел Первый театральный фестиваль имени Павла Луспекаева «Госпожа удача», в котором приняли участие тринадцать театров с Украины, из России и Белоруссии. С 2010-х успешно запущены проекты «Театр “Фойе”», «Театр на сцене», «Автор на сцене». Впервые на Луганщине в те годы состоялся Международный театральный проект, организованный Международным Университетом «Глобальный театральный опыт», при поддержке агентства «ArtUniverse», «Репетируем Ричарда» по пьесе Вильяма Шекспира.
В 2012 году, в год 70-летнего юбилея организации «Молодая гвардия», в рамках гранта Луганского областного совета, направленного на развитие культуры и искусства Луганщины, в театре осуществлена постановка спектакля «Во имя жизни» по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», который увидели зрители Луганщины. Этот спектакль стал патриотическим призывом ко всем молодым людям этого края. Пионеров-героев нацисты убивали долго и мучительно, скинув еще живых в итоге в шурф шахты. Это происходило в Краснодоне. Там меня когда-то принимали в пионеры, что было одним из ярчайших впечатлений моего детства. Не мог не посетить то священное по сей день для многих место. Но об этом и истории «Молодой гвардии», которую сегодня крайне нужно транслировать нашей теряющей всякие здравые мысли и ценности молодежи, поведаю чуть позже отдельно, особым постом.
С началом боевых действий на Донбассе большая часть труппы покинула Луганск, однако те, кто остался, продолжали служить в театре, преодолевая все трудности военного времени. Шли репетиции, готовилась премьера. В труппу театра пришли молодые артисты, студенты Луганской государственной академии культуры и искусства (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского. Распоряжением Правительства ЛНР от 10 марта 2015 года создаётся Государственное учреждение культуры Луганской Народной Республики «Луганский академический русский драматический театр имени Павла Луспекаева». Театр приобретает вторую жизнь. Дальше тот, кому не чуждо познание ранее неизвестной культурной среды, может ознакомиться с историей и современной жизнью этого, без всякого сомнения, достойного храма искусства на его сайте.
Единственное, что стоит добавить – почему театр носит имя известного советского артиста Павла Луспекаева. В 1943 году он шестнадцатилетним подростком ушел добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боев был тяжело ранен в руку разрывной пулей, которая раздробила локтевой сустав. Был отправлен в Саратовский военный госпиталь, где его срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли выплыв из беспамятства, не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. После выздоровления был отправлен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, приехал жить в Луганск (в советское время Ворошиловград). В том же году был зачислен в труппу драмтеатра. Благодаря своим актерским способностям, усидчивости и работоспособности выдвинулся за короткий срок в ведущие актеры. В труппе Ворошиловградского областного русского драматического театра бывший воин показал себя очень способным актером. Павел играл Алешу в спектакле «На дне». В премьере спектакля по пьесе «Под каштанами Праги», которым открывался сезон в ноябре 1945 года, Луспекаеву была доверена одна из главных ролей – роль Людвига. Актер-самоучка прекрасно понимал, что ему необходимо специальное образование. Дождавшись, когда закончится война, в 1946 году поступает в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (курс Константина Зубова) и переезжает в Москву. Там он заметно выделялся среди сокурсников — по предмету «актерское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично». Далее с извилистым творческим и жизненным путем Павла Луспекаева можно ознакомиться по ссылке. Фраза «я мзду не беру, мне за державу обидно», произнесенная его героем-таможенником в ставшем законно на место одного из лучших фильмов советского кинематографа «Белое солнце пустыни» (1970), стала крылатой и ее все чаще вспоминают в связи с по-прежнему высочайшим уровнем коррупции в нашей стране, особенно в следственно-прокурорско-судебном блоке. Рекомендую каждому пересмотреть это кинополотно из Золотого фонда России.
Мы же отойдем немного в сторону от театра, перейдем дорогу на площади Революции и окажемся у памятника, к сожалению, пока так и не перемещенного куда подальше с глаз долой отъявленного русофоба, кровавого гения Ульянова-Ленина. Этот монумент – копия харьковского бюста истукана «Ленина» образца 1922 года. Здесь он уже в полный рост по классике советского монументализма левой рукой опирается на трибуну, а правую подымает вверх, как бы призывая к действию. Она у него, кстати, перед достаточно длительной и мучительной смертью и оказалась парализована. Как говорится, Бог шельму метит! За все его проплаченные извне призывы к действию по ликвидации православного священства и казачества. Слева от пока еще стоящего изваяния несколько удивившая своей оригинальностью надпись, логически завершенная справа. Однако, об этом вы узнаете из небольшой видеозарисовки.
Экран, теперь уже перед нами, напротив, у театра засверкал надписью «Живи и процветай, любимая республика!».
Дай Бог мира этому региону и Донбассу! Это пожелание будет часто звучать в моих видеозарисовках, которые размещу вместе с новыми историко-культурологическими комментариями чуть позже. Пока же в завершение небольшое стихотворное посвящение этому краю.
Моя песня,
могучим орлом взлетай!
Проницательным взором
окинь широту полей.
В этот угольный край
прибегали оравы
голодных, босых людей,
превращая просторы
в созвездья земных огней.
Моя песня,
над краем родимым
взлетай псалмом!
Беспокойные крылья
не дай сложить.
Ведь колючим железом
опутать хотят мой дом,
благодатного света свободы
навек лишить.
Моя песня,
высокой и цельной стань.
Зоркость жизни орлиную не сгуби!
Не спеши к европейским ценностям –
наши, кровные укрепи!
Автор – Андрей Ефимович Медведенко выпустил более 20-ти книг поэзии и прозы, более 14 лет руководил Луганской областной писательской организацией. Один из самых молодых писателей Советского Союза (член Союза писателей СССР с 1977 года). Его стихи всегда пронзительны и точны, всегда по сути. Заставляют задуматься сразу о многом…
Нам будет о чем поразмышлять с вами вместе, друзья, по итогам нашего посещения Луганской Народной Республики. А пока занавес!
Николай Владимирович Каклюгин, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков в Краснодарском крае, руководитель проекта «Попечение»