Круглый стол старообрядных (единоверческих) приходов в 2023 году прошел содержательно и продуктивно

«Своя традиция и свой формат…»

0
775
Время на чтение 6 минут

Источник: Русский вестник




Как и в прошлом году, мероприятие проводилось в конференц-зале Дома причта церкви Покрова в Рубцово. Собравшихся тепло приветствовал архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан – он, как и в прошлые годы, возглавлял круглый стол. Основным выступавшим на круглом столе был протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель церкви Покрова в Рубцово, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. О. Иоанн сообщил о том, что идет работа над концепцией старообрядных приходов. Выступавший отметил, что в старообрядном движении наличествуют тревожные тенденции: имеют место попытки внести разделение на собственно единоверческие приходы и на таковые, не являющиеся в полном смысле этого слова, т. е. как бы неполноценные. При этом выразители такой позиции считают единоверие одним из направлений (согласов или согласий) старообрядчества. В проекте итогового документа круглого стола критически говорилось о том, что представители этих взглядов общаются избирательно, им свойственны элементы фарисейства, буквоедства и обрядоверия. Они часто выступают анонимно, считают, что не должно молиться святым, прославленным Церковью в послераскольный период, являются противниками нахождения в единоверческих храмах икон таких святых.

В частности, это касается Новомучеников и исповедников Российских, в лучшем случае они им молятся по общей минее или по службе, составленной о. Симеоном Дурасовым (в этой службе не упоминаются имена святых). Настаивают, что в единоверческих храмах молиться подобает только по книгам первых пяти русских Патриархов (в Положении о единоверии, однако, не говорится, что только по этим книгам, а сказано, что в единоверческих храмах применяются такие книги). Далее они считают, что единоверческими являются те священники, которые были рукоположены по чину, содержащемуся в дораскольном потребнике (так были рукоположены отцы Иринарх (Денисов), Петр (Васильев) и Иоанн (Миролюбов). Между тем до революции священники, переходящие к старообрядцам («беглые попы»), были принимаемы в сущем сане (в случае, конечно, если они были крещены полным погружением). О. Иоанн привел пример, как в 20-е годы единоверцы из храмов на Самокатной (там был Центр единоверия) пригласили к себе служить о. Николу Полубенского из соседнего с церковью Покрова в Рубцово Никольского храма.
Следующий тезис: единоверческими храмами являются те, которые были зарегистрированы в этом качестве. Здесь делается акцент на юридической стороне. А вот мы, например, имеем благословение Патриарха служить по старому чину, а зарегистрированы на общих основаниях. Спрашивается: неужели юридический аспект превалирует над духовным? В конце концов, регистрация зависит не только от нашего желания.
Что касается служб новопрославленным святым. Неужели, если, допустим, мы после воскресной Литургии пред иконой прп. Серафима Саровского, изображенного с двуперстным знамением, иконой с частицей его мощей, пропоем величание в связи с днем его памяти, это может явиться основанием для того, чтобы после этого с нами прекратить всякое общение? О. Иоанн ребром поставил следующий вопрос: во всех ли единоверческих храмах читается молитва о мире на Украине? В нашем храме, например, после уставной заамвонной молитвы читается молитва о победе Русского воинства. На мой взгляд, то, что в некоторых единоверческих храмах вместо этой молитвы совершается молебен о победе над супостатами, вполне приемлемо. Вообще я за гибкость, за то, чтобы единоверческим приходам не предписывалось механически применять в литургической практике распоряжения священноначалия. Здесь своя традиция, свой формат, с которыми нужно считаться и к которым нужно бережно относиться. Я с уважением отношусь к тому, как проходят богослужения в церкви свт. Николы в Студенцах: здесь на сегодняшний день имеет место быть наиболее истовый вариант службы по старому чину.
Критиковались на круглом столе некоторые публикации из телеграм-канала Единоверческого общества имени князя Андрея Ухтомского. Говорилось, что оно действует самочинно, анонимно, сеет рознь и т. п. На мой взгляд, в публикациях на этом сайте размещается много содержательных и интересных материалов. А телеграм-канал, например, Преображенской церкви в Куровском вообще является образцовым приходским информационным ресурсом.
Не устоялся, не упрочился до сих пор вопрос о наименовании приходов, служащих по старому обряду в Русской Православной Церкви Московского патриархата. До революции их называли единоверческими (красивое слово, оно мне всегда нравилось). В решениях единоверческих съездов в первой четверти XX века предлагалось другое наименование – «православные старообрядческие храмы». С нулевых годов активно внедряется термин «старообрядные». Комиссия при Отделе внешних церковных связей так и именуется – «по делам старообрядных приходов». Честно говоря, нам это название более всего подходит, так как наша община формировалась из числа прихожан обычных храмов, потянувшихся к корням. Но мы не против любого наименования, согласны принять любое соборное решение по этому вопросу, например наименоваться «православным старообрядческим (единоверческим) храмом».
О. Иоанн подвел черту над размышлениями на эту тему: «Приходы имеют разное происхождение, невозможно всех подвести под один знаменатель». Что касается «Единоверческого общества», то, по мнению о. Иоанна, оно должно быть зарегистрировано при каком-то храме и должно духовно окормляться конкретным пастырем. (Для меня остался открытым вопрос: да, это желательно. Но обязательно ли, если какое-либо общество позиционирует себя как общественная организация?)
Интересная мысль прозвучала в словах священноинока Варсонофия из Кузнецка Пензенской области. Когда он был еще прихожанином старообрядческой церкви в Саратове, то часто слышал от настоятеля критику в адрес прп. Серафима Саровского. Будущему батюшке запомнились слова пожилой прихожанки этого храма: «Не почитаешь, но и не хули».
Я в своем выступлении признал, что надо действовать смелее: коль ты настоятель старообрядного прихода, то на общецерковные мероприятия и одевайся соответственно. Критика в мой адрес по этому вопросу послужила для меня импульсом быть более активным в этом направлении. И уже на недавнем праздновании памяти прп. Феодосия Великого – одном из престолов в нашем храме, на службе с участием благочинного я уже вел себя без комплексов. В мой адрес звучали упреки: приезжает, мол, со своими прихожанами на какой-либо приход без приглашения – подозревают в каком-то шпионстве и тому подобных необоснованных замыслах. Да, в молодости я, по своей наивности, приезжал несколько раз на службы без предупреждения в некоторые единоверческие храмы, полагая, что в этом нет ничего зазорного. Мною двигала жажда общения и познания. Все, однако, оказалось не так просто. Со временем я это понял. Когда же появился интернет, моя любознательность вполне была удовлетворена обильной информацией о жизни этих приходов. К тому же с возрастом и болезнями запал стал угасать.
Говорили также о стремлении Миссионерского общества имени архимандрита Павла Прусского (недавно была выявлена его могила) начать подготовку его канонизации. Этот вопрос, однако, не так прост – и не только потому, что реакция старообрядцев будет крайне негативной, но еще и потому, что неизвестно о его почитании и посмертных чудесах.
Обсуждался вопрос о реабилитации известного единоверческого деятеля XIX в. о. Иоанна (Верховского) и о канонизации единоверческих епископов Вассиана и Амвросия (о нем был большой доклад на секции по старому обряду в Храме Христа Спасителя).
Закончилось заседание теплым архипастырским словом владыки Стефана, который призвал всех к миру, любви и согласию.
На мой взгляд, круглый стол в этом году был наиболее содержательным и продуктивным: были устранены разные недоумения, произошла явная консолидация, пока еще немногочисленного духовенства РПЦ, служащего по старому обряду.

Игумен КИРИЛЛ (Сахаров)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38