В память о родном человеке, отошедшем в мир иной, в России принято устраивать достойные проводы в последний путь и по возможности – хорошие поминки. Привычной стала водка на столах, чтобы любителям спиртного обед пришелся по нраву и запомнился надолго. Меньше всего уделяется внимания поминовению души усопшего, молитве. Если усопший был крещеным, по нему в храме заказывают заочное отпевание, как о без вести пропавшем, в лучшем случае – еще и Сорокоуст об упокоении его души. Денег больше нет, они нужны на винопитие.
Наташа (имена известных в городе людей изменены в статье), похоронив свою маму, решила 40-й день памяти справить по православной традиции – с молитвой провести поминки, чтобы не просто накормить своих близких и друзей, но и помолиться всем участникам мероприятия об упокоении души новопреставленной. С этой целью обратилась в одну из столовых на проспекте Гагарина города Нижнего Новгорода. Заказ на поминальный обед приняли. Но количество человек, приглашенных на поминки, оказалось маловато, поэтому зал разделили шторой на две части: для поминок и для других клиентов.
По православному обычаю, как положено, поминки начались с молитвы – с краткой панихиды, без священнослужителя потому что. Читать и, где необходимо, петь молитвословие была приглашена певчая церковного хора Татьяна. У человека из простонародья красиво спеть это молитвословие редко получается. Панихида вовсе не заунывное служение, а провозглашающее торжество вечной жизни в Царствии Небесном. Не случайно наш великий певец Ф.И. Шаляпин больше всех оперных арий любил православную панихиду.
Но после нескольких прочитанных и пропетых молитв в зале работники столовой засуетились, попросили передать профессиональной музыкантше петь тихо, чтобы пришедшие пообедать посетители не поняли, что за занавеской поминки справляются. Молитву и трапезу не прервали, поминки довели до конца. Но у всех остался горький «привкус» от замечаний со стороны работников столовой. Это недопонимание сути мероприятия было отражено в книге жалоб и предложений столовой. Ведь многие из собравшихся на поминальную трапезу осознавали, что этот обед должен проходить с молитвой.
Очень скоро был подготовлен ответ на жалобу, будто читать молитвы на поминках можно, а «нельзя» только их петь. Увы, это правило местного, столовского значения выпустили уже после инцидента. При заказе поминок никаких предупреждений об этом не было. Это «правило» просто никому еще не было нужно. Обасурманились настолько мы, что на поминки народ приходит «выпить» и «хорошо закусить», даже добрые слова об усопшем сказать редко у кого получается. Да и еще «тихо, молча» вести себя на поминках всех призывают, дабы других клиентов не спугнуть.
К такому инциденту приводит бездумная погоня за высокими экономическими показателями своей работы. Безусловно, такое мероприятие, как поминки, требует изолированного помещения, комнаты, зала. Естественно, это ведет к удорожанию обеда. Но не столь велики затраты на разделение шторкой зала для поминок или корпоративов: эта работа не очень затратна, но необходима, если весь зал предприятия общественного питания на спецобслуживание в течение часа-двух закрыть нельзя.
Эта история была мне рассказана, когда получила в свои руки длинный перечень имен погибших бойцов в донбасской войне: Александры, Иваны, Денисы… Как их уже много по нашему региону! По своим масштабам – большое сельское кладбище, если бы в одном месте были захоронены. Это все наши, русские парни, крещеные, православные. Кровь за нас пролили, жизнь отдали, чтобы нас от бед оградить. И что же? Их всех поминать тоже будут просить: «Тише, тише!»? Снять для поминок зал в столовой, кафе, ресторане средства не у многих имеются. Поэтому нужно находить оптимальный, экономически доступный вариант с помещением и заказчику, и предприятию общепита. Отменять поминки нельзя.
О важности поминовения усопших на 3-й, 9-й, 40-й день молитвой говорится в «Апостольских постановлениях» (кн. 8, гл. 42): поминовением подается утешение душам, отошедшим в мир иной.
Обязательным в такие дни становится поминовение в храме, на Литургии. А родных и знакомых приглашают на поминальную трапезу или в домашних условиях, или в каком-либо помещении столовой, кафе, ресторане. Но есть традиции проведения поминок.
В помещении обязательна икона, перед которой зажигается свеча или лампада. Поминки начинаются или с чтения 17-й кафизмы из Псалтири, или с Панихиды (в отсутствие священника поется и читается в сокращении). При невозможности читается 90-й псалом. Перед тем, как сесть за стол, поется молитва «Отче наш». Каждый человек должен осенить себя крестным знамением.
Традиции, перешедшие к нам от язычества, не обязательны на мероприятии – это оставление пищи на могиле, установка тарелки с кушаньем на столе «для усопшего», меню из шести каш и трех киселей. Трапеза готовится из обычных, общепринятых блюд, но с учетом постных дней.
Единственное условие поминального обеда – необходимо приготовить и освятить кутью, с которой начинаются обычно поминки. Кутья – это сваренные зерна пшеницы или риса, насыщенные медом (сахаром) и изюмом. «Семена заключают в себе жизнь, и, будучи посажены в землю, производят новое растение, соответствующее семени. Как в разложении семени заключается процесс прозябания, так точно и в разложении тела заключается процесс его прозябания для будущей жизни» (Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковно-служителя.). Итак, зерна – символ воскресения из мертвых, сладости (мед, изюм) – радость, которой наслаждаются души праведных в Царстве Небесном.
На поминальной трапезе недопустимы смех, сквернословие, веселые песни, неуместны разговоры о политике, о бытовых проблемах. Нельзя поминать усопших водкой или другими крепкими алкогольными напитками. При этом при каждой смене блюд, в крайнем случае – только перед компотом очень важно читать краткую молитву: «Покой, Господи, души раба Твоего (имя) и прости ему все согрешения его вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
После трапезы читаются или поются обычные послеобеденные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…»
Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом. Такова православная традиция, основанная на вере в бессмертие души. Это не просто обед, а особый ритуал, цель которого – помянуть человека, отдать ему долг уважения, вспомнить его добрые дела.
В советское время из поминок приучились устраивать просто угощение собравшихся. А порой и вовсе ориентировали людей на чревоугодие. То есть без общей молитвы – это милостыня гостям. А на поминках надо всем помолиться об упокоении души усопшего.
Елена ВАСКАНОВА, Нижний Новгород