О безруком и безногом иконописце Григории Журавлеве

«Сила Божия в немощи совершается»

0
464
Время на чтение 5 минут

Источник: Православие.ру

Рисунок Людмилы КулагинойРисунок Людмилы Кулагиной

В Успенском храме Пюхтицкого женского монастыря есть небольшая иконка святого Георгия Победоносца, поражающего грозного змия. Мало кто знает, что её написал известный в предреволюционной России иконописец Григорий Журавлёв – художник без рук и без ног.

Об этом удивительном человеке заговорили после того, как в 1963-м году сербский историк живописи и реставратор Здравко Кайманович обнаружил в югославском селе Пурачин икону с изображением святых Кирилла и Мефодия, на обратной стороне которой была надпись по-русски:

«Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

О своей находке учёный впоследствии написал так:

«Тщательная и тонкая работа, и в первый момент подумалось, что это произведение иконописца с академическим образованием, а надпись – монашеская мистификация. Я рад, что такой феномен, как Журавлев, на самом деле существовал и, преодолев жестокость природы, сумел подняться до завидных высот изобразительного искусства».

Ребёнок-калека

Родился Григорий Журавлёв в 1858-м году в глухом поволжском селе Утевка, недалеко от Самары, в крестьянской семье. Мать, когда увидела, что на свет Божий появился младенчик-калека (без ручек и ножек, вместо них – обрубочки), решила, что Господь наказал её с мужем за что-то. Долгое время была она безутешна в своём горе, а соседушки, жалея убогонького младенца, шептались меж собой: «Богом обижен. Не жилец он на этом свете». А «не жилец» и не думал покидать сей мир без воли Отца Небесного – своим звонким криком постоянно напоминал о себе…

Через 8 дней понесли малыша в церковь. Окрестили Григорием. Крестный дядька Яким, принимая мальчика из рук настоятеля церкви, ворчал: «И что это за робёнок такой, один только рот». А батюшка Василий на такие слова укоризненно покачал головой:

«Мы, Якимушка, ещё не знаем, какой Божий Промысл об этом ребёнке… Погоди, погоди, ещё не ты, а он тебя будет кормить… Что человеку невозможно, то Богу возможно».

Вся деревня жалела Гришеньку. Жалеть – значит сердцем любить. Все старались для калеки-малыша сделать что-нибудь доброе, помочь чем-либо, угостить вкусненьким. Даже деревенские задиры никогда не обижали и не дразнили его. А так как отец Гришеньки не вернулся с Кавказской войны, то «добрый мир» взял на себя заботу о большой семье, в которой рос ребёнок-инвалид: соседи распахивали и засеивали земельный надел, собирали урожай, а батюшка Василий и отставной генерал князь Тучков не только «денежкой» помогали, но и дали возможность улыбчивому Гришеньке заниматься с хорошими учителями. Мальчик научился писать, держа перо в зубах – в дом Журавлёвых потянулись односельчане с просьбами написать прошение чиновнику или письмецо родным.

Дар от Бога!

В Грише рано проявились необыкновенные способности, показывающие всем, что он не обижен Богом, а наоборот – особо отмечен талантом художника: ползая по двору, он часто брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, животных, растения… Эти картины поражали воображение людей, а рассуждения Гришеньки удивляли даже стариков, потому что своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Ребёнок смотрел на Божий мир глазами зрелого человека, через свои страдания понимая многое из того, что другие даже не замечали.

Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы КулагинойГригорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной

 

Наполненная светом душа всегда тянется к Богу. Вот и Гришу постоянно тянуло в Божий храм. Всё ему хотелось «покивать головой Божией Матери». Брат и сестра, всегда находившиеся рядом с ним и опекавшие его, часто возили его на колясочке в маленькую церковь. Проталкиваясь через плотную людскую стену, Гришу подвозили к каждой иконе и поднимали, чтобы он мог приложиться к ним. Малыш целовал святые образы, а по щекам его струились слёзы… Наблюдавшие эту картину прихожане тоже плакали, и эти слёзы очищали их души.

Князь Тучков, не оставляя семью Журавлёвых своей милостью, отправил Гришу учиться в Самарскую гимназию.

Одноклассники вначале сторонились «обрубыша», но со временем даже полюбили его за весёлый нрав и острый ум. Учился он радостно. Гимназию окончил с отличием.

Подвиг всей жизни

Григорий Журавлёв с братом Афанасием. Фото кон. 19 векаГригорий Журавлёв с братом Афанасием. Фото кон. 19 векаПервые профессиональные навыки работы с кистью Григорий приобрёл в иконописной мастерской Алексея Ивановича Сексяева. Специально для Гриши у окна был поставлен отдельный столик, к которому были приделаны кожаные ремни. Этими широкими ремнями Гришу пристёгивали к столу, когда он, зажав в зубах кисть, с головой погружался в совсем другой мир – мир светлых духовных переживаний, в котором (благодаря данному Богом таланту!) на простой кипарисовой доске в ярких красках рождалось Святое Евангелие.

Через 5 лет упорного труда Григорий Журавлев уже уверенно писал иконы и расписывал храмы. Даже купол каменного храма, построенного в честь Святой Троицы в Утёвке, художник расписал сам, лёжа в специальной люльке. Труд этот был до неистовой боли. После 2–3 часов подобной работы у художника наступал такой сильный спазм челюстных мышц, что невозможно было разжать зубы и вытащить кисть изо рта. Кровоточили губы, болели буквально стёртые до корешков передние зубы, на лопатках и затылке от лежания в люльке появлялись кровавые язвы… Но велика была сила духа этого человека. Это был подвиг всей его жизни.

В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо от 1884 года, адресованное Журавлевым Цесаревичу Николаю, будущему Российскому Императору:

Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Изображение: chiffa-lis.livejournal.comИкона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Изображение: chiffa-lis.livejournal.com«Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих. Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви. Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени, потому что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий…».

Господь «допустил на Свет Божий» калеку по Замыслу Своему!

Человек, родившийся без рук и ног, по всем земным понятиям, должен был бы быть «несчастнейшим из людей», но жизнь Григория Журавлева, всем сердцем любившего Христа и принявшего Его волю, стала в православном мире явным воплощением духовного закона: «Сила Божия в немощи совершается».

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Константиновна Майер
Памяти художника Михаила Нестерова
Тоскующий по светлой тишине
19.10.2023
Могила без креста
Трагедия Л.Н.Толстого
16.09.2022
«Он осушил наши слезы»
Памяти митрополита Корнилия (Якобса)
09.06.2021
Все статьи Ольга Константиновна Майер
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
23.11.2024 01:26
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00