Фото: davar1.co.il
Власти Украины с конца прошлого года в очередной раз требуют от Израиля занять жёсткую позицию в украинском конфликте. Кроме того, на израильтян всячески давят США, призывающие всех своих союзников оказывать помощь киевскому режиму, поставляя Украине всё новое и новое вооружение. Первостепенной целью при этом является помощь в создании системы ПВО/ПРО.
Киевский режим просит еврейское государство оказать помощь в вооружении ВСУ с начала специальной военной операции (СВО) РФ на Украине. После первоначального отказа Израиль несколько изменил свою позицию, начав поставки снаряжения. Еврейское государство официально объявило также о своей позиции в конфликте, заняв сторону Запада и Киева. Такая позиция привела к углублению партнёрских отношений России с Ираном, но самому Израилю никаких дивидендов не принесла.
Как следствие, сегодня Израиль старается занимать относительно взвешенную позицию по СВО. С одной стороны, он не оказывает открытой поддержки России, с другой – поддержка, предоставляемая Украине, существенно меньше той, которую израильтяне могли бы оказывать в расчёте на превращение Израиля в субъект поствоенного передела Украины и её территориально-политического переустройства. Израильские власти не стали также превращать свою страну в место притяжения бегущих от СВО олигархов и прочих нуворишей, как украинцев, так и россиян. Хотя, на первый взгляд, могли бы сделать на этом и финансовый, и политический, и международный гешефт.
Во внешнеэкономическом плане Израиль – одно из немногих государств условного Запада, которое до сих пор не присоединилось к антироссийским санкциям.
В то же время руководство Израиля не стало налаживать переговорную площадку подобно Турции в расчёте на получение «санкционно-переговорных» дивидендов. Не стало оно действовать и по кальке властей Франции, рассчитывающей перевести переговорные стрелки а-ля Эрдоган на военные а-ля Макрон (последний, несмотря на социальный взрыв, назревающий во Франции, уже видит Париж после войны одним из главных субъектов переустройства, делящим влияние и деньги после окончания боевых действий).
Чем обусловлена такая израильская позиция?
Тель-Авив не очень доволен отношением киевского режима к Израилю. И дело не только в том, что нынешний украинские режим режим имеет нацистский характер. Несмотря на многочисленных зеленских-коломойских и их «земляков»-подельников на вершинах киевской власти, эта власть действует вопреки израильским интересам, так сказать, исторически, что ощущается в большинстве украинских голосований в ООН (как мало бы эти голосования ни значили). Киев, требуя у Израиля ПВО, ухитрился при этом по меньше мере дважды проголосовать на Генассамблее ООН за антиизраильские резолюции!
Фактически между Украиной и Израилем сложилась, растёт и укрепляется атмосфера взаимного дистанцирования и недоверия, которую представители израильского истеблишмента описывают примерно так: «Сначала одни не то сказали, потом вторые не так интерпретировали, третьи не так проголосовали, четвертые обиделись, а нынешние с обеих сторон стеснительно опускают глаза».
В ходе СВО Израиль предоставляет Украине достаточно ценную разведывательную информацию, относящуюся, прежде всего, к «иранской угрозе». Однако при этом он не работает на упреждение. В политическом истеблишменте еврейского государства действительно обеспокоены усилившимся партнёрством России и Ирана. Однако израильские официальные лица в своих последних выступлениях повторяют, что Израиль не меняет своей позиции. В том числе поэтому министр обороны Бени Ганц заявил, что Израиль согласится только на поставку Украине системы сигнализации – такой же, какую он использует для оповещения своих граждан.
Сотрудничество России и Ирана не столь опасно для Израиля, как об этом голосят проукраинские пропагандисты, педалирующие ядерную тему. В СВО «фактор атомной бомбы» по сей день остается величиной весьма абстрактной. А вот «простенького» оружия типа тех же дронов не хватает всё сильнее. Поэтому идея израильских силовиков подождать, пока Иран спалит на Украине если не всё, то значительную часть своего оружия, не кажется чем-то неадекватным.
Помимо этого, в Израиле сознают, что начало поставок вооружений Украине, особенно комплексов ПВО и ПРО, приведёт к эскалации с Россией, что очень невыгодно для еврейского государства. Причем не только экономически и не только на постсоветском пространстве.Жёсткая эскалация может обернуться усилением иранского влияния, сокращением с помощью РФ оперативного пространства Израиля в Сирии, отказом от сдерживания проиранских сил на юге Сирии, стремящимся получить пространство для манёвра вплоть до Голанских высот и т. д.
И поэтому тоже в Израиле не спешат. Там наблюдают за развитием событий. И, судя по всему, не собираются делать однозначный выбор между уподоблением Турции или Франции военной помощью Украине либо лоббированием переговоров.