Похоронить Чебурашку ниже плинтуса

0
1410
Время на чтение 6 минут

Источник: Альтерлит

До последнего я сопротивлялся просмотру киноверсии «Чебурашки». Подгрызало Льва Валерьевича неприятное чувство. И информация о побитии кассовых рекордов, о почти миллиарде выручки за два новогодних дня, об аншлагах в кинозалах и аплодисментах восхищённых зрителей только это чувство усиливали.
Свободные места в зале всё же были. Сзади теснились погуще, спереди — пожиже. Родители, дети — невзирая на очень странное ограничение 6+.
Но вот пошла реклама, захрустел попкорн, зрители зачавкали — началось.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ВРЕДИТЕЛЬ
А начинается сенсационный блокбастер в апельсиновом саду. Там собирают оранжевые плоды бородатые зловещие типы, похожие на компрачикосов, общаются между собой по-испански. Один из бородачей возится с фруктом на ветке так долго, что становится понятно — компрачикос этот занимается сбором апельсинов впервые в жизни.

Но тут на весь экран — знакомая ушастая тень. Это он, титульный герой фильма! Он забирается в корзину к одному из грязных бородачей и сжирает весь урожай. Тот же клоп-черепашка, только с ушами. Компрачикосы обнаруживают потраву урожая и начинают лопатами гонять огородного (то есть, садового, конечно) вредителя по посадке. Спасает прожорливого ухоносца внезапный смерч, который подхватывает и уносит мохнатоухую холеру — куда?

В Сочи. А там в дендрарии обитает угрюмый старик-садовник (Сергей Гармаш). Дед очень склочного нрава — он хамит посетителям, принципиально не помогает в трудных ситуациях другим сотрудникам, посылает куда подальше начальство. Живёт в какой-то ветхой конструкции на горе — на полках древние собрания сочинений, на стенах — жуткие африканские маски и коллекция лопат. Зовут героя Гармаша — понятно, Гена. На досуге он подглядывает в подзорную трубу за какой-то молодой женщиной. И вот, в разгар конфликта с очередной опущенной посетительницей — олигархиней-Шапокляк в исполнении Елены Яковлевой — на самую красивую клумбу падает ушастый метеорит. А, ну, да. Заодно на весь Сочи обрушивается апельсиновый дождь из санкционной продукции.

Я прямо тогда подумал — а имело ли смысл тащить ураган с ушастым пассажиром аж из испаноговорящего пространства, через всё Средиземноморье, через Турцию, когда под боком есть мандариновый рай, Абхазия? Почему бы её не упомянуть — всё едино, сказка, кому какая разница? Заодно хорошее дело сделали бы для целого государства — абсолютно дружественного, но мало кем признанного. Там бы целая индустрия мгновенно разрослась. Родина Чебурашки, ничего себе! Но наши кинематографисты всё трепещут перед европами, пусть Чебурашка будет европеец!

ФАНАБЕРИЯ В АПЕЛЬСИНОВЫХ ТОНАХ
Но вернёмся к кадропродукту. Итак, ушастый садовый вредитель пробирается в студию к Гармашу. Нападает там на все предметы оранжевого цвета, какие только может найти. Гнусный дед, естественно, предпочитает от этой пагубы избавиться. Завозит ушастую тварь в дебри дендрария. Но тут — нос к носу! — сталкивается с гламурной Шапоклячкой. А с ней — ещё и капризная внучка. Та сразу западает на мохнатоухого генератора ми-ми-ми.

К слову девочка-мажорка — единственный внятный персонаж в этой истории. Она понятна, такие, как она, бывают. Я ей симпатизировал, как единственному живому человеку в этой картонной фанаберии в апельсиновых тонах. Но сценарный план сложился против этой девочки.

Чебурашка проникает в мотороллер с прицепом, на котором разъезжает по Сочи сквернонравный старик Геннадий, попадает в дом его дочери и внука. Дочь с Геннадием не разговаривает по не ведомой до конца фильма причине. Герой Гармаша не даёт дочке покоя, рыщет в округе, подглядывает за семьёй в подзорную трубу. Внук Гармаша — не разговаривает вообще, но видит ушастого ми-ми-ми-мейкера, и его прорывает настоящим словесным поносом (простите).

Это не всё. У дочери — малое предприятие, бизнес на шоколадках. А вот Шапокляк — владелица крупной шоколадной фабрики — монополиста на рынке. Вредная старуха хочет отжать у конкурентки её микро-бизнес, для чего насылает на дочку Геннадия полчища крыс и санэпидстанцию. В общем, лопоухий герой детской сказки вдруг оказывается втянут в разборки курортных барыг.

САНЭПИДБРЕДОКОНТРОЛЬ
Но избавлю вас, золотые мои, от перипетий этого продюсерского креатива. Пройдусь по главным смысловым узлам.

В какой-то момент олигархесса Шапокляк припирает Гену к стенке: или отдаёшь мне ушастую собаку (это она про Чебурашку, которого пока никак не зовут), или твоя дочка распрощается с бизнесом! Долго герой Гармаша не терзается, тут же отводит ми-ми-ми-генератора вражеской старухе. И тут вспоминает, как N лет тому назад так же отдал собственную дочку сестре жены. Гармаш в прошлом (похожий артист, но моложе) обливается слезами, рыдает и старый Гармаш. При этом от слёз волшебным образом растворяется то ли бородавка, то ли родинка на лице молодого. А, да! У него ещё и жена была дельтапланеристка, погибла в дельтапланокрушении.

И вот под занавес смешной (по идее) детской сказки мы оказываемся в эпицентре некоего бредового соплеизвержения. Рыдают все. Но зачем? Зачем, блин, в весёлой и беззаботной детской сказке эта тухлая слезовыжималка на уровне сериалов любого канала? Да где там «на уровне». Там бы бредоконтроль не прошло.

Ну, а дальше — дело к развязке. Гармаш на старости лет понимает, что предавать — нехорошо. Он раскаивается, и вместе с работниками дендрария (дворником, смотрителем зоопарка и мороженщицей-бодибилдершей) решают заняться уголовщиной и проникают в особняк Шапоклячки. А бывший немой мальчик оказывается в ракете, набитой шоколадными конфетами. Ракета взлетает, за ней (не спрашивайте!) летит Гармаш на мотороллере, а в корзинке — ушастый пассажир. Чебурашка ловит ракету за ступень, прогрызает обшивку, оказывается внутри. Ракета — бу-бух! — взрывается. Конфеты летят прямо на толпу зевак, не причиняя никому вреда. Чебурашка с мальчуганом на спине летит, ловя воздушные потоки ушами.
Можно, я не буду продолжать?

ПОХОРОНИТЕ ЧЕБУРАШКУ НИЖЕ ПЛИНТУСА
Игра актёров. Ну, в первую очередь, посмотрим на нарисованного героя, Чебурашку. Он, в принципе, безупречен, мимимишен, умилительно играет глазками. Здесь создателям — твёрдая пять.

Гармаш (он же крокодил Гена). Ну, я не знаю. Актёрской игры тут особо не заметно. Сергей Гармаш в фильме — ровно такой же, как в рекламе «Почта-банка».

Елена Яковлева (Шапокляк) тоже не играет, скорее, выгуливает перед камерой шикарные наряды.

Юмор. Ну, такой, усталыми кавээнщиками писаный. В ряде случаев — сортирный. Особенно на фабрике Шапоклячки, где шоколадная струя выдавливается из крантика кучей... Ну, вы поняли. Есть ещё один живописный разгром в доме Геннадия. Ещё есть, типа смешная баталия, когда в шеф-повара кидают кухонной утварью, а он отбивается. Впрочем, создатели сериала «Кухня» сочиняли — на привычные рельсы скакнули, можно понять.

Под занавес вдруг идёт стингер (сцена после титров). Гена с Чебурашкой едут на мотороллере, ушастый пассажир — перед рулём. Останавливает гаишник: «Уберите этого с руля». Юмор, чего там. По этой части новоявленный «Чебурашка» — увы, сильно ниже плинтуса.

Зрители — да, аплодировали. Но это трудно понять. Примерно так же, как банки с водой перед телевизором во время выступлений экстрасенсов. Или как очередь на Серова в двадцатипятиградусный мороз. Проявление очень странного социального психоза.

ДОРОГО-БОГАТО
Проект «Чебурашка», безусловно, окупится в прокате. Но он — профанационный, сделанный абсолютно без понимания первоисточника.
Чем являлся изначальный «Чебурашка» — так это историей в абсолютно сновидческой логике и кисельном темпоритме, где крокодилы играли на гармошке, нарушители границы жили в телефонных будках, а добрым животным вредила тщеславная старуха. Это уже архетипы национального культурного кода, странно воздействовавшие на подсознание самых маленьких, учившие их чему-то хорошему на самом пороге первого взросления — похода в школу, где уже научат плеваться, ковыряться в носу и ругаться матом. И эти странные существа в кисельной атмосфере необъяснимым образом работали.

А здесь перед нами просто продюсерское «дорого-богато» с бредовым сюжетом и нижеплинтусными шутками. Да, это «дорого-богато», несомненно, окупится. И, самое чудовищное, породит афтершоковую волну подражаний и поделок «в духе». Испохабят и остальное — что там у нас ещё осталось-то?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15.

Любой жанр. Комедия, детектив, драма. Фильм для детей. Мультфильм. Без разницы. Но дайте главное - дайте образ Жизни, образ вечности. Образ истины. Стяжите Духа. Трудно? Наверное, да. Невозможно? Нет, конечно.
Можно вспомнить советские мультфильмы, например, о Древней Греции. Много советских фильмов. Но вот только не надо дважды входить в одну реку - не получится. Сегодня нужно делать современное кино, мультфильмы. По-новому. Не копировать и не подражать. Одно требование - чтобы произведение после себя сохраняло образ Жизни, вечности, истины. Конечно же это требование к таланту художника. Но на то это и свободный мир культуры и науки. Здесь приказы Власти дела не делают, хотя художник должен слышать Приказ Власти и оживлять его в своем произведении. Наверное это главное требование для создания нашего образа в культуре: уметь слышать Приказ Власти в цивилизации, и оживлять этот Приказ в произведении, а как угодно - талантливо. Оживлять Приказ Власти в вечности, истине и Жизни, посредством произведения, совершенно свободного в своем выборе.
Игорь Бондарев / 10.01.2023, 18:54

14.

Вообще, чтобы говорить о нашем образе, первородном, надо говорить о герое, который знает Живого. Например, мы знаем животных, но они - не Жизнь. Они - живые. Наш герой должен знать опыт такой нравственности, опыт такой борьбы добра и зла, чтобы исповедовать Бога во плоти. Но не отдельные друг от друга. А - Живые. Богочеловека как Бога и человека. А не как то, что мол, мир, природа, космос, - некий Разум.
Еще раз: мы нуждаемся в таком образе истины, где опыт добра и зла перестает быть борьбой в рождении такого смысла, в котором виден вечный порядок. То есть, о котором и говорить не надо, потому, что таков должен быть вывод данного произведения. Наш герой, наш образ - Вечность сама по себе: Жизнь. Вот так надо показывать фильмы. Весь сюжет должен звучать выводом истины. А как, какой сюжет, какие герои и события - любые, выбирайте, полная свобода.
Игорь Бондарев / 10.01.2023, 18:43

13. Ответ на 11, Русский Сталинист:

"Три кота"- это просто калька со "Свинки Пеппы". Единственный полноценный отечественный мультфильм, сумевший покорить мир, это "Маша и Медведь".


Про котов я сказал именно как про переведенный на столько языков мульт (кстати, тоже показатель - если б там хватило Пеппы, с чего бы так импортировали котов?)
А про аутентичные мультфильмы достойного качества я упоминал. Во-первых, Смешарики.
Если более примитивные, но колоритные - Лунтик, Мими-Мишки.
Если более "арт-хаусные" - серия Гора самоцветов.

И "покорить мир" - не главная задача. Когда делается прежде всего для своих зрителей - то как раз может быть трудно покорить мир, потому что:
- другая культурная "база";
- очень трудно достойно и адекватно перевести речь.
В отношении ММ с этим проще - там из речевого богатства только песни, а более и ереводить нечего, всё даётся визуально.
А в тех же Смешариках богатство реплик, каламбуров, фольклора даёт огромную часть колорита и культурного воздействия - и адекватный перевод такого был бы огромной работой, если он и возможен.
Сергей / 10.01.2023, 17:10

12. Ответ на 5, Liudmila SPB :



О каких своих? А междоусобицу я не придумал, на Украине - междоусобица. Такая же самая, какая была перед монголо-татарами. Что - Бог так задумал, от начала Творения? Что - так записано в Творении? Грех человека и есть предательство самого себя. Ибо человек создан Богом по образу и подобию Себя.
Поэтому все, что связано со злом, с грехом - все связано с этим предательством. А рационально это очень просто: первая и вторая правда.
Наша же культура - не секрет - продана и предана Западу, который есть вторая правда. Каким бы хорошим не был фильм, если он пропитан западом, в условиях, когда культура России предает первородство Власти России - грех, способствует противоречиям и вражде, междоусобице на Украине. Все связано. Хотя и не видно на прямую, может быть.
Опять же, если вторую правду поставить на ее второе место, то в этом и все дело. А если фильм целиком пропитан западом, то в чем первое место России? Например, "Один дома" - хорошая комедия. Потому, что чисто западная. А когда у нас наше пропитано западом насквозь, то это и есть предательство. А как надо? А так, чтобы Запад в России стоял как подобие к образу. Образ должен быть четко нашим, и пусть будет подобие, пусть будет половина всего - западная, но пусть она будет подобием, а не образом.
Пока же говорить о нашем образе в культуре как факте - не о чем. Где он - наш образ? Кто он? Однако, есть. Хотя бы потому, что есть понимание о нем.
Игорь Бондарев / 10.01.2023, 15:36

11. "Три кота"

"Три кота"- это просто калька со "Свинки Пеппы". В одной из серий главные герои прямо говорят об этом, хрюкая и валяясь в грязи как свиньи, хотя, конечно, и без этого эпизода параллели между двумя мультфильмами невозможно не заметить. Единственный полноценный отечественный мультфильм, сумевший покорить мир, это "Маша и Медведь".

10. Ответ на 9, Русский Сталинист:

А еще Барбоскины, Сказочный патруль, Царевны, Маша и медведь... Но из всех них только Маша и Медведь конкурентоспособны в сравнении с западными мультиками.

Что значит "конкурентоспособны" - коммерческий успех? Об этом судить не могу. Хотя, например, достаточно несложные "Три кота" выпущены на 70 (!) языках мира.

А если восприятие детьми и родителями - то, на примере моей семьи, российские сериальные мультики однозначно выигрывают у западных мультсериалов. Ближе обстановка, характеры и мимика героев, узнаваемость себя в них, теплее озвучка и конечно, как реплики, так и сами сюжеты гораздо более близки - при этом графическая и звуковая проработка может быть не хуже западной. По возрастам - Лунтик для малышей, ММ для более широкой аудитории, Смешарики для аудитории всех возрастов...

А вот полнометражные западные мультики оказались очень мощным явлением - особенно, имхо, картины начала 21 века ("Тачки", "Самолёты", "В поисках Немо", "Корпорация монстров"). Мы здесь отстаём точно.
Правда, прототип тех же "Самолётов" - мультфильм "От винта!" - был выпущен нашими! Но проработан меньше, и большой известности не достиг.
Сергей / 10.01.2023, 14:49

9. На 6 комментарий

А еще Барбоскины, Сказочный патруль, Царевны, Маша и медведь... Но из всех них только Маша и Медведь конкурентноспособны в сравнении с западными мультиками. Но проблема в том, что это мультик для совсем маленьких детей. Моей дочери сейчас 9 лет, её первым любимым мультиком в 3 года стала британская "Свинка Пеппа", потом в 4-5 лет "Маша и медведь", а сейчас французский "Леди Баг и Супер Кот", американский "Гравити Фолз" и др. То есть для детей в возрасте 7-10 лет наших отечественных мультфильмов нет, только западные. Сейчас канал "Дисней" ушёл из России, перестали западные мультфильиы показывать, она меня спрашивает "Папа, почему все самые лучшие мультики западные?"

8. Ответ на 6, иерей Илья Мотыка:

Фиксики, Смешарики, Лунтик - это новая и при этом оригинальная, хорошая мультипликация.

Совершенно согласен.
Смешарики - вообще очень достойные преемники советского уровня мультипликации.
Сергей / 10.01.2023, 11:42

7. Ответ на 6, иерей Илья Мотыка:

Так и думал, что смотреть нельзя... Успенский, конечно, гений. Он создавал персонажей "из ничего". А современные так не могут. Им уже нужен исходник, который они будут коверкать. Постмодернизм, туды его в качель...

Фиксики, Смешарики, Лунтик это новая и при этом при этом оригинальная, хорошая мультипликация. Есть отличные полнометражные мультфильмы. Начиная от Карлика Носа и кончая Кощеем Начало.

Фиксики - это где-то там в основе - тоже Успенский ("Гарантийные человечки"). Смешарики и Лунтик - неплохие сценарии, да, согласен. Визуализация же - в худшей стилистике компьютерных мультфильмов. Карлик Нос - по моему мнению - на 4, дети же считают его не очень удачным фильмом (вторичным по отношению к американским). Кощея не смотрел - посмотрю обязательно, спасибо. Но речь шла о том, что в норме новый худпродукт должен быть оригинальным. А не переработкой... Карлик Нос, кстати, в этом смысле тоже не оригинален...
Андрей Карпов / 10.01.2023, 11:33

6. Ответ на 4, Андрей Карпов:

Так и думал, что смотреть нельзя... Успенский, конечно, гений. Он создавал персонажей "из ничего". А современные так не могут. Им уже нужен исходник, который они будут коверкать. Постмодернизм, туды его в качель...

Фиксики, Смешарики, Лунтик это новая и при этом при этом оригинальная, хорошая мультипликация. Есть отличные полнометражные мультфильмы. Начиная от Карлика Носа и кончая Кощеем Начало.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Рыжков
Двойное дно Леонида Юзефовича
Леонид Юзефович. Поход на Бар-Хото. М., АСТ, Редакция Елены Шубиной. 2023
10.11.2023
Замазывающая свастику: Наталья Илишкина и её степная сага
Наталья Илишкина. Улан Далай: степная сага. М., АСТ, Редакция Елены Шубиной
31.10.2023
Все статьи Лев Рыжков
Последние комментарии
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Алекс
16.09.2024 19:03
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от Константин В.
16.09.2024 18:42
«Ядерный конфликт действительно никому не нужен»
Новый комментарий от Константин В.
16.09.2024 18:37
Критерии избрания царя на Земском соборе 1613 года
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.09.2024 18:26
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 18:17
Англо-саксонский лагерь
Новый комментарий от Ленчик
16.09.2024 12:35