Ещё раз об обществе потребления

 
0
489
Время на чтение 3 минуты

Источник: блог автора
Современное поколение, по крайней мере в «цивилизованных странах», в массе своей не ценит того что имеет. Во всех отношениях. Пресыщенность и переизбыток рождают сытое самодовольство и опасное чувство неизменного благополучия, ложное мнение, что всё существует «само по себе», естественным образом и обязано существовать дальше, чтобы удовлетворять наши «естественные потребности».

Недавно случилось мне просматривать фотографии Москвы более чем столетней давности. И вот я с изумлением заметил, как много людей тогда ходило по Москве… без обуви. Конечно, летом; в основном беднота и детвора, но всё же… Ходили босяком не для того, чтобы «слиться с природой» или соответствовать «зеленой повестке», не для какой-то оздоровительной «терапии», а просто потому, что обувь – вещь дорогая и ценная и не всякий мог позволить ее иметь. По той же причине великое множество людей на Руси ходило в каких-то обмотках, опорках, онучах, лаптях и т. д. Просто потому, что не могли себе позволить ходить в хорошей обуви. Нынешней молодежи даже странно, наверное, будет об этом слышать, но еще каких-нибудь сто лет назад сельский житель, идущий в храм – шел босяком, а обувь нес отдельно, чтобы поберечь ее и обуться только перед тем как войти в дом Божий.

Крыша над головой, еда, одежда, всякий полезный и хороший предмет – всё это воспринималось как дар Божий, который нужно блюсти, которым нужно дорожить. Ну а те, кто по той или иной причине лишались этих даров или жили в скудости – особенно понимали, что это именно дар, а не только результат человеческих усилий и с особенным трепетом относились и к тому малому, что имели. Отсюда эта, уже почти ушедшая и оставшаяся разве что у стариков привычка – собирать после трапезы крошки со стола и не выбрасывать их, а съедать с благодарностью и благоговением. Потому что отношение к хлебу было не только бережное и уважительное (как к плоду человеческого труда) но и благоговейное, как к дару Божественной благодати, в осознании того, что человеческий труд, не будучи благословленным, бывает бесплоден и горек.

Это смыслы, которыми испокон веку жил человек, стремящийся пребывать в согласии с Богом.

И вот наше время, кроме прочего, отметилось тем, что человек изобрел способы, условно говоря, перепроизводства по всем направлениям и во всех областях. Начиная с еды и лекарств, заканчивая товарами «народного потребления»: одежда, автомобили, всевозможная бытовая техника и т. д. Всё это для «прогрессивной» части населения земли создало переизбыток материальных благ, следствием чего стала утрата веры, страха Божьего, благоговения. Люди перестали ценить то, что имеют, считая всё перечисленное уже не дарами Божиими, а «благами цивилизации», как будто без Божьей помощи всё это изобилие могло бы осуществиться.

Но для чего же Господь попустил такое изобилие и перенасыщение материальными благами для определенной части человечества? Конечно, для того, чтобы те, кто научились эти блага производить с избытком – научились в то же время делиться ими с теми, кто имеет недостаток благ (даже элементарных). Вот и всё, ведь это очень простая мысль, согласитесь. И ведь, по сути, не так велика наша матушка земля и не так много нас всех – людей вместе взятых, чтобы эту заботу – не об отдельных группах «избранных людей», а обо всех в целом взять на себя сознательно и с ответственностью. Потому что стыдно зарывать в землю сотни тысяч тонн продуктов, товаров и предметов первой необходимости в то время, когда миллионы людей нуждаются во всем этом. Это тем более стыдно в наше время, когда те самые «достижения цивилизации» в области коммуникаций уже объемлют собою весь мир и нет (или совсем мало осталось) таких мест, куда трудно или невозможно было бы доставить всё необходимое для устранения нищеты, для доброй и спокойной (во всяком случае, в материальном отношении) жизни. Но мы этого не делаем. И главный орган, призванный во многом именно к этому, то есть ООН, занимается зачастую просто какой-то чепухой по сравнению с важностью этих главных задач и проблем, переливанием из пустого в порожнее или лоббированием корыстных интересов Коллективного Запада.

Опасность такого отношения к жизни заключается в том, что отсутствие благоговения и благодарности Богу за Его дары, отсутствие деятельного милосердия и разумного воздержания приводит раньше или позже к вразумительному наказанию, к отнятию тех самых «благ», чтобы в отсутствии элементарно необходимого человек осознал свою немощь и крайнюю нужду в высшей, Божественной помощи. Наказание здесь не самоцель, но средство возвращения человека на определенную ему стезю покаянного преображения собственной жизни и постепенного приведения ее в согласие с Богом.

А если всё это будет, то и труды наши будут благословенны и изобилие будет восприниматься как возможность для проявления милосердия, пресыщение – как грех, с которым надо бороться, а нормой будет считаться разумное воздержание и «возделывание земли своего сердца», с тем, чтобы эта «земля» приносила добрые и святые плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

Именно эти плоды доставляют человеку подлинную радость и осознание полноты жизни. И именно этих плодов, если мы внимательно посмотрим внутрь себя и вокруг – не хватает нам в первую очередь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дмитрий Шишкин
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28