С удивлением узнал, что 26 августа был День актера театра и кино, поскольку на этот день приходится память «покровителя театра», мученика Генесия. Этот святой в III веке, разыгрывая перед императором Диоклетианом пародийную сцену крещения, неожиданно преобразился духовно, уверовал во Христа, исповедовал свою веру и принял мученическую смерть.
Удивлен я потому, что и сам грешным делом закончил театр-студию и по первому своему образованию – актер театра и кино. Каким я был актером – это другой вопрос. Но важно то, что ни о каком Дне актера в августе мы и слыхом не слыхивали, а праздновали всегда День театра 27 марта.
Ну а поскольку я теперь священник, а в празднике говорится о святом (sic!) покровителе актеров, то долгом своим я почел разобраться в этом вопросе.
Итак, вот что я выяснил. Действительно, в византийской агиографии существовал мученик Генесий Мим. Но в русские святцы это имя не вошло. Католики же с XVI века признают его покровителем актерства. В Ирландии даже учреждена театральная премия его имени.
Хорошо… святой есть, но разберемся что может означать его «покровительство».
Во время разыгрываемой Генесием кощунственной сцены произошло нечто важное. Фактически в момент крещения (которое совершилось действительно) он, возродившись духовно, перестал быть актером, исповедовал свою веру и пострадал за Христа даже до смерти. Каким же образом он может быть покровителем актеров? Разве что как человек, опытно знающий, что такое актерское поприще и актерская жизнь. Но, конечно, если он и ходатайствует на небесах об актерах, так о том, чтобы они или оставили свое ремесло, занявшись чем-то более приличествующим христианину, либо уж делали что можно доброго ради Христа, стараясь на своем месте исповедовать Истину, «сея разумное, доброе, вечное». В этом смысле – да, наверное, святой Генесий может считаться покровителем актеров. Но если последние бесчинствуют, кощунствуют или служат соблазном для других, - таковых святой не только не покрывает своими молитвами, но, привлекает на них спасительный и врачующий гнев Господень. Об этом надо помнить, конечно, всем актерствующим, кто в самом деле считает своим покровителем Генесия, именуемого Мимом.
Ну и, пользуясь случаем, хочу хоть пару слов сказать о театре и о работе актеров вообще. Я знаю, что некоторые святые были категорически настроены против театра. Другие относились более благосклонно при условии, что театр действительно стремится к «пробуждению добрых чувств» в человеке. Мне ближе мнение вторых.
Я думаю, что театры по факту бывают разными и если говорить о православном отношении к ним и к их деятельности, то надо признать, что на сцене равно недопустимо как беспутство, и разврат (обобщенно говоря), так и слащавое, далекое не только от духовной, но и от житейской, бытовой реальности – «церковное» творчество. Честный, умный и добрый театр, сопряженный с правой и искренней верой – думаю, может принести свою пользу в деле «очеловечивания» каждого из нас и общества в целом.
Близка к такому пониманию своего призвания деятельность русского театра (особенно во второй половине XX века) и, конечно, ярким выражением такого стремления служат лучшие образцы советского кино. Сейчас же, просто беда, – русское кино пытается реализовать себя, свой потенциал в рамках голливудских стандартов. Получается какой-то ужас! Это мое сугубо личное мнение. Кто-то может быть со мной не согласен. Но я русского, по-настоящему русского кино сейчас не вижу или почти не вижу. И тут хоть тысячу раз скажи «русский» (хоть шелом на главу возверзи и репу с квасом вкушай) - русским оно от этого не станет. Нужно любить и изучать нашу культуру, традиции, погружаться в них духом, умом и сердцем… искать новые пути для воплощение русской идеи, новые средства выражения русской мысли, русского чувства, русской веры… Это трудно, но только это может в конце концов привести к достижению достойных результатов и продолжить русскую традицию в театре и в кино.
Великий русский актер Михаил Чехов когда-то говорил, что большого актера делает большая тема. Вот это можно сказать и о русском актере… режиссере… сценаристе… операторе… короче – о русском театре и кино в целом. Тема же наша одна, общая, это – отношение человека к вечности, устремление души к Богу; то, о чем и размышляет и во что и погружена Русская культура, основанная на тысячелетнем опыте познания нашим народом православной веры. Укоренение в этой культуре, глубокое умное и сердечное погружение в нее – это единственный залог возрождения Русского театра и кино. Это несомненно.
И, да… я очень скучаю по Русскому кино. Оно бьется сейчас как птица, залетевшая в студию с голливудскими декорациями. Но когда-нибудь, я верю, она вылетит на свободу… ту, которая дается познавшим Истину.