itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Инструменты строительства русской нации. Церемонии и ритуалы

0
310
Время на чтение 7 минут

Источник: Изборский Клуб

Валентин Серов. Миропомазание Николая II. 1896 г.

После распада СССР пришедшая к власти в России элита взяла курс на строительство российской нации. Строительство шло по англосаксонскому либерально-демократическому образцу, предполагало разложение духовных ценностей и разрушение социальных практик русского народа. Конечной целью было встраивание населения России в западную цивилизационную систему на правах колониального, не имеющего собственного духовного и культурного стержня народа.

Запад получал из России дешевое сырье и неплохо наживался на этом. От полученных прибылей он отделял некую толику на подкуп российских элит. Они успешно реализовывали интересы «западных партнеров», в том числе активно участвовали в продвижении проекта «российская нация».

Необоримая жадность сгубила Запад. Он стал в ходе «цветных» революций напрямую подчинять себе «серое» постсоветское пространство, размещать на нем свои воинские контингенты. Это угрожало самому существованию правящей в России элиты и часть ее, так называемые силовики, взяли курс на пресечение этих опасных поползновений.

Переход конфликта Запада и России в фазу прямого военного столкновения, отказ от колониального статуса остро поставил вопрос о замене проекта «российская нация» на проект «русская нация».

Первым делом было ограничено западное финансирование российских научных и творческих элит, на части из них поставили штамп «иностранный агент». Сняли запрет на уголовное преследование знаковых фигур западного влияния по фактам их участия в коррупции, воровстве, незаконном присвоении бюджетных средств. В эмиграцию после этого потянулись галкины, пугачевы, собчаки, макаревичи, образцы поведение которых прозападные СМИ навязывали массам с целью их «российнизации». Затем начались чистки в политической и экономической элитах, которые открыто поддержала военные действия Запада на постсоветском пространстве. За границу после этого потянулись чубайсы, абрамовичи, тиньковы, мильнеры.

Все эти процессы дают основание предполагать, что скоро на место «российских» во главе ключевых социальных институтов появятся русские элиты.

Однако переход от строительства российской к строительству русской нации, помимо смены элит, требует также разработки и внедрения соответствующих инструментов формирования нации. Мы уже писали о том, каким может быть девиз (Александр Гапоненко: О девизе русской нации), символ (Александр Гапоненко: Малый юсь, как символ русского единства), некоторые праздники (Александр Гапоненко: Что русская нация будет отмечать 3 сентября?) русской нации.

Рассмотрим теперь какие церемонии и ритуалы следовало бы восстановить или ввести вновь в ходе строительства русской нации.

Церемония — есть набор символических действий, которые совершаются для демонстрации преданности тем или иным светским духовным ценностям, придать социальную значимость этим ценностям. По-другому церемония это социальная практика символического характера.

Наиболее распространенными являются следующие церемонии: введение в должность высших должностных лиц(интронизация, инаугурация, акколада, присяга); прием(аудиенция) высшим должностным лицом представителей других стран; открытие или закрытие работы важного политического (парламент), экономического(предприятие), социального института (больница); открытие важного мероприятия или культурного объекта(выставки, памятника); награждение высшим должностным лицом героев; проведение высшим должностным лицом смотра войск(парад); празднование важного общественного события(юбилей основания, судьбоносной битвы, совершения героем подвига, день рождения выдающегося политика или творческого деятеля); формирование галереи героев; заключение брака, рождение ребенка, прощание с умершим(в светском формате исполнения).

Ритуал это набор символических действий, которые служат для демонстрации принадлежности к какой-то системе религиозных ценностей. Наряду с церковными службами, участием в коллективных молитвах, шествиях существуют символические религиозные действиями при заключении брака, рождении ребенка, прощании с умершим, вхождение в круг верующих(таинства). Это действия по распространению религиозных ценностей: соблюдение поста, принятие обета молчания, безбрачия, бессребничества, отшельничества, стлпничества, отрешения от мирской жизни, совершение походов по святым местам и т. д.

Живущая в России нация состоит не только из русского народа, исповедующего православие, но и из народов исповедующих ислам, буддизм, иудаизм, шаманизм, различные формы протестантства, принадлежащих к разным культурным традициям. Это делает невозможным прямое распространение на общую социальную жизнь нации ритуалов отдельных религий, в том числе и православия. Именно по этой причине развитая нация декларирует принцип отделения церкви от государства.

В светских же церемониях вполне возможно и необходимо усиление русской компоненты.

С 1 сентября 2022 г. в российских школах введен церемониал еженедельного поднятия(спуска) государственного флага, во время которого исполняется российский гимн. На мероприятии может озвучиваться календарь государственных праздников на неделю, исполняться художественные произведения. Указом минобразования регламентируется использование государственной символики в месте проведения церемониала и в целом в школе.

В советское время существовала хорошая традиция присвоения каждой школе имени героя Великой Отечественной войны, открытие посвященного ему кабинета, изучения совершенного героем подвига в контексте прошлой войны, проведения конкурса сочинений, классных заседаний на эту тему. Эту традицию целесообразно восстановить, включив в список почитаемых героев дореволюционные и современные фигуры.

Логично было бы подобного рода церемонию проводить не только в школах, но и в высших учебных заведениях. Очевидно, что еженедельные церемонии в них проводить затруднительно, но начало(окончание) учебного семестра вполне возможно отмечать поднятием государственного флага и исполнением государственного гимна, равно как и делать этот церемониал элементом заседаний посвященные ключевым государственным праздникам.

Развивая эту мысль, следует отмечать юбилеи персон, в честь которых были названы вузы. Например, Московский госуниверситет мог бы поминать на торжественных мероприятиях Михайло Ломоносова, в честь которого он назван. Санкт-Петербургский университет, который в разгар перестройки избавился от имени советского патриота Андрея Жданова, вполне мог бы получить нового «духовных покровителя». Скажем, св. Ионна Крондштадского – священника, религиозного писателя, общественного деятеля русского консервативного направления. После получения покровительства святого можно было бы проводить мемориальные мероприятия в его честь, скажем, конференции или чтения.

В рамках обсуждения темы возрождения русских церемоний следует рассматривать тему введения обязательной школьной формы, которая бы нивелировала социальные различия школьников в одежде в рамках учебного процесса. В отношении студентов это могли бы быть кепки, майки, спортивные кофты с эмблемами вузов. Не помешало бы в этом контексте и создание студенческих корпораций со своими уставами, формой, традициями поддержки выпускниками друг друга. Чем студенты МГУ и СПГУ хуже студентов Оксфорда или Кембриджа?

Отдельной темой является формирование галереи героев и использование примеров их поведения для подражания всеми членами нации. За образец может быть взят ритуал, который использует Русская православная церковь. В ней лица, совершившие значимый поступки по утверждению веры причисляются к лику святых или мучеников, регулярно поминаются во время церковных служб. Со святых пишутся иконы, которым люди поклоняются, признавая то, что они представляют их интересы перед Богом. О жизни святых и мучеников составляются описания – жития. Их останки находят упокоение в храмах и монастырях, как мощи. На этих мощах закладываются новые храмы.

Лицам, которые совершили важный для существования русской нации — геройский поступок сейчас присваивается статус Герой России. Они награждаются медалью Золотая Звезда, им устанавливается на родине бронзовый бюст, назначается материальное вознаграждение. Эта почести вполне могут быть дополнены правом на захоронением на Национальном кладбище.

К сожалению, в настоящее время в России нет полноценного Национального кладбища, подобного Арлингтонскому кладбищу в США, Пантеону героев во Франции или Вестминстерскому аббатству в Великобритании. В советское время национальных героев хоронили в Кремлевской стене или у Кремлевской стены, сейчас такую функцию отчасти выполняет Новодевичье кладбище и отчасти Военный мемориал «Пантеон защитников Отечества». Высокий социальный статус последняя усыпальница не получила.

Все описываемые процедуры героизации и чествования героев русской нации могут показаться малозначимыми. Однако их дефицит вызывает поклонение ложным героям. Чрезвычайное внимание прозападных СМИ к поступкам Ксении Собчак, Бориса Галкина, Михаила Ефремова создали им ореолы героев, которым нужно подражать. Это при том, что за ними числились уголовные преступления, святотатство, грубые русофобские высказывания. Правильно говорит русская народная пословица по этому поводу: Свято место пусто не бывает! Пословица имеет продолжение: А пусто место не бывает свято!

Затронем еще проблему установления церемоний проведения русских праздников.

В 2005 г. 4 ноября было установлено законом государственным праздником — Днем народного единства. В это день стало отмечаться изгнание в 1612 г. из кремля народным ополчением польских оккупантов и окончание Смуты. В составе того народного ополчения были русские, татары, башкиры и представители других народов, и они вместе сражались за независимость своей Родины. На эту же дату выпадает празднование православной церковью Дня Казанской иконы Божьей Матери.

Учредить этот праздник была прекрасной идеей. Однако церемониал праздника в соответствии с заложенной в нем идеей не был прописан. Высшие должностные лица государства возлагали цветы к памятнику вождей ополчения 1612 г. купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Состоялись народные гуляния, поскольку этот день был объявлен выходным. Устраивались концерты, но они не несли в себе русского народного содержания. Реконструкцию исторического штурма Кремля перенесли из Москвы в Нижний Новгород, чтобы не возникали ненужные ассоциации.

Ситуацию попытались исправить активисты-общественники, проведя Русский марш – демонстрацию мощи и единства русского народа. Однако прозападные «российские» элиты инсценировали эпизоды с проявлением экстремизма в ходе марша и целью дискредитации русского народного праздника. Прозападные «российские» СМИ стократ усилили проявления экстремизма во время проведения Русского марша и представили телезрителями и читателям сам праздник исключительно в черном цвете. Мощный инструмент русского национального строительства был надолго выбит из рук правящей элиты. Удар был настолько силен, что власти не осмелились отмечать 400-летие освобождения Кремля от польских оккупантов.

День народного единства празднуется до сих пор, однако никакой мобилизующей роли русской нации он не выполняет. Он просто отвлекает внимание масс от празднования Дня Великой Октябрьской революции, отмечаемого в советское время 7 ноября. Сейчас это день народных гуляний и бесплатных концертов молодых воспитанников пугачевых и галкиных.

Тема русских церемоний крайне слабо разработана в современной патриотической литературе. Автор не знает ответа на все возникающие в этой области вопросы и просто пытается инициировать общественную дискуссию.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Гапоненко
Образовательные институты
Ещё о проблемах формирования русской нации
23.01.2023
Проблемы строительства русской нации: книгоиздание и библиотеки
Обострившаяся проблема перехода к проекту строительства русской нации требует кардинальных изменений в использовании правящей в России элитой различных социальных институтов
19.01.2023
«Российская нация, сконструированная по англосаксонским лекалам, не имеет духовных скреп»
Тема формирования галереи героев русской нации должна стать предметом общественной дискуссии
10.01.2023
«Россиянство» против русскости
О роли кинематографа в борьбе элит России
09.01.2023
Кинематограф, как институт строительства советской нации
Советское кино несло людям в том числе и духовные ценности
06.01.2023
Все статьи Александр Гапоненко
Последние комментарии
Враг готовится наступать!
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.01.2023 21:50
О боли души патриота за русскую провинцию
Новый комментарий от Адриан Послушник
26.01.2023 21:26
Фееричная жизнь Урганта: Израиль, Дубай, Кипр…
Новый комментарий от Калужанин
26.01.2023 21:18
Украинский ли город Воронеж?
Новый комментарий от И. Карпов
26.01.2023 21:04
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Ладога
26.01.2023 20:40
Евреи жмут, Россия поддаётся
Новый комментарий от наталья чистякова
26.01.2023 20:32