Фото: ksta.de
4 сентября вечером шведское информационное агентство ТТ сообщило о крушении частного самолёта в водах Балтики между портом Вентспилс в Латвии и шведским островом Готланд. Позже выяснилось, что разбился частный самолет Cessna-551, на котором летел немецкий бизнесмен Петер Гриземанн вместе с семьей. По сообщениям СМИ, Cessna вылетела из города Хереса на юге Испании в 12:56, но пилот не указал конкретный пункт назначения. Самолёт поворачивал дважды, в Париже и Кёльне, но затем взял курс на Балтику.
Причины его крушения уже целый месяц остаются загадкой. Из-за того что борт перестал выходить на связь, самолет якобы сочли подозрительным и его сопровождали по очереди истребители НАТО: испанцы, французы, немцы и шведы. Есть версия, что катастрофа произошла из-за разгерметизации кабины, из-за чего Гриземанн, который сам вёл самолет, мог потерять сознание.
Над Пиренейским полуостровом пилот доложил о проблемах с системой кондиционирования. Сопровождавшие борт пилоты истребителей видели пустой салон лайнера. Но в случае разгерметизации лётчик бы сразу снизился. Однако перед падением Cessna шла на 10-километровой высоте.
Другая версия – у самолета закончилось топливо. Практическая дальность полёта без дозаправки 3701 км. Примерно такое расстояние и пролетел самолёт, прежде чем упасть в воды Балтики. Мог ли такой опытный человек, как Гриземанн, не учесть дальность полёта? Вряд ли…
Последними для контакта с объектом "с нестабильным курсом" с авиабазы Эмари в Эстонии подняли в воздух натовские истребители. Они тоже пытались установить визуальный контакт с пилотом. А шведская береговая охрана первой приступила к поискам в районе падения самолёта. Однако глубины в районе падения довольно значительные для Балтики – от 60 до 100 метров. Поэтому самолёт поднимут не быстро, а это значит, что и причины его гибели установят не скоро.
Свою версию загадочной авиакатастрофы выдвинул известный немецкий журналист Александр Сосновский. Выступая на телеканале «Россия 1» в ночь на 4 октября, он подчеркнул, что Гриземанн был директором и владельцем крупнейшей фирмы GRIESEMANN GROUP, которая занималась обслуживанием газопровода «Северный поток». При этом Сосновский обратил внимание на то, что маршрут полета самолета Гриземанна в точности совпадал с линией газопровода.
«У меня, – заявил Сосновский, – есть серьёзные сомнения, что Гриземанн погиб из-за неисправности самолёта. Диверсия на газопроводе – это большие технические работы, которые вряд ли остались бы незамеченными техническими службами фирмы. А если некие сотрудники принимали в подготовке диверсии участие? Предположим, что Гриземанн как владелец фирмы был вовлечён в подготовку либо узнал нечто, что вызвало его особый интерес. Вероятно, его полет был не совсем случайной прогулкой вместе с семьей. Почему его маршрут проходил точно над местом взрывов и почему он отключил всю связь с землей? Не потому ли, что хотел что-то увидеть, не будучи замеченным землей? Но тогда он моментально превратился в опаснейшего свидетеля. Ведь самолет Гриземанна, начиная с Германии, сопровождали военные истребители, которые, по официальной версии, наблюдали. Наблюдали или не подпускали к самолету чужаков? Была его гибель каким-то образом связана с диверсией на «Северном потоке»? Не знаю, но думаю, все совпадения не случайны», – сказал Сосновский.
В любом случае странных совпадений в таинственной истории с гибелью самолета немецкого бизнесмена слишком много.
Как известно, утечка на газопроводах была замечена 26 сентября, а самолет Гриземанна упал 4 сентября. Какая тогда между этим событиями может быть связь? Однако подрыв такого трубопровода – сложная, трудная и длительная операция. Его трубы, уложенные на дно, надежно защищены, они уложены в толстый бетонный каркас, и организация диверсии по взрыву газопровода должна была занять несколько дней, а то и недель.
Как заявил 4 октября в эфире телеканала Bloomberg профессор экономики Колумбийского университета Джеффри Сакс, причастными к ЧП на газопроводах "Северный поток–1" и "Северный поток–2 могут быть с высокой долей вероятности США и Польша. Сакс отметил, что в Гданьске (Польша) располагаются военные вертолеты США, которые как раз совершали полёты в этой зоне.
30 сентября бывший советник главы Пентагона Дуглас Макгрегор высказал предположение, что за ЧП на "Северных потоках" стоят либо Соединенные Штаты, либо Великобритания, назвав обвинения в сторону Москвы "абсурдными".
А один из самых известных вашингтонских «ястребов» в демократической партии США Майкл Рубин в статье в The National Interest прямо заявил, что подрыв «Северного потока» был осуществлен американцами по приказу президента Джо Байдена. Рубин потребовал, чтобы США нанесли также удар и по трубопроводу «Турецкий поток».