То, что Черногория, Болгария и Северная Македония не дали добро на пролет самолета главы МИД РФ Сергея Лаврова в Белград и тем самым сорвали его визит, — пожалуй, не самое драматичное событие нынешнего кризиса, возникшего в Европе. Однако этот прецедент вызывает ряд серьезных вопросов, требующих ответа.
Соответствуют ли действия трех этих государств международному праву?
Только формально и частично. Можно предвидеть, что эти страны будут ссылаться на односторонние санкции ЕС против России в сфере воздушного транспорта. Однако этот поступок вступает в существенное противоречие с дипломатической этикой. Хотя в Венской конвенции прямо ничего не говорится о «праве» третьих стран вмешиваться в чьи-либо дипломатические отношения, очевидно, что сама суть дипломатических привилегий и иммунитетов заключается в обеспечении беспрепятственного и качественного дипломатического общения, даже если отношения стран не являются хорошими.
Поэтому этот акт противоречит целям и принципам Устава ООН – суверенному равенству государств, поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и основному праву на диалог. Более того, это необоснованный враждебный акт (поскольку запланированные Лавровым переговоры с Сербией не были направлены против какой-либо третьей стороны). Подобные действия предпринимаются только во время войны — и они подтверждают факт состояния войны между НАТО и Российской Федерацией. Однако же эти враждебные действия направлены не только против России, но и против Сербии.
Следует ли отвечать на этот поступок — и как?
Основной принцип дипломатических отношений — взаимность. Это означает, что враждебные действия не должны оставаться без ответа. На своей пресс-конференции министр Лавров подчеркнул, что Россия и Сербия не сделают ничего, что помешает общению и сотрудничеству между народами. Это нравственно правильное отношение, подход более морально сильного субъекта. А нынешняя гибридная мировая война, которую «коллективный Запад» во главе с США и Британией ведет против России, Европы и всего мира, — это война цивилизационная, в которой Новый мир во главе с Россией и Китаем имеет не только экономическое и военное, но и духовное, моральное превосходство.
Учитывая недобросовестность противника, нельзя отказываться от права на ответ. Россия и Сербия могут направить ноты протеста трем балканским государствам. Адекватный, и в то же время асимметричный ответ надо направить и главным виновникам — Вашингтону, Лондону и Брюсселю. Аналогично поступила СРЮ в 1999 г., разорвав дипломатические отношения только с четырьмя ведущими, а не со всеми 19 тогдашними членами НАТО.
Каковы возможные последствия для ситуации на Балканах?
Сергей Лавров отметил, что виновные в этом враждебном акте помешали ему поддержать от имени России проект «Открытые Балканы», встреча государств-участников которого пройдет 7 и 8 июня, и тем самым де-факто сделали свой выбор в пользу «Закрытых Балкан».
Нельзя создавать препятствий процессам сотрудничества на Балканах, потому что от него больше всего выигрывают сами балканские народы. Многочисленные конфликты в регионе последних столетий, а также сам термин «балканизация» являются результатом деятельности ведущих западных держав, в первую очередь — Великобритании, а также некогда существовавшей Австро-Венгрии, Германии и США. В 1990-е годы и сегодня Белград лидирует в процессах сотрудничества в регионе потому, что обладает большим суверенитетом. Суверенитет Сербии сегодня подкреплен ее союзом с Россией и Китаем. Поэтому удар по ее целостности — враждебный акт по отношению ко всем Балканам.
Каковы возможные последствия для сербско-российских отношений?
Сербско-российский союз является не только гарантией выживания, суверенитета, единства и прогресса сербского народа, но и предпосылкой к стабильным, открытым для всех Балканам. А еще — спасательным кругом для Европы, которая оказалась самой большой жертвой текущей мировой гибридной войны. Однако если Россия и Сербия не найдут адекватного ответа на этот враждебный акт, есть опасность, что многие в стране сочтут, что альтернативы ЕС и НАТО нет, потому что «мы окружены ими, Россия — далеко, а теперь они мешают нам даже разговаривать с ней».
Это самая веская причина, по которой враждебный акт не смеет остаться без ответа. Мы всегда знали, что необходимо начинать серьезные переговоры с Россией о качественно новых двусторонних и региональных отношениях. Перспектива того, что одним из результатов событий на Украине станет возвращение России в Одессу — а значит, и на Балканы, — делает такие переговоры необходимыми. А недопущение визита Лаврова — сигнал тревоги; знак того, что этот вопрос становится срочным.
Сербско-русский союз длится восемь веков, со времен Святого Саввы Сербского. Пришло время придать ему новое качество. Сейчас — последний момент, чтобы начать серьезно это планировать. Только это обеспечит наступление Нового мира — времени понимания и сотрудничества, когда диалог станет единственным средством общения.
Владимир Кршлянин, Вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусства и культуры, высший советник Министерства иностранных дел Сербии
1.