itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Господин оформитель» - страшно и красиво

0
452
Время на чтение 4 минуты

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.Источник: блог автора

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

 

Советский хоррор «Господин оформитель» (1988) выбивается из общей линии перестроечного кино – в тот момент декаданс эпохи Modern, переходящий в странные и - страшные грёзы, в легенды об оживающих манекенах и навязчивые мысли об адском автомобиле, давящем пространство, смотрелся неактуально и как-то вызывающе, ибо на экранах бесновались «Маленькие Веры» и «Интердевочками», утверждавшими, что «так жить нельзя». А тут - феерия красы и ужаса.

При чём здесь автомобиль? Фильм был снят Олегом Тепцовым по загадочно-путаному рассказу Александра Грина «Серый автомобиль», но от рассказа не осталось практически ничего. Так, отдельные смыслы и росчерки. Это – по мотивам. Настолько «по мотивам», что лучше рассматривать эти два произведения по отдельности, а не в сравнении. Обе вещи стоят того, чтобы их знать.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Эра виньеток, истерик, большеглазых красавиц, магии, богоборчества, игры. Востребованный дизайнер витрин, художник – Платон Андреевич (прекраснейший Виктор Авилов) берётся за оформление ювелирного магазина и нанимает в качестве модели для манекена умирающую от чахотки девушку Анну Белецкую (изумительная Анна Демьяненко, я её больше не видела …и где уж там Ренате Литвиновой до такой роскоши, изысканной жестокости, тонкости лодыжек).

Лина Кавальери. Открытки из личной коллекции. Сканы.

Лина Кавальери. Открытки из личной коллекции. Сканы.

Во времена Modern были популярны этакие белль-фамм, дивы-мрамор с застывшими лицами, а знаменитых красавиц, вроде Лины Кавальери, фотографы понуждали долго мучиться при создании образа для почтовых открыток и обложек прессы. Лицо должно быть очень белым и как бы неживым, потусторонним. Ад иль рай? Серебряный век предпочитал смешивать то и это. И вот тогда все будут влюбляться – и короли, и студиозы, и циничные адвокаты.

Кадры из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншоты.

Кадры из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншоты.

1908 год… Ощущение кадров немого кино и какие-то жуткие тени в духе «Доктора Калигари» - программной ленты в истории синематографа. Платон хочет стать выше Бога и лепит своих «дев» с неистовством дьяволопоклонника – таких персонажей хватало в предреволюционном Петербурге. Тогда много вещали об искусственном человеке и – сверхчеловеке. Не 1920-е с их навязчивой идеей машинно-железного, то есть идеального человечества породили ад, но изящное начало XX века.

Открытки из личной коллекции. Справа - танцовщица Клео де Мерод. Сканы.

Открытки из личной коллекции. Справа - танцовщица Клео де Мерод. Сканы.

И вот, уже 1914-й – пограничный год. Оформитель вышел из моды; он вечно в пьяном - и не только пьяном - забвении, из которого его буквально выдёргивает загадочный посетитель – негоциант Грильо (наш советский комильфо Михаил Козаков, которому тут ничего не надо изображать). Задача Платона – дизайн огромного дома, напоминающего шкатулку с двойным дном. Роль пышного чертога сыграл особняк Фолленвейдера на Каменном острове в Питере – шедевр северного Ар Нуво.

Картины Жана Дельвиля, возникающие в кадре. Википедия.

Картины Жана Дельвиля, возникающие в кадре. Википедия.

И тут возникает божественная, точнее – адская Мария, в коей Платон узнаёт …свою модель. Анна? Вовсе не она - Белецкая давно в могиле. Коварная, манящая кукла ожила и – принялась «пожирать» людей. Она безумно хороша и столь же холодна. В результате – умирают всё, и картёжник-бонвиван Грильо, и полусумасшедший креатор-Платон. А кукла Мария-Анна продолжает свой затверженный путь. Здесь не так важен сюжет, как форма.

Браслет Жоржа Фуке для Сары Бернар по рисунку Альфонса Мухи. Википедия. Справа - кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Браслет Жоржа Фуке для Сары Бернар по рисунку Альфонса Мухи. Википедия. Справа - кадр из фильма «Господин оформитель» (1988). Скриншот.

Все эти картины Жана Дельвиля и других мистиков Серебряного Века, штуки в стиле Жоржа Фуке и флаконы а-ля Рене Лалик, платья в духе Мариано Фортуни, бездонные очи, как у звёзд немого кино, а фоном – тревожно-пугающие мотивы Сергея Курёхина, пожалуй, самого изысканного композитора 1980-х годов. Это – фильм-драгоценность. Больше такого не делали – дорого и стильно. А ведь эстетский хоррор мог бы стать «русской фишкой»…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Галина Иванкина
Эра попсы началась ещё в СССР!
«Зимний вечер в Гаграх»
21.11.2022
Фильм «Первоклассница» как образец сталинской парадигмы
Советский мир плавно разворачивался в сторону имперского величия
27.06.2022
Он пел для городских девчонок, затерянных в каменных джунглях
Шатунов ничего не доказывал – он интуитивно встроился в ритм времени
25.06.2022
Быт или не быт?
О выставке "Дом быта" в Музее Москвы совместно с Политехническим Музеем
24.06.2022
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Театральный вояж Макрона
Новый комментарий от Калужанин
03.12.2022 12:02
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
03.12.2022 11:41
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от Александр Волков
03.12.2022 11:28
Большому количеству людей нужна психологическая помощь
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.12.2022 11:14
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от Русский Сталинист
03.12.2022 10:07
Каков смысл и цель вселенной, и человеческого развития в целом?
Новый комментарий от Советский недобиток
03.12.2022 09:31