Русский стриж

0
622
Время на чтение 7 минут

Русский стриж

Источник: Православное Чтение

Фото: Сергей Ломов

Соответствие фамилии люблю издавна. Необъяснимый и, кажется, чем-то досадный диссонанс испытываешь, увидав, например, субтильного Большова или тучного Малова. Стрижев своей фамилии соответствовал: невысок, собран, скор. Никакой вальяжности. По всем статьям положена старейшине хотя бы некоторая степенность, но – не считал себя таковым. И минуты о том не думал, потому что – Дело. Делу поклонялся, каждую минуту боясь не успеть его сделать. Праздный, рассредоточенный Стрижев – нет, не бывает и не могло такого быть никогда.

В квартиру его мы вошли слегка опасливо: телегруппа большая, несколько камер, кофры, но шутка ли сказать – восемьдесят пять лет… не испугаем ли, не нарушим ли ход старинных напольных часов? Но – ничего. Принял, пригласил в комнату. Посреди – огромный овальный стол, плотно заставленный стопками книг. Его Величество Стол, иначе не скажешь, и сразу же становился ясным центр жилища – что тут не книжная лавка и не выносной лоток, а рабочий инструмент, гигантская справочная Дела, которому служат каждый день.

О каждой книге Стрижев говорил, как многодетный отец о чадах:

- Эту писал долго, никак не давалась, не хватало главного. Отыскал неожиданно, когда думал уже сворачиваться: будто свыше пришла подсказка, и человек отыскался, живой свидетель той поры. Эта вообще вышла с третьей попытки, просили убрать упоминание о таком-то, но убирать не хотелось. Отстоял. А эта далась почти слёту, но чтобы написать, пришлось съездить в N, NN и NNN, материала почти не осталось, уцелело лишь то-то и то-то.

Так он и нёсся, постигая пространство культуры, нарезая его бритвенными взмахами умелого косца, достоверно и точно зная, с какой стороны подойти к забытой узловой фигуре истории, к подвижнику, имя которого не знают (забыли) и профильные специалисты.

- Какой я писатель, я – библиотекарь... Собиратель разбросанного, попусту расточённого богатства.

Что мы утратили? Не только имена – целые понятия, вне которых расточённым оказывается сам смысл бытия. Вне понятийного ряда разрушается быт: переселившись из деревень по бедствиям войн и революций сначала в землянки и бараки, а потом в отдельные городские квартиры, утратили себя и мучимся вопросами, которые давно разрешены.

Консервативный революционер Стрижев, заставший «раскулачку», понял, что начать просвещение нужно с самого низа. Не с политических статей, а …с трав. С обычных русских трав. Не придерёшься. Но сквозь травы (цикл «Русское разнотравье») сквозило такое, что невольно вытесняло из души жестяные голоса радио- и теледикторов советской поры. У нас же чем тише сказано, тем и громче.

***

Мало кто знает Стрижева-поэта. Но что есть поэзия, как не радость, явленная в слове? Горе, явленное в нём? Поэзия – дух, а не форма.

«Что за радость наблюдать первую весеннюю бабочку! Прогретая лужайка вмиг оживает, украшаясь летающим цветком: легкокрылая бабочка выпорхнула» - разве не начало стихотворения в прозе? Оно самое.

«Русский язык - это наша укрепа духовная, без нее никуда мы не пойдем. Если язык растлят, то и душу растлят! Он должен сохраниться в своей первозданной целостности (ну, хотя бы в какой-то части).. вероятно, наша словесность вместе с духовностью церковной и спасла людей. И когда бывает тяжело на душе, читаешь старое слово и душа оживает».

Как и вальяжности, не было в нём в его годы благостности. Стоило внутреннему жару (Стрижев – человек огня и только огня) распахнуть изнутри печную заслонку души, и вырывался сноп пламени. Русская обида на двадцатый век в нём бушевала сполохами. И действительно, какую жизнь взяли и загубили, растоптали, не поняв, лишив прав на элементарное духовное и нравственное бытие – не высказать и за сутки. Не поняли, не разглядели – полбеды, да только с комбедами (вот уж говорящая аббревиатура), продотрядами и продразвёрстками, раскулачиванием и расчеловечиванием, как сейчас говорят (дегуманизация – слово более филологическое) в душах осело столько ржавчины, что русского человека сегодня встретить мудрено.

Стрижев был русский. И потому что пылал, и потому что не задавливал в себе ясного мальчишеского взгляда на историю и культуру, не делал вида, что революционные или рыночные преобразования приближают нас к Царству Божию. Видел: сошли с тропы и не скоро её отыщем. Радовался воскрешению Церкви:

«Меня крестили совсем младенцем, последним в нашем храме - вскоре он был закрыт и порушен»

Здесь лицо его омрачалось, глаза начинали светиться бездной, и становилось не по себе, будто бы вживе предстал пророк и обвиняет. Но структура гнева Стрижева была проста – видя разорение, расхватывание по карманам или просто выбрасывание богатства, рачительный работник не может не хвататься за голову. А уж о чём-о чём, а о богатстве Стрижёв имел понятие куда более сходное, чем у всех нас, вместе взятых: миллионы строк и судеб, уничтоженных росчерком пера, бились в него каждую секунду. Подпирая всем телом башню смыслов, он слышал треск собственных позвонков, и понимал, что при уходе последнего поколения, помнящего русскую жизнь как нетронутую порчей, его личного поколения, прахом сделается и то, что сделано великими собирателями разорённого. Ужели?....

Пришлось ему застать строительство храмов такое, какому стали свидетели и все мы, но – кем они наполнятся, вспомнят ли люди то, что не вспомнить нельзя, то, что издавна стучалось в сердца, и откроют ли они их стучащемуся? Вот вопрос.

***

«Люди подобны свечам в храме: вроде бы все одинаковы, но каждая свеча горит и светит по-своему»

Собиратель – нечто совершенно особенное. У собирателя своя идея и идеология, понимание вещей. Разорителю легче: выберет себе цель, и долбит, и долбит, вдавливая нередко её столь глубоко в бытие, что сам не рад… А собиратель её оттуда достаёт и видит: жива.

«Необходим ли Солженицын школе? Думаю, что фрагментами он уместен: батальные сцены из «Красного колеса», бытовые сцены яростных годов, деревенская проза писателя необходимы. При этом нельзя напрасно принижать Михаила Шолохова и сбрасывать с борта современности горлана-главаря Вл. Маяковского. Мы не транжиры безпутные, а бережливые наследники»

Вдумайтесь только: никого нельзя сбросить, и даже самых одиозных – никак нельзя. Такое сознание – универсально, только оно и есть созидание. Таков Стрижев.

«Россия жива сплочённостью и единством национальных усилий. Благодатное влияние храмов, почитание местных святынь, сбережение природы и культурных ландшафтов - всё входит в процесс воспитания полноценного гражданина. Душепитательная литература облагораживает нравственный облик и удерживает в характере черты: стойкость и благоразумие»

Такие заповеди: предельная зоркость.

«Развал и обнищание позорили страну, и к нулевым годам обозначился полный крах жизненного пространства. Свобода обернулась беспрепятственным разгулом криминала, возводился в героику культ наживы и насилия, отдельные слои населения подверглись порабощению денег. Голодали губернии, а чубайсы жирели, им хоть бы что… Русская литература полностью не сворачивалась, в отдельных островных изданиях высказывалась правда без обиняков, прямо в глаза. Да вот беда - слышать было некому. Надо прервать корпоративный сговор. И сдвиг наметился при смене верхов - подстегнула и угроза уничтожения извне. Надо сжиматься в кулак. При силе забрезжил просвет.

Что потеряно, скоро не вернешь. Где взять крестьянство, чтобы оживить мёртвые сёла? Земля овдовела без работника, стала землёй-покойницей. Вернётся местное производство - вернутся и люди. А с ними возникнут и художества, и таланты, и веселье сердечное. А пока живём, как живём. Падение нравов сказалось и на образовательном статусе школы, на уровне знаний учеников. И в школу проникло неравенство: родители отдают детей в элитные заведения, где уровень знаний учеников не выше, чем в обычных школах. А кто отпрыска посылает за рубеж, обыкновенно получает заносчивого троечника. В чуждой атмосфере не расцветают, а распускаются, напитываясь жестокосердием. «Времена свободы» обернулись у нас затяжным безвременьем, тратой интеллектуального потенциала поколений»

Если бы только тридцатых годов касались развал и разорение, не было бы и повода особенного что-то собирать – давно бы уже всё собрали и обратили к пользе. Но нет – опасность куда серьёзнее и сегодня, когда нет понимания собирателей, и нет воли, которая бы собрала их воедино и поставила бы к полноценной и всеохватывающей работе. Стрижев не был одинок, он видел сподвижников, и всё-таки ощущение гнезда, в котором он бытовал, гнезда на голых ветвях, в ту весну почему-то осталось и засело занозой. Ценим ли мы своих собирателей, отдаём ли им свой долг?

«Для меня жить, значит не потерять силы трудиться. Хотелось бы что-то полезное сделать людям. Пока работаю - живу! Вот мой девиз» - так он сказал тогда.

Потом вместе, в жаркий весенний день после вручения Александру Николаевичу Патриаршей литературной премии, мы были на радио «Вера». И то же самое ощущение – человеческого объёма, силы, не могущей быть сломленной.

Свеча догорела вчера.

Саша Стрижевская, внучка, еще несколько недель назад обронила слова, намекавшие на предельную слабость деда. Оставался совсем небольшой отрезок фитиля… и он продолжал пылать! Так бывает со свечами – казалось бы, нет больше воскового стержня, гореть нечему, но нет – пламя, пламя… живой, танцующий его язычок.

«Я хочу, чтобы на моей могиле написали «Жил для России». Ведь что может быть лучше, чем жить для своей страны»

Да свершится.

Сергей Арутюнов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Арутюнов
Какой чиновник должен управлять русской культурой
Приоритетом его должны стать нужды государства и совмещённые чаяния народа, который без культуры, выращенной на его земле, обращается во всякую нечисть
13.04.2024
Отмените шабаш!
31 марта в Кремле планируют адское шоу «Властелин тьмы»
25.03.2024
«И плакать нужно выучиться, пока не поздно»
О книге Алексея Шорохова «Бранная слава»
20.03.2024
Какой словесности я хотел бы принадлежать
Мысли о месте и обустройстве сословия
09.03.2024
Солдат
Стихи
27.12.2023
Все статьи Сергей Арутюнов
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24