«Двести лет жести»

Как Дмитрий Быков Достоевского порочит

200-летие со дня рождения Достоевского 
0
953
Время на чтение 9 минут

Источник: Родная Кубань

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872. Третьяковская галерея, Москва.

Одиннадцатого ноября, в юбилей Федора Михайловича Достоевского, великого русского писателя и мыслителя, в электронной версии «Собеседника» вышел пасквиль от Дмитрия Львовича Быкова, венценосного и «признанного» широкими кругами – либеральными критиками, продажными судьями премий и совсем несмышлеными школьниками – литератора. Называется он, как несложно догадаться, «Двести лет жести. Дмитрий Быков о Достоевском». В оригинальности Быкову, конечно, не откажешь, но его паства и не такое готова за чистую монету принять. Хочется так же поблагодарить всех участвующих в составлении заголовка, потому что, увидев первую часть, мы непременно забудем, что имеем дело с Маэстро Понасенковым от мира литературы.

Подзаголовок: «11 ноября Россия отмечает двухвековой юбилей классика». Россия – отмечает, а Зильбельтруд – нет? А разве не в России он сколачивает свои капиталы? Не обязан, значит, русскую культуру уважать? Как подзаголовок соотносится с заголовком и главной мыслью текста?

На фото, «украшающем» статью – станция метро «Достоевская» с шикарным панно, а рядом силовики. Аллюзия более чем понятна, спасибо современным медиатекстам за то, что позволяют узреть всю суть в картинках и заранее подготовиться к «жести»: ведь ее наверняка будет немало. Это же Дмитрий Быков.

«Достоевскому двести лет» – напоминает в первом же абзаце Маэстро на случай, если мы забыли заголовок и зачем-то пролистали подзаг. Ну, бывает, чего уж – все мы не молодеем.

Далее начинаются пространственные размышления автора про то, что главный «любитель» Достоевского «липкой любовью» – это российская власть. Что же тогда она так мало суетится, чтобы о памятной дате в нашей литературе помнил всякий, а не только читатель литературных изданий и, может быть, «Российской газеты»? Впрочем, «РГ» тоже особо не старалась, как, например, в случае с Бродским. Если главная газета страны так относится к нашему «достоянию», что там говорить про среднестатистического чиновника.

Наталья Лебедева из «РГ» – или ее хитрые редакторы – обозвали статью так: «Гений или сумасшедший: кто разгадает загадку Достоевского». В первом же абзаце сказано, что «его (Достоевского – прим. авт.) тексты уже более 150 лет будоражат умы и сердца людей по всему миру». Ну да, ведь писать он начал, как мы все знаем, в 50, и не было бы никого, кто при жизни видел его талант.

Наравне с людьми, имеющими к современной литературе хоть какое-то отношение, представлены мнения Бориса Гребенщикова (зачем?), и главных «критиков» (по мнению составителя этого сборника мнений) Владимира Набокова и Григория Ландау. Очень «вежливо» порочить имя классика в его юбилей, не правда ли?

Но статья «Российской газеты» заслуживает более обстоятельного разговора, чем абзац в «тексте» о Зильбельтруде. Продолжаем наслаждаться слогом и полетом мысли Маэстро.

Быков отмечает, что ненавистников у Достоевского не убавляется, и вообще, «писатель он так себе – в большей степени фельетонист и публицист, чем художник». Разумеется, никаких цитат, только мнение Маэстро, которое следует принять на веру. Давайте продолжим размышлять вслед за ним, без всяких доказательств – ну мало ли, вдруг и в нашу статью «уверуют».

Слово Быкову: «Насчет сатиры и публицистики справедливо, в них он силен, гротеска и карикатуры у него побольше, чем чистого художества (и всю-то жизнь он оправдывался, что, если б не вечная спешка и безденежье, писал бы получше Тургенева). Но писатель он первоклассный, иначе бы мы его сейчас не обсуждали». Интересно было бы почитать, где Федор Михайлович «оправдывался», и почему за несравненный эталон взят Тургенев (не умаляем таланта и этого классика)? Почему Быков, подразумевая реальное письмо, имевшее место быть, искажает его смысл, «растягивает» на «всю-то жизнь»? Почему «забывает» про упомянутого в нем Толстого?

И еще один немаловажный вопрос! А деньги – они вот как влияют на способность человека непосредственно писать «красиво»?

«Как-никак 140 лет прошло с того зимнего дня, когда он умер от горлового кровотечения, не доживши девяти месяцев до 60-летия и одного – до цареубийства, фактически им предсказанного» – большое спасибо за напоминание, Дмитрий, как бы мы без Вас историю-то учили! То есть дата 9 февраля (28 января по старому) ничего не значит?

Статья Маэстро, в лучших традициях – гигантская, наполненная хитросплетенными фактами и факторами, которые писатель о своей жизни мог объективно не знать. Остановимся на ключевых тезисах (и то – не на всех, обещали же – без доказательств! «на веру»!).

Вот как Быков отзывается о писателе и его «русских вопросах»: «На самом деле гениальность Достоевского отчасти именно в том, что он мастерски придумывает формулировки, в которых изначально заложены противоречия и хитрости, ставит условия, которые в обычной жизни неосуществимы, выдумывает героев, какие могут присниться лишь в кошмаре, – и потому к жизни его философия, пожалуй, неприложима». Интересное заявление, но доказывать мы его или опровергать, конечно, не будем. Посмотрим на те мифы, что Маэстро предлагает нам «разоблачить» вместе с ним и посмотрим, чья же еще логика «неприложима» к этому миру.

Тезис первый: «Самый русский». Эх, через какую же примитивную оптику Дмитрий смотрит на сюжетную канву Достоевского! Только послушайте: «Роковые красавицы, одухотворенные алкоголики, безумные студенты, одержимые революционными и религиозными идеями, – все это с цыганщиной, в атмосфере кутежа в Мокром («Братья Карамазовы»), с непрерывным надрывом. Плюс, конечно, святые блудницы, носительницы высшей правды». Не найдется ли подобных персонажей у самого Быкова?

Дмитрий утверждает, что Достоевский «самый западный из русских писателей», что воспитан на Вальтере Скотте, начинал с переводов Бальзака, читал Диккенса, Эжена Сю – как будто это делает его определенно западным по умолчанию. Знаком ли Быков с биографиями и «увлечениями» других писателей – как его «любимый» Тургенев, например, – большой вопрос, вызывающий сомнения в компетенции «критика» и «литературоведа». Или читать западных писателей и мыслителей у нас нынче православный грех?

«Знаменитый Петербург Достоевского – мрачный и зловонный город, сводящий с ума, вызывающий галлюцинации, разлитие желчи и мизантропии, – ничего общего не имеет с реальным Петербургом, светлым и торжественным, построенным Петром для работы и разгульного отдыха»… Ну, Быков (москвич, как и Достоевский!) – определенно авторитет в вопросах, для чего император построил этот город и зачем, ведь таков Петербург его самого, то есть Маэстро.

Тезис второй: «Стокгольмский синдром». Здесь Быков описывает травмирующие ситуации, которые, однако, не обязательно могут быть травматичными – по крайней мере нам так говорят некоторые психологи, психиатры и психоаналитики (без имен, как и договаривались). Как можно мнить себя знатоком литературы, не разбираясь в базовых терминах психологии, а, Дмитрий Львович? Или у Вас любая травмирующая ситуация оставляет травму, о которой Вы, собственно, и не можете молчать на страницах, посвященных юбилею человека, представляющего всему Западу наш «русский вопрос»? В конце концов, о Вас-то на Западе так не говорят, будь Вы трижды у нас Маэстро.

Параллель с Солженицыным и подбор фактов не выдерживают бездоказательной критики, а у нас сегодня все без доказательств. Так, словоблудие и свободомыслие.

Тезис третий: «Бабушка надвое». Быков «опускается» до анализа фактов, «почему люди пишут детективы», и даже выделяет пять причин. Замечает новаторство Федора Михайловича – не все же чернуху писать, так? – и опять обращается к Набокову, «который Достоевского справедливо и разнообразно критиковал». Хотя упоминание его здесь понятно, но посыл – будто из «Российской газеты», ей-Богу.

Неудивительно, что Маэстро сравнивает Достоевского с Тургеневым и Набоковым. Между ними действительно есть кое-что общее: красивый авторский язык, который подчас может затмить смысл высказывания. Получается, чтобы соответствовать званию русского писателя по Быкову – достаточно грамотно излагать мысли на русском языке. Спасибо Дмитрию Львовичу за просвещение – в очередной-то раз!

Далее автор статьи, «литературовед», расписывается в том, что Раскольникова совершенно не понимает, а «Преступление и наказание» считает романом, который нужно русским людям отдельно объяснять. Не боится ли Зильбельтруд, что, отказывая в уме русскому народу, тем самым настраивает против себя здравомыслящих людей?

Тезис четвертый: «Достоевский против Чернышевского». Начинается абзац с пересказа эстетической и этической теории Чернышевского. Приятно, что Маэстро так заботится о нас, что даже пересказывает «Что делать».

Однако Быков считает, что этическая теория не только «несколько поинтереснее», но и служит материалом для разоблачения в «Преступлении и наказании», «Записках из подполья», «Крокодиле», «Братьях Карамазовых». Интересное утверждение, автор даже пытается привести аргумент: «Для Достоевского нет ничего отвратительней такого пошлого, лакейского обоснования нравственности; для него выше всего свободная воля человека, пусть даже это воля к саморазрушению, к самоубийству, как у Кириллова в «Бесах». «Записки из подполья» – самый отчаянный манифест иррационализма: миру ли провалиться или мне чаю не пить? Нет, пусть миру провалиться, а мне чтоб всегда чай пить! Человеческая свобода безгранична и ни с какой целесообразностью, даже и ни с какой гуманностью считаться не хочет». Как видим, местами Маэстро стремится к понимаю Федора Михайловича, но видит, как в кривом зеркале, отражение кого-то иного, смутно, возможно, напоминающего его самого.

То, что для Достоевского «человек далеко не сводится к рассудку, то есть к логике и смыслу», верно лишь на ту половину, что духовное в человеке должно преобладать, и оно есть и логика, и смысл. Таких «половинчатых» цитат можно наскрести столько, что наберется на отдельную статью. Однако – оставим это.

Помним: никаких аргументов.

Тезис пятый: «Бесы». Приведем пару интенций автора: «Что Достоевский разглядел всю бесовщину русской революции – это несомненная его заслуга»; «Бесы» – роман, в котором Достоевский, что называется, оттягивается окончательно и перестает заботиться о художественности. <…> Можно увидеть в этом отказе художественную слабость, а можно, наоборот, новаторство». Даже комментировать это кажется выше достоинства обыкновенного читателя.

Тезис шестой: «Братья Черномазовы». Демонстрируя чудеса остроумия, Маэстро утверждает: «Роман Достоевского являет собою картину постепенного отхода автора от консерватизма – и весьма нелицеприятный памфлет о русском характере. «Карамазовы» в переводе с тюркского – Черномазовы, и каждый из них олицетворяет свою форму изощренного, извращенного «сладострастия», свой вид разврата». Приведенные слова – следствие того, что незнание автора идет не от непонимания Достоевского, а скорее от того, что он его не принимает по идеологическим причинам.

Тезис седьмой: «Хороший человек». Завершающая часть статьи. Странно, но начинается она следующими словами: «Но вот человек – по крайней мере в последние годы, в счастливом втором браке – он был хороший, и, когда достиг всегда мечтавшегося ему статуса духовного учителя, вел себя в этом амплуа демократично и достойно и был вдобавок прекрасным мужем и отцом». Сведение личности к психотравме от неудавшегося брака и раскрытие всей поэтики женских образов через один образ fam fatale – браво, Маэстро, Вы – мастер русской критики!

Не требует пояснений и то, что автор называет пушкинскую речь «не слишком содержательной». То есть Быков вновь клеймит то, чего не принимает, и говорит нам, как к этому относиться, с высоты своей медийности и наработанного в либеральных кругах общественного «авторитета».

Что еще раз доказывает: говорить можно сегодня о чем угодно – только бы с умным видом да грамотными словами. А доказательства – что это вообще, для кого оно все?

Вопрос – риторический…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Алексеевна Заика
Немного о кощунстве в современной литературе,
или За что мне такое наказание – читать Горалик
24.11.2021
Все статьи Дарья Алексеевна Заика
200-летие со дня рождения Достоевского
Нарезая круги – к центру и вверх: о Достоевском
К 150-летию романа «Подросток»
16.12.2025
Клуб русской цивилизации имени Достоевского
Обзор выступлений участников первого заседания Клуба
17.11.2025
Достоевский как символ Союзного государства
В Москве состоялось учредительное собрание Клуба русской цивилизации имени Ф.М.Достоевского
13.11.2025
Читать Достоевского
Ко дню памяти
11.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Самый лёгкий путь поднять рождаемость
Новый комментарий от РомКа
30.12.2025 12:43
«Мы должны освободить Харьков и Одессу»
Новый комментарий от Русский танкист
30.12.2025 12:36
Кто стоит за убийцей?
Новый комментарий от РомКа
30.12.2025 12:21
Справедливость – лествица Любви. Дополнение
Новый комментарий от Лев
30.12.2025 12:21
Шоу упырей во Флориде
Новый комментарий от Георгий
30.12.2025 11:58
Пора говорить Правду о мире и человеке
Новый комментарий от Бузина Олесь
30.12.2025 11:32