itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему в России снимают плохие фильмы за государственный счёт?

Кино, вино и гуано

Бывший СССР 
0
944
Время на чтение 6 минут

Кино, вино и гуано. Почему в России снимают плохие фильмы за государственный счёт

Источник: Царьград-ТВ

ФОТО: FER GREGORY/WWW.SHUTTERSTOCK.COM

  • На наши экраны раз за разом выходит отечественное кино, вызывающее возмущение ещё на уровне трейлеров. Фильмы проваливаются в прокате, но вновь и вновь государство субсидирует пошлый ширпотреб, а порой и откровенную русофобию. Эта тема озвучивается в СМИ и в высоких кабинетах давно. Порой – на высоких тонах. Периодически обновляется экспертный совет Фонда кино, но воз и ныне там. Отдельные кассовые и смысловые прорывы кинопродукции лишь подтверждают правило. Давно назрел вопрос: не стоит ли вернуться к опыту советского Госкомитета по кинематографии?

Общая "картина с кинокартинами" в стране печальна. С одной стороны, немалые деньги из наших с вами кошельков в виде налогов уходят на финансирование совершенно пустых, одноразовых и провальных "киношек", на которые никто не ходит. С другой – фильмы, снимаемые и финансируемые напрямую Минкультуры или совместно с Фондом кино, нередко представляют собой малохудожественные и псевдоисторические вампуки. И также проваливаются в прокате, поскольку зритель – не дурак.

Попса вместо киноискусства

Ответ, почему так происходит, и прост, и сложен одновременно: продюсеры, режиссёры и сценаристы, попавшие "в обойму", идут по легчайшему пути: берут попсовую или "государственно-патриотическую" тему, пытаясь её решить максимально хайпово и как бы зрелищно – без психологических нюансов и кинооткрытий. Как аттракцион. При этом не забывают отщипнуть из выделенного бюджета своим "детишкам не молочишко" и приличествующий откат дающему. В итоге мы и имеем тупой "хихитайзер" в стиле Comedy Club, "экзистенциализм для бедных" или плакатный "патриотизм" с квазидуховностью на грани фэнтези (как, по-видимому, будет в новом фильме "Мария. Спасти Москву").

Эту фальшь зритель чувствует сразу, ещё на уровне трейлеров и релизов, голосуя ногами. При этом даже самые кассовые отечественные фильмы последних лет: "Холоп", "Последний богатырь", "Движение вверх", "Т-34", "Сталинград", "Лёд", "Викинг" и им подобные – тоже не киношедевры, хотя и снимались за большие миллионы.

Сложилась абсурдная ситуация. Алгоритм выхода кинопродукции на экраны, а теперь и на стриминги – отнюдь не кассовый, но при этом и не "художественный". Патриотически-воспитательным его можно назвать тоже только с большого угара. Скажем, снятой луганскими киношниками пронзительной и правдивой картине "Ополченочка" отказали в прокатном удостоверении в России и даже в показе в Доме кино. Официальная причина: "излишняя жестокость и политизированность" ленты. При этом телеканал СТС закупает у украинской студии, аффилированной с Владимиром Зеленским, второй сезон мерзейшего телесериала "Папик". Как говорится, Jedem das Seine.

Провал, ещё провал

В комментарии "Первому русскому" киновед и главный редактор портала kinodata.pro Сергей Лавров отметил, что в отечественном кинопроизводстве его непосредственные участники получают профит не после проката, а уже на стадии производства, а за конечный результат никто не отвечает, включая продюсеров. "Если вводить критерий рентабельности, то к производству будут допущены только две кинокомпании – "ТриТэ" и "Yellow, Black and White", – говорит эксперт. Он также напомнил, что Владимиру Мединскому волевыми усилиями удалось вернуть на большие экраны русское кино:

Хотя доля свыше 29 процентов отечественных картин в кинотеатре, достигнутая в 2005 году, похоже, осталась пройденной вершиной. При этом качество финансируемых государством фильмов, увы, не растёт. В Фонде кино тасуют кинокомпании, убирая совсем осрамившихся, но "десятка", получающая деньги, остаётся практически неизменной. Результат же таков: денег отпускается всё больше, а сборы – всё меньше. Последние 74 российских релиза не собрали за последние полгода даже 60 миллионов рублей – что просто катастрофа.

Заметим, что по данным сайта ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная системасведений о показах фильмов в кинозалах), в нынешнем октябре нет ни одного (!) отечественного фильма, ежедневно собирающего хотя бы полмиллиона рублей: практически каждый день в прокате все 10 строчек занимали иностранные картины. Вот и доснимались.

Откатный междусобойчик

"Первый русский" не раз анализировал ситуацию в отечественном кинематографе. Наши продюсеры ищут не талантливый сценарий, а "проходной" – под который даст деньги или государство по формальному признаку "патриотичности", или наши толстосумы по своему вкусу или "звонку". Или уж западные фонды – под очернение России. Получается замкнутый круг. И Минкультуры с ФК играют в этом круге в странную игру с нулевой суммой.

Напомним, Фонд кино был создан в 1995 году в недрах Госкино, а затем Министерства культуры, подчинившего себе кинематографическое ведомство. В 2009–2010 годах фонд отделили от Минкульта, чтобы он помогал выходу перспективных именно в коммерческом плане проектов. Министерство же сохранило за собой поддержку дебютов и "некассовых" картин. В итоге мы получили некоего формально отделённого от государства монстра, который, живя на госсредства, в режиме "междусобоя" распределяет многие миллионы рублей между членами замкнутой касты.

НА СЪЁМКАХ ФИЛЬМА. ФОТО: GERAIN0812/SHUTTERSTOCK.COM

Многочисленные расследования, связанные с ФК, до сих пор не приводили к каким-то позитивным изменениям. Так, после скандала с провалом фильма "Крымский мост. Сделано с любовью!" за 100 миллионов рублей состоялась громкая проверка деятельности фонда Счётной палатой. Она, в частности, зафиксировала, что часть средств уходит в офшор на Кипре. Из отчёта Счётной палаты:

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в проверяемом периоде члены экспертных советов являлись участниками реализации поданных на конкурс проектов. В связи с отсутствием в Министерстве документов, подтверждающих итоги отбора заявок в разрезе членов советов (листы голосования, стенограммы совещания и другие), проанализировать информацию о том, оценивали ли члены экспертного совета "собственные" проекты, невозможно.

А нужен ли для кино Фонд кино?

В апреле 2017-го было шумное заседание Общественного совета Министерства культуры, на котором деятельность ФК подвергли резкой критике тогдашний заместитель председателя Общественного совета при Минкультуры Павел Пожигайло и режиссёр Николай Бурляев. Никита Михалков ушёл, хлопнув дверью, из попечительского совета Фонда. Но... Васька слушает да ест. Эксперты с изумлением наблюдали, как, например, студия Сарика Андреасяна годами клепала абсолютно провальное кино, задолжав Фонду сотни миллионов рублей, и это не мешало ей оставаться в пятёрке самых дотируемых государством киностудий.

Понять, сколько из выделенного бюджета ушло "на экран", а сколько в широкие карманы продюсеров и их покровителей, не в состоянии ни один "проверщик". А конечный результат всегда можно списать или на неудачный сезон, или на ковид – да мало ли на что! "Сама идея о господдержке коммерческого кино абсурдна, это прямой путь к коррупции", – говорит киновед Сергей Лавров в комментарии "Первому русскому":

Иностранцы этому удивляются. Во Франции государство финансирует 25 процентов национальных фильмов, собирая эти средства в казну с определённой доли от каждого проданного билета. И никакой коррупции и кумовства! В Китае правительство поддерживает только 2-3 фильма в год – к крупным национальным датам. Все остальные картины финансируются частным образом на рисковой основе. И они добились, что их кино сегодня самое кассовое в мире.

В июне этого года состав экспертного совета Фонда кино был в очередной раз значительно обновлён. В частности, в него вошли кинорежиссёр Владимир Хотиненко, гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров, председатель правления киностудии "Союзмультфильм" и гендиректор "Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького" Юлиана Слащева.

Перемены несколько потеснили продюсеров, играющих в нашем искажённом киномире главную скрипку. Но изменит ли это саму странную функцию ФК, порочную практику безответного финансирования провальных картин? Есть большие сомнения. Как воскликнул пришедший в обком водопроводчик из известного советского анекдота: "Да, здесь нужно всю систему менять!"

Что с того?

Стоит вспомнить, что в СССР кинематограф был не столько эффективным проводником государственной идеологии, сколько – доброты, честности, отваги, высоких человеческих смыслов и художественных образов. При этом киноиндустрия была сверхприбыльной отраслью. Так не стоит ли вернуться вновь к системе Госкино на новом уровне? С настоящим творческим конкурсом тех же сценариев и без липовых "бизнес-планов"? Ведь действительно качественное кино окупаемо в любой экономической и политической системах.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. а может без гос. финансирования?

А может убрать гос финансирование? Уверены, что низкопробные сценарии не будут побеждать в конкурсах? Пусть творцы убеждают тех, кто умеет считать СВОИ деньги. Им мозги компостировать не получится. Может тогда научатся снимать качественный продукт. И Голливуд и Европа обходятся без гос. финансирования, и снимают гораздо качественнее и осмысленнее. Ещё и гос. финансирование актерских ВУЗов предложил бы прекратить, по крайней мере крутых столичных с высоченными конкурсами абитуриентов. Крутой - ищи деньги сам. Учат-учат их по 5-6 лет за гос счет, а в итоге всякая бездарь на экране. Может какая-то гос поддержка студий для актеров могла бы быть - но не ВУЗы. Я понимаю, медики, инженеры, бухгалтера, но тут- актерство. Есть дар, харизма - пожалуйста: студия, навыки, читай. обучайся пробуйся, предлагай себя.
РомКа / 20.11.2021, 02:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Самохин
Все статьи Андрей Самохин
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40