Почему в России снимают плохие фильмы за государственный счёт?

Кино, вино и гуано

Бывший СССР 
0
1020
Время на чтение 6 минут

Кино, вино и гуано. Почему в России снимают плохие фильмы за государственный счёт

Источник: Царьград-ТВ

ФОТО: FER GREGORY/WWW.SHUTTERSTOCK.COM

  • На наши экраны раз за разом выходит отечественное кино, вызывающее возмущение ещё на уровне трейлеров. Фильмы проваливаются в прокате, но вновь и вновь государство субсидирует пошлый ширпотреб, а порой и откровенную русофобию. Эта тема озвучивается в СМИ и в высоких кабинетах давно. Порой – на высоких тонах. Периодически обновляется экспертный совет Фонда кино, но воз и ныне там. Отдельные кассовые и смысловые прорывы кинопродукции лишь подтверждают правило. Давно назрел вопрос: не стоит ли вернуться к опыту советского Госкомитета по кинематографии?

Общая "картина с кинокартинами" в стране печальна. С одной стороны, немалые деньги из наших с вами кошельков в виде налогов уходят на финансирование совершенно пустых, одноразовых и провальных "киношек", на которые никто не ходит. С другой – фильмы, снимаемые и финансируемые напрямую Минкультуры или совместно с Фондом кино, нередко представляют собой малохудожественные и псевдоисторические вампуки. И также проваливаются в прокате, поскольку зритель – не дурак.

Попса вместо киноискусства

Ответ, почему так происходит, и прост, и сложен одновременно: продюсеры, режиссёры и сценаристы, попавшие "в обойму", идут по легчайшему пути: берут попсовую или "государственно-патриотическую" тему, пытаясь её решить максимально хайпово и как бы зрелищно – без психологических нюансов и кинооткрытий. Как аттракцион. При этом не забывают отщипнуть из выделенного бюджета своим "детишкам не молочишко" и приличествующий откат дающему. В итоге мы и имеем тупой "хихитайзер" в стиле Comedy Club, "экзистенциализм для бедных" или плакатный "патриотизм" с квазидуховностью на грани фэнтези (как, по-видимому, будет в новом фильме "Мария. Спасти Москву").

Эту фальшь зритель чувствует сразу, ещё на уровне трейлеров и релизов, голосуя ногами. При этом даже самые кассовые отечественные фильмы последних лет: "Холоп", "Последний богатырь", "Движение вверх", "Т-34", "Сталинград", "Лёд", "Викинг" и им подобные – тоже не киношедевры, хотя и снимались за большие миллионы.

Сложилась абсурдная ситуация. Алгоритм выхода кинопродукции на экраны, а теперь и на стриминги – отнюдь не кассовый, но при этом и не "художественный". Патриотически-воспитательным его можно назвать тоже только с большого угара. Скажем, снятой луганскими киношниками пронзительной и правдивой картине "Ополченочка" отказали в прокатном удостоверении в России и даже в показе в Доме кино. Официальная причина: "излишняя жестокость и политизированность" ленты. При этом телеканал СТС закупает у украинской студии, аффилированной с Владимиром Зеленским, второй сезон мерзейшего телесериала "Папик". Как говорится, Jedem das Seine.

Провал, ещё провал

В комментарии "Первому русскому" киновед и главный редактор портала kinodata.pro Сергей Лавров отметил, что в отечественном кинопроизводстве его непосредственные участники получают профит не после проката, а уже на стадии производства, а за конечный результат никто не отвечает, включая продюсеров. "Если вводить критерий рентабельности, то к производству будут допущены только две кинокомпании – "ТриТэ" и "Yellow, Black and White", – говорит эксперт. Он также напомнил, что Владимиру Мединскому волевыми усилиями удалось вернуть на большие экраны русское кино:

Хотя доля свыше 29 процентов отечественных картин в кинотеатре, достигнутая в 2005 году, похоже, осталась пройденной вершиной. При этом качество финансируемых государством фильмов, увы, не растёт. В Фонде кино тасуют кинокомпании, убирая совсем осрамившихся, но "десятка", получающая деньги, остаётся практически неизменной. Результат же таков: денег отпускается всё больше, а сборы – всё меньше. Последние 74 российских релиза не собрали за последние полгода даже 60 миллионов рублей – что просто катастрофа.

Заметим, что по данным сайта ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная системасведений о показах фильмов в кинозалах), в нынешнем октябре нет ни одного (!) отечественного фильма, ежедневно собирающего хотя бы полмиллиона рублей: практически каждый день в прокате все 10 строчек занимали иностранные картины. Вот и доснимались.

Откатный междусобойчик

"Первый русский" не раз анализировал ситуацию в отечественном кинематографе. Наши продюсеры ищут не талантливый сценарий, а "проходной" – под который даст деньги или государство по формальному признаку "патриотичности", или наши толстосумы по своему вкусу или "звонку". Или уж западные фонды – под очернение России. Получается замкнутый круг. И Минкультуры с ФК играют в этом круге в странную игру с нулевой суммой.

Напомним, Фонд кино был создан в 1995 году в недрах Госкино, а затем Министерства культуры, подчинившего себе кинематографическое ведомство. В 2009–2010 годах фонд отделили от Минкульта, чтобы он помогал выходу перспективных именно в коммерческом плане проектов. Министерство же сохранило за собой поддержку дебютов и "некассовых" картин. В итоге мы получили некоего формально отделённого от государства монстра, который, живя на госсредства, в режиме "междусобоя" распределяет многие миллионы рублей между членами замкнутой касты.

НА СЪЁМКАХ ФИЛЬМА. ФОТО: GERAIN0812/SHUTTERSTOCK.COM

Многочисленные расследования, связанные с ФК, до сих пор не приводили к каким-то позитивным изменениям. Так, после скандала с провалом фильма "Крымский мост. Сделано с любовью!" за 100 миллионов рублей состоялась громкая проверка деятельности фонда Счётной палатой. Она, в частности, зафиксировала, что часть средств уходит в офшор на Кипре. Из отчёта Счётной палаты:

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в проверяемом периоде члены экспертных советов являлись участниками реализации поданных на конкурс проектов. В связи с отсутствием в Министерстве документов, подтверждающих итоги отбора заявок в разрезе членов советов (листы голосования, стенограммы совещания и другие), проанализировать информацию о том, оценивали ли члены экспертного совета "собственные" проекты, невозможно.

А нужен ли для кино Фонд кино?

В апреле 2017-го было шумное заседание Общественного совета Министерства культуры, на котором деятельность ФК подвергли резкой критике тогдашний заместитель председателя Общественного совета при Минкультуры Павел Пожигайло и режиссёр Николай Бурляев. Никита Михалков ушёл, хлопнув дверью, из попечительского совета Фонда. Но... Васька слушает да ест. Эксперты с изумлением наблюдали, как, например, студия Сарика Андреасяна годами клепала абсолютно провальное кино, задолжав Фонду сотни миллионов рублей, и это не мешало ей оставаться в пятёрке самых дотируемых государством киностудий.

Понять, сколько из выделенного бюджета ушло "на экран", а сколько в широкие карманы продюсеров и их покровителей, не в состоянии ни один "проверщик". А конечный результат всегда можно списать или на неудачный сезон, или на ковид – да мало ли на что! "Сама идея о господдержке коммерческого кино абсурдна, это прямой путь к коррупции", – говорит киновед Сергей Лавров в комментарии "Первому русскому":

Иностранцы этому удивляются. Во Франции государство финансирует 25 процентов национальных фильмов, собирая эти средства в казну с определённой доли от каждого проданного билета. И никакой коррупции и кумовства! В Китае правительство поддерживает только 2-3 фильма в год – к крупным национальным датам. Все остальные картины финансируются частным образом на рисковой основе. И они добились, что их кино сегодня самое кассовое в мире.

В июне этого года состав экспертного совета Фонда кино был в очередной раз значительно обновлён. В частности, в него вошли кинорежиссёр Владимир Хотиненко, гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров, председатель правления киностудии "Союзмультфильм" и гендиректор "Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького" Юлиана Слащева.

Перемены несколько потеснили продюсеров, играющих в нашем искажённом киномире главную скрипку. Но изменит ли это саму странную функцию ФК, порочную практику безответного финансирования провальных картин? Есть большие сомнения. Как воскликнул пришедший в обком водопроводчик из известного советского анекдота: "Да, здесь нужно всю систему менять!"

Что с того?

Стоит вспомнить, что в СССР кинематограф был не столько эффективным проводником государственной идеологии, сколько – доброты, честности, отваги, высоких человеческих смыслов и художественных образов. При этом киноиндустрия была сверхприбыльной отраслью. Так не стоит ли вернуться вновь к системе Госкино на новом уровне? С настоящим творческим конкурсом тех же сценариев и без липовых "бизнес-планов"? Ведь действительно качественное кино окупаемо в любой экономической и политической системах.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. а может без гос. финансирования?

А может убрать гос финансирование? Уверены, что низкопробные сценарии не будут побеждать в конкурсах? Пусть творцы убеждают тех, кто умеет считать СВОИ деньги. Им мозги компостировать не получится. Может тогда научатся снимать качественный продукт. И Голливуд и Европа обходятся без гос. финансирования, и снимают гораздо качественнее и осмысленнее. Ещё и гос. финансирование актерских ВУЗов предложил бы прекратить, по крайней мере крутых столичных с высоченными конкурсами абитуриентов. Крутой - ищи деньги сам. Учат-учат их по 5-6 лет за гос счет, а в итоге всякая бездарь на экране. Может какая-то гос поддержка студий для актеров могла бы быть - но не ВУЗы. Я понимаю, медики, инженеры, бухгалтера, но тут- актерство. Есть дар, харизма - пожалуйста: студия, навыки, читай. обучайся пробуйся, предлагай себя.
РомКа / 20.11.2021, 02:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Самохин
Праздник любви в Переславле-Залесском!
В Никольском монастыре 29 июля отметили 70-летие его настоятельницы игумении Евстолии (Афониной)
01.08.2025
Если вы попали в шторм...
Размышления о проблеме «единства народа», широко поднятой в обсуждениях фильма «Мумия»
16.07.2025
Мумия возвращается
О захоронении В.И.Ленина и не только...
07.07.2025
Годеновский миротворный круг
Мистика русской истории укоренена в вечности
18.06.2025
Форпост Православия
Псково-Печерский монастырь на перекрёстках войны
18.06.2025
Все статьи Андрей Самохин
Бывший СССР
Детобоязнь: эпидемия или приговор?
Интересная беседа со школьниками
16.12.2025
Есть ли вина за грех цареубийства на русском народе?
Мы отреклись от Царя Небесного через отречение от царя земного
16.12.2025
Будет ли гражданская война?
В нашу государственную власть уже на очень высокие посты влезли враги России
16.12.2025
День памяти Великого князя Василия III
Сегодня мы также вспоминаем писателя, публициста и общественного деятеля князя Д.П.Голицына (Муравлина) и воинов, павших в 1941 г. при освобождении Калинина (Твери)
16.12.2025
«Счастье – это состояние души»
Мы должны сознавать уникальность того пути, по которому сейчас идет наша страна
15.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Евросоюз ворует, Центробанк молчит
Новый комментарий от Дмитрий В.Ч.
16.12.2025 22:54
«О Национальной идее и Национальной идеологии»
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 22:43
Если новый переворот в России – кто остановит его?
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 21:50
Страна Охо-ха
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 21:08
Будет ли гражданская война?
Новый комментарий от prot
16.12.2025 21:07
Стратегия Трампа и евро-атлантическая группировка
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 20:13
О теракте в школе поселка Горки-2
Новый комментарий от Константин В.
16.12.2025 19:22