О Царской Голгофе и Русской культуре

Беседа с художником Олегом Молчановым

0
903
Время на чтение 13 минут

Источник: Русский Вестник

Фото: Русский Вестник


20 октября в Российской академии художеств открылась выставка заслуженного художника России Олега Ивановича Молчанова. Будучи живописцем, через свои полотна воспевающим укрытую снегом, замершую в безмолвной молитве Потаенную Русь, он также известен своим православным мировоззрением и связанной с этим общественной деятельностью. Как отмечают его друзья и коллеги, в нем всегда кипит энергия и жажда творческого действия. О том, что удалось и что предстоит воплотить, и том, как это согласуется с нынешней картиной мира, О.И. Молчанов рассказывает читателям «Русского Вестника».

– Прошло пять лет после резонансного открытия памятника Ивану Грозному в Орле. Что стало со следующими проектами памятников царю?
– К сожалению, во многих публикациях о памятнике в Орле, как и в переписываемой многими Википедии, не указывается авторство: пишут о некоем коллективе скульпторов и художников, а меня указывают только как руководителя. Тем не менее это полностью мой авторский проект. На свои деньги я привлекал различных помощников, осуществлял материальные расходы. Администрация Орловской области оплатила только литье памятника бронзы. Искаженная информация не столько задевает самолюбие, сколько нарушает авторские права, которые зарегистрированы. Просто заниматься тяжбами нет ни времени, ни желания, да и держимся мы принципа «Не нам, не нам, но имени Твоему...». Важнее, чтобы имя царя Ивана Васильевича звучало, чтобы оно было очищено ото лжи и перхоти, которой его засыпали. Мы ведь знаем, что мифы об убийстве сына Царя или митрополитов Филиппа и Корнилия созданы папистами, провалившими задание окатоличивания России и выставляющими ее дикой, а потом очернением царя занимался Карамзин. Давно установлено, что Царя и его родственников травили, есть исследования, но народ не хочет ничего читать и просвещаться, поэтому повторяет пропагандистские штампы или внимает современным гнусным пасквилям вроде фильма Лунгина.
Проектов было много, и мне казалось, что пойдет волна интереса к личности Ивана Грозного. Насколько я знаю, этим был воодушевлен Н.С. Михалков, и Российский фонд культуры или какие-то бизнесмены могли бы включиться в этот процесс. Ведь фигура Ивана Васильевича достойна быть воплощенной в разных ипостасях: как защитник Отечества и православия, приумножающий Россию; как гимнограф и храмоздатель, прославивший новых святых. Поэтому возникла идея, поддержанная директором Международного фонда славянской письменности и культуры А.В. Бочкаревым, о монументальной летописи Отечества. Особенно эффективно она работала бы в малых городах, связанных с жизнью Ивана Васильевича, с установкой памятных знаков и монументов. Вот, допустим, жители Арзамаса не подозревают, что Царем был основан их город, а город Буй Костромской области учрежден по указу матери Ивана Грозного – Елены Глинской.
Меня поражает чужебесие, выраженное не только в заимствовании чужого, но и попрании своего. Как жители Романова-Борисоглебска держатся за имя И. Тутаева – какого-то случайно там подстреленного революционера-негодяя! Как жители Вятки, такого замечательного региона, – за имя Сруля Кострикова по кличке Киров. Также вводят в смущение решения, когда Петербургу или Екатеринбургу возвращают имена, но сохраняют Ленинградскую или Свердловскую область. Это какая-то скрытая диверсия. Поэтому памятники нужны для напоминания и восстановления исторической справедливости.
Уже несколько лет вместе с астраханским фондом «ВЕРИМ», возглавляемым Владиславом Дарвиным, мы предлагаем создать большой комплекс, посвященный вхождению астраханской территории в Государство Российское. На центральном пьедестале возвышается конная фигура Царя, а на боковых постаментах – царский воевода Иван Черемисин и бек Исмаил – руководители движения по освобождению Волги от крымско-турецкого влияния и разгрома там рынков работорговли. Многие годы тысячи русских людей угоняли в полон целыми селениями. Мы предложили целый ансамбль: памятник и просветительский центр расположены на цветной брусчатке, изображающей герб Астрахани, которую можно увидеть даже в высоты полета. Один бизнесмен обещал спонсировать половину проекта, но пока помощь не приходит.
Еще один проект связан с основанием царем Иоанном Васильевичем незамерзающего порта Архангельск. Интересен факт передачи Ивану Васильевичу, идущему в казанский поход, посоха святого евангелиста Иоанна Богослова, хранящегося в Авраамиевом Богоявленском монастыре города Ростова Великого. Таких удивительных событий в жизни Царя было много. Есть замечательный проект памятника победе над крымско-турецкими войсками Девлет-Гирея при Молодях. Композиция включает в себя воеводу М. Воротынского, Д. Хворостинина, изображение Царя и другие персонажи с изображением гуляй-города.
В Калязине царь был дважды и пожертвовал на раку с мощами преподобного Макария Калязинского, и глава К.Г. Ильин заинтересован в этом памятнике.
В Рузе, через которую Царь ездил на богомолье в Можайский монастырь, предполагалось установить памятник Царю с супругой Анастасией, с которой он прожил счастливо 14 лет вместе с детьми Федором и Иваном. В Вологде Царь построил Софийский собор, намеревался сделать центром опричнины, возможно, даже перенести туда столицу. Есть множество мест, связанных с его царствованием, и множество идей, которые, к сожалению, упираются в материальную плоскость. Обычно мы откликаемся на большие даты, как юбилеи Александра Невского или Сергия Радонежского, но не нужно дожидаться круглых дат, совершая благие дела.


– Если вспомнить общественные силы и отдельных деятелей, выступавших против открытия памятника в Орле, то какую бы основную причину их негативного отношения к Ивану Грозному Вы бы назвали: идеологическое неприятие или следование историческим клише?
– Надо отдать должное тогдашнему губернатору Орловской области В. Потомскому, который сразу занял правильную позицию. Он подстраховался обращением к Вячеславу Володину и Патриарху Кириллу, который, хоть не официально, но поддерживал эту идею. Кроме того, на референдуме порядка 74% орловцев были за установку памятника основателю города. Не случайно я так и назвал памятник, акцентируя внимание на основании Орла, избегая нападок противников этого. Яростным противником выступили блок «Парнас», руководство Театра юного зрителя, тесно связанное с местной еврейской общиной, и просто люди, блуждающие в невежестве о жизни и деяниях Царя.
Я предлагал губернатору провести несколько выездных встреч писателей с общественностью Орла для спокойного, рассудительного диалога о личности Ивана Грозного, где все желающие могли бы задать волнующие их вопросы. Даже предполагалось создать Музей Ивана Грозного. Я собрал много экспонатов: картин, постеров, вещей, было выделено помещение, но потом все застопорилось, и с приходом нового главы региона тема закрылась.
По принципам монархии строятся как государство в целом, так и малая церковь – семья. На коллективных обсуждениях всегда будут возражения, зачастую строящиеся на инфантильном рефлексе просто не согласиться. Ведя коллективные обсуждения любого вопроса, следует полагаться не столько на общественные высказывания, сколько на мнение специалистов и людей совести, которым чужды олигархические устремления, живущих духом истины. Государство без идеологии лишено вектора развития общества и впадает в пассивное потребительство. Идеология позволяет наметить этапы будущего развития и помнить свою великую историю и ставить великие задачи. При отсутствии сильной национальной политики общество мельчает, теряет собственные уникальные культурные черты.
Министерство культуры должно быть обеспокоено упадком культуры в обществе, а не погоней за грантами. В государстве с колоссальными ресурсами такое странное распределение, что многие люди обнищали, социально обделены, и маховик сбора налогов опережает доходы населения. Господь определил, что принадлежащие нам всем богатства сосредоточены в Сибири, в северной части, где холодно, чтобы с их помощью эта земля развивалась, но их гонят в чужие и жаркие страны, а местное население обделено. У нас страна только на 50% газифицирована. Разве нельзя считать геноцидом, когда нация не может повышать качество жизни, потому что для нее не хватает ресурсов, хотя эти ресурсы есть?!
Реализации художественных проектов чаще всего упирается в материальную сторону. Будут средства – я лично проведу необходимые встречи, согласования и общественный диалог по установке того или иного художественного объекта.

– Известно, что Ваша идея часовни Царственным мученикам возле Ипатьевского монастыря вызвала неприятие и осуществить задуманное было непросто. С чем это было связано?
– Царская тема мне близка, и я хотел увековечить память Государя Николая II, причем не под дату. Прошло согласование с губернатором, и предложено пустующее место на подъезде к монастырю. Я оформил его на себя и выкупил четыре сотки земли, провел необходимые работы: геологию, археологию – все, что полагается. Еще в 2009 году был установлен крест – такой же, как на Ганиной Яме, в присутствии губернатора и всего духовенства. Позднее он был перемещен в сторону, и началось возведение часовни, проект которой я разработал вместе с другом – архитектором Федором Ивановым. Готовый проект губернатор попросил показать правящему тогда епископу Алексею Фролову. Едва увидев, тот пришел в невообразимый гнев и в самых резких выражениях, с оскорблениями сказал: «У нас тут Ипатьевский монастырь – вы что вообще такое вздумали поблизости строить?!» Я был поражен таким обращением, исключающим всякую духовность. Немного успокоившись, он выбрал самый маленький из вариантов: «Пусть будет три на три метра, чтобы на коленочках туда вползали!» Я не внял такому жесткому противлению. Этот эпископ отменил крестный ход, который шел 200 км от Тихоно-Лухского монастыря Ивановской области, и ночной молебен в день убийства Царской семьи в Ипатьевском монастыре. Я заложил фундамент, провел акцию «Именной кирпичик», когда каждый человек мог за любую плату подписать кирпич именами живых или почивших людей, и было подписано порядка 300 штук. Когда кладка подошла уже под купол, епископ обратился к губернатору с требованием разобрать постройку. Получается, он намеревался снести молитвенное желание русских людей, которые хотели иметь у себя царскую часовню? Не знаю его мотивов. Только через год у него обнаружили рак, он пережил несколько операций и отошел в мир иной.
Часовня была открыта в день рождения императора 19 мая 2013 года, к 400-летию династии Романовых. Интересно, что этот день был жарким, небо было абсолютно безоблачным, и вдруг… на несколько часов над часовней появилась радуга. Люди фотографировали это чудо, проявившееся вопреки законам физики.
Из-за строительства я постоянно влезал в долги, строил на свои средства. Мной был создан бронзовый барельеф Царской семьи со слугами, хотя последние не прославлены Церковью. Впрочем, я отношусь не к Московскому патриархату, а к Русской Православной Старообрядческой церкви, и решения Синода, прославляющие Царскую семью в чине страстотерпцев, а не мучеников, и не утвердившие мученичество слуг, мне кажутся странными. Ведь любой человек, пострадавший за Христа до смерти, является либо исповедником, либо мучеником. Если это царь, то у него по определению чин великомученика. Костромская епархия не захотела брать часовню на баланс, поэтому на сегодняшний день часовня находится в моей собственности. В день рождения царя проводит молебен священник о. Андрей Логвинов из храма Иоанна Богослова – пожалуй, единственный последовательный монархист в Костроме.
Никто не может повлиять на идеологию этого места, которое я называю «Царская Голгофа». Там стоит флагшток, на котором бело-золотисто-черный флаг – с правильным расположением полос. Во время строительства он всегда там висел, раз шесть его срывали, порой прикрепляли на его месте красный флаг. Сейчас флагшток настолько высокий, что осквернить флаг не удается. Часовня привлекает внимание вне зависимости от ее смысла: я дал ей гармоничные цвета и золотой куполочек, а на вершине креста просматривается небольшая царская корона. Вот как раз в межсезонье, когда золотые листья опадают, растекается грязь и серость, она бросается в глаза, как золотая пуговица на фуфайке.


– Говоря о мученическом подвиге Царской семьи, не можем не упомянуть обсуждаемую ныне тему екатеринбургских останков. Что думаете на этот счет?
– Это тот случай, когда было задумано заставить православный народ поклоняться ложным идолам. Эта тема начала курироваться Б. Немцовым еще при Б. Ельцине. Забавно наблюдать, как некий «череп № 4» с гнилыми зубами и отсутствием сабельного удара выдают за череп императора, как и многое другое. Все это обсуждалось уже неоднократно специалистами, но их доводам не внемлют, потому что есть заказ и его отрабатывают.
Я придерживаюсь позиции, что в ночь убийства все тела были обезглавлены на специальной холщевой материи, расстеленной на кроватях, превращенных в жертвенники, в Ипатьевском доме. То есть совершалось усекновение глав и сбор чистой невинной царской крови. Головы демонстрировались в Кремле, а сами тела сожгли в доменных печах Верх-Исетского металлургического завода. Для меня все это на поверхности: когда у тебя в распоряжении такие мощности и ты хочешь полностью избавиться от тел, зачем жечь какие-то костры? А сама ситуация – сатанизм в крайней точке воплощения и невинная царская кровь использовалась в ритуальных целях.

– Если уже затронули старообрядчество, то недавно Вы воплотили образ протопопа Аввакума...
– Ровно год назад, 22 октября, в Боровске я открыл памятник протопопу Аввакуму. Все мероприятия к его 400-летию были ангажированы, никто из Минкульта меня никуда не приглашал. Наоборот, я сам активно защищал своей проект и на совете митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) убедил, что памятник допустим в рамках старообрядческой традиции искусству. Я снова делал проект на свои средства. Были пожертвования друзей-старообрядцев, а меценат Сергей Кондрашов профинансировал литье памятника. Важно понимать, что это был молодой протопоп, способный, говоря современным языком, сделать успешную карьеру, а он выбрал благочестие и пострадал за веру. В  этом памятнике я воплощаю исповедническую жертву всех пострадавших за чистоту своей веры.

– Какие идеи еще удалось воплотить в родной Костроме?
– Я за все, что связано с Преподобным Сергием    – это мой любимый святой. Сейчас я строю храм в честь Преподобного Серия Радонежского в комплексе культурно-выставочного центра. Он включает в себя постоянно действующую экспозицию моих картин, различных других выставок, школу-студию, библиотеку, концертную площадку, где можно проводить патриотические и светские мероприятия для любых возрастов. Работы ведутся давно, но такой объект не поддержан ни областным руководством, ни Минкультом, и все опять делается на личные средства. Пока установлен фундамент храма, и, Бог даст, к моему юбилею – 27 ноября, митрополит Корнилий и духовенство РПСЦ освятят его. Неподалеку располагался храм Петра и Павла архитектора С.А. Воротилова, разрушенный большевиками в 1944 году. Несколько лет назад я поставил там поминальный крест с напоминающей об этом табличкой. Место под комплекс выбрано удачное: и в советское, и в царское время там был пустырь, но сам языковидный выступ в бывшей пойме реки Сулы позволяет предположить, что когда-то там было языческое капище, и это место силы.
Недавно в Костроме побывала министр культуры и, посещая кукольный театр, пообещала огромные суммы в поддержку, но никто не захотел указать ей на строящийся культурно-выставочный центр по соседству. Для меня это уже не диво, но на все воля Божья, и я верю в благодать Духа Святого, который дышит, где хочет.

Беседовал Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 18:35
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16