itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почтовая открытка и тотемская прялка

Александр Сергеевич Пушкин 
0
648
Время на чтение 7 минут

Праздничный день. Художник: Федот СычковИсточник: Православие.ру

Праздничный день. Художник: Федот Сычков

Однажды мне понадобилась поздравительная открытка – для пожилой москвички, которая не пользуется Интернетом. Мне хотелось поздравить ее и с Рождеством, и с Новым Годом – не просто по телефону, а так, чтобы у нее что-то осталось на память. И я отправилась на поиски красивой открытки, отражающей оба праздника.

Выбор открыток на ближайшей почте оказался богатым, но… Не было ни одной без готового поздравительного текста, в большинстве случаев зарифмованного и чудовищно убогого: «С Новым годом поздравляем/ счастья-радости желаем/с Новым годом, с Рождеством/ счастье пусть приходит в дом!..» Открытки, которая оставляла бы свою обратную сторону чистой, предоставляла бы мне самой право найти нужные слова, – в этом отделении не оказалось. В итоге я распечатала собственный снимок часовенки в зимнем лесу, и он сослужил свою рождественскую службу.

«Вертушка» с открытками рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова, утратил способность передавать словами свои чувства

Производитель продукции всегда ориентируется на спрос. И одновременно формирует этот спрос, воспитывая себе потребителя. «Вертушка» с открытками на почте рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова – даже в самых простых житейских случаях; кто утратил способность передавать словами свои чувства, даже самые, казалось бы, понятные. И вот, праздничные застолья – юбилеи, ситцевые, серебряные и золотые свадьбы, просто дни рождения – сопровождаются декламацией «стихов» (с позволения сказать), вытянутых из Интернета. Некоторые гости считают это правилом хорошего тона: что ж, дескать, я буду отсебятину какую-то лепить, я уж лучше готовенькое возьму, гладкое, красивое, в рифму… Ну, вот, хотя бы: «Пятьдесят – это возраст вершины// и совсем не предел для мужчины…». Точно, всем понравится, а юбиляру особенно.

В Интернете, в социальных сетях текст заменяется картинкой – смайликом, рожицей, гифкой, как там еще… Шлепнуть картинку проще, чем облекать свою реакцию в слова и фразы. Иногда это принимает совсем уж неумный и неэтичный вид: под сообщением о трагедии, о смерти человека появляются грубо-смешные «рыдающие» рожицы, а под хорошим, радостным известием – слащавые «ангелочки». Пытаешься что-то человеку объяснить, он в ответ: «Ну, а что тут такого, все такие картинки ставят»

Обеднение чувств. Примитивность реакций. Душевная инертность, нежелание думать самостоятельно…

Слово, сформулированная мысль, текст – это всегда такая перекладинка, за которую человек должен взяться и немножко подтянуться. Подумать, найти слова, потрудиться, подняться над собой, стать хотя бы чуть-чуть, но другим…

– Зачем? Это не нужно. Мы за тебя уже все придумали, напечатали, выложили. Не напрягайся, просто возьми, и всё будет «норм».

Здесь слышен голос того, кому недоступен и глубоко враждебен всякий творческий акт

Это не просто эпоха потребления говорит – здесь слышен голос того, кому, в силу страшного его падения, не только недоступен, но и глубоко враждебен всякий, хотя бы и самый малый, обиходный, творческий акт. Творчество – это то, что возвышает человека, это всегда шаг вверх, реализация лучшего, что в нас есть. Лишить человека творческой способности, подменить творчество потреблением готового низкопробного материала, внушить мысль о ненужности собственных усилий – это врагу рода человеческого нужно просто до зарезу.

Кому из нас не памятны с детства, кому из нас не дороги эти строки:

…В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней…

Или вот эти:

Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля…

Как-то раз занялась я таким делом – стала собирать поэтические и прозаические тексты, фрагменты произведений классической русской литературы, где люди поют. Коллекция получилась огромная – от Пушкина до Шолохова с его казаками-донцами, не кончавшими, как ни странно, ни консерваторий, ни даже музыкальных школ, – до Василия Белова с его северянами, не перемолотыми еще новой властью и не разучившимися петь. Оказались в этой коллекции и тургеневские «Певцы», и матросы Константина Станюковича, и шергинские поморы… И, конечно, невероятные бунинские «Косцы», рассказ, в котором о поющем русском человеке сказано, может быть, главное.

Вся старая русская жизнь была пронизана, прошита песней. Пели девушки за прялками, няньки над колыбелями барских детей (а те бессознательно впитывали!), пели жницы в поле и солдаты на привале; ямщик, садясь на облучок, затягивал долгую, как дорога, песню. Без песен немыслима была деревенская свадьба; песни-плачи звенели над могилами. Простое верующее сердце рождало духовные стихи. Пели не отдельные исполнители, нет – пел народ. Песня была работой души, делом сердца, песней человек неосознанно сообщал о себе: я живу, я чувствую, я люблю, страдаю и радуюсь; во мне дух; я человек.

Вся русская жизнь была пронизана, прошита песней. Пели не отдельные исполнители – пел народ

А сегодня всего этого нет!.. Готовая продукция чрезвычайно разного качества заменила нам наши собственные голоса, наше, пусть несовершенное, но глубоко сердечное творчество. Всякое творчество вообще стало уделом отдельных личностей (или коллективов, включая фольклорные). Мы перестали быть поющим народом. Мы перестали быть народом-мастером. Помню, как бродила по музею народных промыслов на территории Спасо-Суморина монастыря в северном городке Тотьме (сейчас этот музей называется «Открытые фонды»). Бродила несколько часов, и даже про фотоаппарат забыла… Тотемская земля сурова и неплодородна; крестьяне на ней жили трудно и скудно; но каждый самодельный предмет их быта – будь то коромысло, санки, туесок, ложка, миска, прялка, гребень, сундук – был произведением искусства, радостного, чистого, чуждого пошлости (антитворчеству!), бесконечно далекого от того, что назовут позже словечком «кич». О прялках отдельный разговор: их, собранных по окрестным живым и мертвым деревням, было на тот момент около 600: что ни деревня, ни село, то свой стиль резьбы и росписи. Сватаясь, парень непременно должен был подарить девушке прялку собственного изготовления. Родня невесты рассматривала подарок не без придирчивости: умеет сделать красиво, с любовью? Значит, хороший будет мужик, добрый хозяин. Ну, а девица, конечно же, должна была сразу показать, что она сама научилась делать с помощью прялки, нитки-иголки, ткацкого станка и всего такого прочего…

Санки из тотемского музея "Открытые фонды"Санки из тотемского музея "Открытые фонды"

Как и почему мы перестали такими быть? Не все, конечно, перестали: мастера и мастерицы радуют нас и сегодня. Но это, опять же, отдельные личности, исключение, а не правило и не традиция: традиция как «способ передачи огня» – утрачена.

Не так давно я страдала, едучи в автобусе и невольно слушая одну радиостанцию: «В дороге мне всегда охота какого-нибудь движового музла», – признавалось в эфире некое юное создание. Мне жаль эту девушку: лучше бы она пряла при лучине и пела песню, перенятую от бабки или «крёсны». И не беда бы, что сарафан домотканый, лапотки липовые, а на обед – только щи из кислой капусты с черным хлебом да ячневая каша. Зато душа цела… Но в прошлое возврата нет. Произошла катастрофа, утрата, скорее всего, невосполнимая.

Конечно, этот процесс можно воспринимать как закономерный, неизбежный, объяснить техническим развитием цивилизации, тем самым прогрессом, подарившим человеку сначала патефон, потом телевизор, потом ютуб-канал. Дескать, у наших предков всего этого не было, им только и оставалось, что петь и плясать самим, а нам-то сейчас это зачем? Тот же прогресс отобрал у человека расписную деревянную ложку и вложил в его руку безликую металлическую; убрал из наших комнат расписные сундуки, заменив их заводской мебелью; сделал ненужными прялку, домашний ткацкий станок, трепало для льна, а заодно и коромысло…

Однако ведь не убивает прогресс в человеке творческого начала, не лишает его возможностей творчества! Прогресс лишь устраняет некоторые к нему стимулы, и то не для всех – существуют же, повторюсь, и сегодня творческие люди. Поэтому я полагаю, что враг рода человеческого просто пользуется техническим прогрессом, чтобы отвратить человека от творчества, убить в нем стремление к веселому сердечному труду.

Прялки в тотемском музееПрялки в тотемском музее

И сейчас речь не о том, петь или не петь, резать миски из липы или не резать – это могут не все! Берите шире: человеком быть, по образу и подобию созданным, или – потребителем, которому внутренний, сердечный труд – ну просто совсем ни к чему. Наше время – время великого соблазна потребительством.

Слово человека к Богу – это каждый раз личный выбор и поступок

Какую прививку от него мы получаем в Церкви? Людям, по отношению к Церкви внешним – да и не только внешним – нередко представляется, что это – место, где давным-давно уже все за нас решено и все готово; что в Церкви мы загнаны в жесткие рамки, лишены свободы, личной ответственности и возможности творчества: «Вот тебе правило, ты должен его вычитывать. Вот всенощная, ты должен ее отстоять. Вот что тебе сказали – ты обязан послушаться. Будешь исполнять все, что положено – Бог тебя помилует». Но ведь это совершенно превратное и примитивное представление о жизни человека в Церкви. На самом деле, как сказал в одном из своих интервью митрополит Тихон (Шевкунов), «Жизнь христианина – высшее в мире творчество». Ведь это работа с самим собой, познание и преобразование себя, обретение многогрешным и слабым человеком царского достоинства, одухотворение всей его жизни, дерзание беседы с Богом. В Церкви никто ничего не делает и не говорит за тебя, вместо тебя: твое слово к Богу – оно только твое. Да, мы читаем молитвы, унаследованные нами от святых отцов, но это – не чужие слова, а та самая перекладинка, за которую мы хватаемся, стараясь подтянуться. Слово человека к Богу – это каждый раз личный выбор и поступок, и его не подменишь никаким значком. Человек в Церкви – отдельная независимая личность, уже изначально противопоставленная миру «смайликов», миру пошлости, тому самому «кичу», который захватывает у нас сегодня улицу за улицей. И это еще одно, может быть, частное подтверждение: возрождение русского народа возможно только через его воцерковление, только по приходе его ко Христу.

Марина Бирюкова

3 ноября 2021 г

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54