itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вселенский масштаб

О поэзии Бориса Орлова

0
863
Время на чтение 6 минут

Источник: Дом Писателя

В моей предыдущей статье о творчестве поэта Орлова романтический фрегат или парадный морской катер, на капитанском мостике которого стоял Борис Александрович, приблизился к Крымскому мосту, где и сочинились и как бы прямо из души излились два прекрасных стихотворения о грандиозном автожелезнодорожном сооружении. Нынче орловский поэтический корабль подошел довольно близко к гремучему высоченному водопаду, и, поэт, пристально осмотрев его, вскоре – уже в опубликованном виде – обрушил на головы читателей такие впечатляющие строки:

Грохочет водопадом век,
Как брызги, распыляя годы…

Если перевести года-брызги на года-капли, получается, что век разлетелся ровно на сто капель-годов. А этого как-то мало, для внушительного показателя надо бы побольше. Но если вспомнить незабвенного Чингиза Айтматова с его романом «И дольше века длится день», то понятным образом количество обозреваемых лет мистически увеличивается многократно. Ну а во время таких экспресс-экскурсов в историю литературы обязательно вспоминается, что капитан первого ранга Орлов сочинял не только о воде и морях, но и обо всем на свете, и о песчаных жгучих пустынях, в частности:

Сфинкс глотает в пустыне песок,
Словно желтую воду из Нила…

Орлов, действительно, написал обо всем: и о караванах верблюдов, и о конвоях судов, и о цепочках перелетных птиц… Прочитав о Сфинксе, которого с трепетом называют Отцом ужаса, я тут же вспомнил Русский ужас, современный российский хаос, в котором реально бытуют такие жутковатые явления, подмеченные Орловым:

Соседствует с вечным покоем опушка,
Блестят на оградах лучи.
В кладбищенской роще кукует кукушка,
А возле деревни молчит.

Над кладбищем красное облако реет,
А вечер – спокоен и дряхл.
Могилы в цветочных озёрах живее,
Чем избы в крапивных морях.

Такое внезапное сопоставление могил с крестьянскими жилищами первоначально отталкивает, резко отторгается, с ним не хочешь ни в какую мириться, но осознав правду метафоры, покорно соглашаешься и читаешь орловские стихи дальше. Картины разора и запустения и потом, конечно, встречаются, но не в таком пугающем виде, как в стихе, приведенном выше, но все же:

Всё больше в крестьянской душе пустоты,
И горше сиротская доля.
Чужая трава и чужие кусты
Растут на заброшенном поле.

Чужие дороги ведут в никуда,
Теряя в трясине покров.
Россию, как клещи, сосут города.
Крестьяне – последняя кровь.

Или:

Собрали урожай. В оврагах – влага.
Земной прохладой веет от борозд.
Костер дрова обнюхал, как собака,
Подняв над косогором синий хвост.

Смолк детский хор. Не допеклась картошка.
Огонь погас. И пепел стал седым.
Я постарел. Отплакала гармошка.
Мои мечты рассеялись, как дым.

Пожалуй, пока что достаточно примеров поэтической грусти-печали и трагедийной хроники из современной истории русских сел, поэтому теперь прошу обратить внимание на то, что нам вновь попадается на глаза отличный художественный образ, точное и убедительное сравнение (костер обнюхал дрова, как собака…) недюжинного, неиссякаемого метафориста Бориса Орлова. А таких незаурядных образов, мало у кого встречающихся в подобном количестве в русской поэзии, я могу обнаружить сотни в стихах нашего уважаемого автора. Это настоящая поэтическая сокровищница… Но – тсс! – у некоторых читателей и особенно писателей-стихотворцев даже теперь, когда Орлова стали заслуженно позиционировать как одного из лидеров русской поэзии, к его великолепным метафорам имеются непрекращающиеся придирки. Не хотят такие люди, сами ленивые и ворчливые, брать во внимание то, что Орлов предельно занят председательскими делами, что Кронштадт находится относительно далеко, а сутки до обидного короткие. Некоторые и прицепились к следующим орловским строкам «Душу пропалывать надо почаще \ Исповедально от старых грехов». Действительно, по одной из версий, даже главенствующей, душа ассоциируется с птицей, а «пропалывать» птицу – это значит, выдирать из нее перья и выщипывать пух, то есть лишать ее возможности летать, духовно парить над бренным миром. Что ж, когда дел много, а времени мало (цейтнот), когда сочиняешь он-лайн, как бы на живую нить, промашки и незначительные проколы вполне возможны, хотя автор в конечном счете (при прополке уже не души, а стихотворения) от них безусловно избавляется. Так же надо включать логику и понимание, что без вышеупомянутых строк о душе поэт скорее всего на сочинил бы отменную, почти афористическую концовку стихотворения: «Чтоб оказаться в раю, в кущах неба, \ Надо возделывать рай на земле ». В данном случае в силу вступает принцип, что живой процесс написания стихотворения, несмотря на возникающие препоны, должен быть отработанным до конца. Легче всего заметить ошибку, а затем хором, наперебой, указать, где она пребывает, но с Орловым такой фокус уже давно не проходит. Орловский стих не разьезжается, не рассыпается, он прочен, и даже оплошности порой служат для цементирования его строф. У этого поэта достоинства являются продолжением его ошибок и наоборот. Прозаизмы и даже нарочито публицистические строки чаще всего слаженно работают на главный поэтический образ, мастерски высвечивая его. Пожалуй, так вкратце можно охарактеризовать одно из свойств поэтического почерка Бориса Орлова. Да, встречаются погрешности, а у кого их нет, но это орловские погрешности, без которых просто не получился бы поэт такого высокого уровня!

Фигура этого самобытного сочинителя выделяется в общем литературном ряду за счет отличных образов и метафор, из-за использования различных ритмов и размеров, за счет других результативных качеств. Например, у него имеется именной, фирменный принцип, когда сравнение подается не в статичном виде, а в движении, что придает образу дополнительную смысловую значимость. Например, «Волна захлебнулась на вздохе», «Катится бочкой в деревню гроза», «Растворяется жизнь между строк-берегов», «Август скатан в ягоды рябин» и т.п.

Но у поэта встречаются образы, которым он в силу своего мощного таланта придал запредельное политико-мистическое движение, сверхсмысл:

Как цыган в рубахе красной,
Предо мной плясал костер…

А вы думаете кого или что изобразил Орлов, описывая пляску цыгана в кумачовой рубахе? Не красный ли Интернационал, кочующий со своим пунцово-мятежным табором из одной страны в другую? Не пламенную ли Мировую революция, ведь для странствующих цыган, как для профессиональных революционеров, нет границ. Они, безродные, не имеющие своей территории, словно алый Огонь, скачут по всей Европе, по сему миру.

А вот другой стих с бешеной раскруткой и планетарным смыслом:

С обрыва падая, поток
В камнях звенит уздечкой.
И словно ящерка, мосток
Перелезает речку.

То смолкнет долгое «ку-ку»,
То краткий дождик брызнет.
Мы тоже мост через реку,
Летящей в пропасть жизни.

Я представил, что ящерица-мост от испуга вдруг завертелась вокруг себя, у нее в целях самосохранения отпал хвост, он крутится сам по себе, сбивает своим концом в воду находящихся рядом людей, грузовики, лошадей. Как там изрекают? – «На переправе коней не меняют»? Все кони сброшены в реку. Могут быть сбиты в воду и близстоящие дома, леса, города, планеты… Получается, что ящерица древности до сих пор движет этим миром, ходом его движения, для нее не составляет никакого труда при помощи нескольких оборотов или ударов хвоста произвести масштабный переполох.

Учинить в поэзии Большой переполох, кронштадтский мятеж, петербургскую реформацию – это в духе стихотворца Бориса Орлова. Что-нибудь метафорически или мистически, а то и реально сдвинуть с места – это кредо Автора. Для подводника Орлова опуститься в глубины истории, как спуститься в глубины моря. Может и в землю углубиться. При этом копнет, так копнет:

Корни деревьев, как будто антенны,
Передают гул земли в небеса.

Приникм глубоко-глубоко, а затем посмотрел высоко-высоко. Так широко, не признавая никаких расстояний, функционирует связь поэта со всей планетой, со всеми мирами:

Подморозило. Колем дрова.
Густ вечерний остуженный воздух
Улетает с деревьев листва,
Превращаясь в небесные звезды.

Мы взлетим и погаснем. Гора
Ветром сточится. Выстынут стены.
Человечество – искры костра,
Что народ называет Вселенной.

Да, нередко Борис Орлов, переходя на необходимые обобщения, философски вещает обо всей Вселенной, но абсолютное большинство его произведений написано о реальной земной жизни, о ее событийности и различных драматических проявлениях. Всё имеется в его злободневных и в тоже время лирических и гармонических стихах: и тезисы патриотики, и морские котики, Северный флот, Бог, народ… Широк Орлов во всем, как жизни, в науках, в общественной работе с людьми, так и в своем высокоталантливом, самоотверженном и человеколюбивом творчестве. Вот и пожелаем ему крепкого здоровья и творческих сил работать и создавать произведения и дальше в таком же грандиозном, воистину вселенском масштабе.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Борис Орлов
Русский мир – это мы с вами
Слово русского писателя
22.06.2022
Очистительный огонь СВО
У тех, кто живёт ради денег, нет Родины
06.06.2022
У Пескова нет морального права говорить о патриотизме!
О патриотах-ургантах, бежавших из России, и двуличии Запада
06.04.2022
«Россия сможет сломить хребет нацизма»
Запад следует рассматривать как своеобразное коллективное фашистское сообщество с тоталитарным режимом
26.02.2022
Вселенский масштаб
О поэзии Бориса Орлова
07.10.2021
Все статьи Борис Орлов
Владимир Меньшиков
Вселенский масштаб
О поэзии Бориса Орлова
07.10.2021
Богатырская концепция Вячеслава Овсянникова
О книге «Сокол-корабль»
05.03.2021
День деревни
О романе Николая Редькина «Тихая Виледь»
13.07.2020
Кронштадтский мятеж поэта Орлова
О творчестве петербургского литератора
29.04.2020
Все статьи Владимир Меньшиков
Последние комментарии
День памяти святителя Иова - первого русского Патриарха
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 13:17
Восстановление монархии в России Мечта или
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 13:13
Наше общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от Александр Волков
05.07.2022 12:58
Тайны разгрома конвоя «PQ-17»
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.07.2022 12:43
Мобилизация: за и против
Новый комментарий от Валерий
05.07.2022 12:36
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
05.07.2022 11:32
За что мы воюем?
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 10:41