Кронштадтский мятеж поэта Орлова

О творчестве петербургского литератора

0
4976
Время на чтение 19 минут

В своей недавней статье о творчестве Бориса Орлова я написал, что на сегодняшний день он является, пожалуй, лучшим метафористом России, чему нашлись веские и убедительные подтверждения в обширной подборке стихов, опубликованных на днях в газете «Российский писатель». Высокий творческий уровень как самых свежих, так и предыдущих поэтических произведений дает основания хотя бы лично мне называть Бориса Александровича одним из главных претендентов на звание первого поэта страны 2020 года. И, действительно, только почитайте:


Натянут горизонт, как жгут.
День урожайный и погожий.

Стрижи лучи под солнцем жнут

Их крылья на серпы похожи.

Звенит бубенчиком ручей,
А ёлки – словно пирамиды.
Солому солнечных лучей
Закат укладывает в скирды.

От красоты сойдешь с ума –
Сквозняк скользит нежнее шелка.
Ночь спрячет в сумраке дома,
Но не всерьез и не надолго.

И это не какой-то случайный, занесенный неуправляемым питерским ветром стих. Таких произведений у нашего автора предостаточно. Их общий уровень, повторяю, очень высок. Впрочем, уже длительное время Борис Орлов является знаковой и значимой фигурой в русской поэзии. Регулярно появляющиеся подборки его стихов в антологиях, журналах и газетах сопровождаются биографическими данными, что поэт – лауреат многих литературных премий, сопредседатель Союза писателей России, председатель петербургского отделения СП России, капитан первого ранга в отставке, живущий в Кронштадте.

Метафорически этот островной городок нынче напоминает высящийся над балтийской водой, пробуждающийся громокипящий вулкан, который говорит голосом стихотворца Орлова. Можно спрогнозировать, что он скоро взорвется, из жерла польется огнедышащая лава, как слава… Несложно предположить, что над Кронштадтом уже задымило, и за этим «Дымом отечества», которое, как порой кажется, обладает при нынешней власти неприятным свойством ужиматься до размеров островного населенного пункта или несамостоятельного анклава, со своих светлых проспектов, затемненных проходных дворов и удлиненных набережных наблюдает весь Петербург. Да берите шире - Россия.

Имеются все причины полагать, что нынешняя поэзия Бориса Орлова сравнима с кронштадтским мятежом, произошедшем в марте 1921 года, за взрывным ходом которого тогда смотрела тоже вся страна своими красными под цвет пролетарско-крестьянских знамен глазами. Нет, с целями того контрреволюционного антисоветского и антиправительственного восстания задачи поэтических произведений Орлова, ярого государственника и сторонника крепкой централизованной власти, совдеповца и путиниста одновременно, не совпадают во многом, но по силе резонанса (которую я измеряю, конечно, в условных единицах) тождественны. Но так как основной движущей силой этого мятежа являлись военные моряки, недавно призванные на Балтфлот из российских равнинных деревенек, то отметим, что и Орлов в значительной мере выражает интересы народно-крестьянской бедноты, у которой власти в жестокий период продразверстки силой оружия изымали последний хлеб в и без того разоренных селениях. Кстати, Борис Александрович сам родом из ярославской деревни Живетьево, поэтому не понаслышке ведает о тяжелой доле полевых людей особенно в годы гражданских столкновений, реформ и прочих пертурбаций и постоянно в стихах и в жизни как общественный деятель отстаивает их классовые и просто человеческие непритязательные интересы. Вот как он пишет о селе:

Иеромонаху Александру
Храм впереди… Еще немного!
Теплее солнца уголек.
Село что сноп: вокруг – дорога,
Дороги – вдоль и поперек.

Я на кресты молюсь покорно,
Пройдя сквозь мыслей темный лес.
И купола, как в почву – зерна,
В жизнь прорастают до небес.

Но помимо веры в Божию помощь и высшее милосердие крепнет уверенность поэта в том, что одних молитв будет недостаточно в битве с жестоким общим врагом, и поэтому, устраивая маленький внутрирелигиозный мятежик против всеобщего смирения и раболепия, призывает к достаточно решительным действиям:

Друзья мои, идите в храмы…
Николай Зиновьев
Враг заповеди не приемлет,
За ним идет нечистых рать.

Крадутся, чтобы наши земли,
Дома и жен себе забрать.

Кричат испуганные птицы –
У храма могут подстеречь!
Когда идете помолиться,
С собой берите острый меч.

А в родной стране имеется с кем и за что насмерть побиться. Россия нынче вся в огне и параличе. Ее общее политическое, экономическое и бытовое положение высокоталантливо расписано Орловым в стихе «Аритмия»:

1.
Воздается всем – не питайте иллюзий! – по вере:
одним – деньги, другим – помойки, третьим – правда-матка.
Я певец империи:
просторов, гармонии, любви и порядка.

Я служил, словно пес, государству –
за него мог сгореть или утонуть.
Стал ошейником с цепью мой флотский галстук…
А теперь все стараются государство обмануть!

Разрушилась империя… Душу ранят острые осколки –
Прибалтика, Туркестан, Кавказ.
Я был сторожевым псом, а стал одиноким волком,
потом – волкодавом: не увидеть небо из-за блеска волчьих глаз.

Демократия – курятник, где лисы оставляют пух да перья,
смешиваются кровь и помет… А сторож ослеп и оглох.
Я – поэт империи. Вселенная – вечная империя,
в которой императором Господь Бог!

2.
Петербург – центр планеты. Как шпаги, скрестились пути
всех народов… Не всё здесь приятно плебейскому уху.
В водосточной Европе по крышам гуляют дожди,
а под крышами в заспанной Азии смотрят порнуху.

Мне уютно дышать на балконе в сырой темноте –
позапрошлым и прошлым векам – сегодня.
Но разбуженный чайник свистит на циррозной плите,
словно мент, что увидел воров в подворотне.

Выпью чашечку кофе. И томик Вольтера возьму –
нет в нем Гитлера, Берии, Ельцина, Буша…
Восемнадцатый век! И в иллюзиях, словно в дыму,
девятнадцатый век… А палач не разбужен.

Век двадцатый – палач! Мичман, с барышней в танце кружись!
Миноносец на дне… И японцами рейд не протрален.
И пока еще смерть длится меньше, чем жизнь,
но уже души стаями в небо летят по спирали.

3.
Интеллигенция – плесень цивилизации.
Чем толще слой, тем глубже гниение народа.
Ее соскребают ножами революций,
Уничтожая за одно невинных и праведных.
Интеллигенция – суицидное мышление нации.

В данном стихотворении имеется вовсе даже не абстрактное определение «Петербург - центр планеты». А, может, этот центр - Кронштадт? Как-то совсем выпала из головы (или упала с головы) фамилия литератора, однажды сказавшего: «Кронштадт - корона, свалившаяся в море, но не скрывшаяся в нем». И тут само собой напрашивается упоминание о глобальном коронавирусе, оказавшемся воистину в центре внимания всех без исключения землян. И эта общепланетарная пандемия только подлила огня, масла или воды в сравнение стихов Бориса Орлова с мятежом. Нет, встал посреди моря на дыбы (вспоминается матросский предводитель Н. Дыбенко) не сам Кронштадт, а законопослушный человек, полковник-властепоклонник, не побоявшийся объявить себя среди трусливой интеллигенции путинистом - Борис Орлов. Как я неспешно проанализировал, мятежная сущность его действий и стихов имеет много очевидных проявлений. Например, он - это звучит как русский парадокс, - взбунтовавшись против положений и догм, утверждающих, что высокопоставленный чиновник, добившись внушительно чина, прекращает творить, сам написал на противоходе несколько циклов поразительно мощных стихотворений. А если такую его инициативу поддержат другие литературные функционеры из руководства СП России, то ждите широкомасштабного «бунта чиновников»! У нас ведь обоснованно и вовсе не как мужицкая придумка бытует мнение, что чиновник, заполучив кабинет, околачивает в нем груши-груди сексапильной секретарши или поливает цветочки из разноцветных минилеек, а так же пописывает радужно-луговые стишки, медленно пожирая зелененькую и мягонькую травку вдохновения. В данном случае протест Орлова выявился в том, что «распугав мелкотравчатых творцов», он написал немалое количество (нашему полку прибыло) боевых, остропроблемных стихов, например, «Бабы и бабло»:

Человек с двойной моралью,
буржуазный коммунист,
помнит, что товарищ Сталин
жил без денег и без виз.

Он не крестится, не крестит…
Как солдат, подтянут, свеж.
У него на первом месте –
Деньги, девки, зарубеж.

Критикует секс орально,
Все хулит, что за стеной.
Человек с двойной моралью
Тайно хочет жить с тройной.

Ну, а если к «отважному новому» приплюсовать шеренги подобных стихов, в которых поэт бьется как и с политическими проходимцами разного толка, так и с буржуазными хищными властителями, то по совокупности получает и «вполне заслуженное наказание» в виде (конечно, символического) остракизма или ссылки на Остров с чуть ли длительным заточением в один из мрачных фортов Кронштадта или в ржавую подводную лодку, сохранившуюся еще со времен легендарного бунтаря Маринеско. А если возвратиться к еще более старым временам, к году прогремевшего на всю страну кронштадтского противления, и в обязательном порядке добавить к нему карательные действия ныне нагрянувшего глобального коронавируса, когда вся страна пребывает на карантине, нам приходится констатировать, что и город Кронштадт, и поэт Орлов находятся в изоляции, в Осаде. И хотя его стихам, и ему самому – вольной и гордой птице – в эпоху интернета границы не писаны, строго не обозначены, приходится по большей части куковать на острове (хотя тот и не называется Кукуй). Дороги по обеим концам дамбы, как в Лисьем Носу, так и в Бронке, если не перекрываются, то бдительно контролируются. Прошедшая зима являлась неморозной, вода в заливе не застыла, лед отсутствовал, и поэтому на его поверхности, в сопоставлении с известным фильмом, не было замечено краснобуденовских пеших солдат, идущих цепями или неровными скользящими шеренгами с винтовками наперевес штурмовать взбунтовавшийся флотско-крестьянский Кронштадт. Так же в нынешнем марте островные пулеметы не стрекотали, пушки с линейных кораблей не стреляли, а зазывающий призрак подвыпившей Ларисы Рейснер не исполнял классику и частушечные мотивы на рояле в матросском клубе и не переливал воду, держа стакан любви, из пустого в порожнее перед Федором Раскольниковым и его штабным окружением. Ныне имеет место быть короновирусная изоляция в по сути изолированном городке Кронштадте, где раньше существовал строгий пропускной режим. «Режимный город может спать спокойно… и видеть сны, и зеленеть среди весны»?

Но на самом деле для выдающегося поэта не существует никаких изоляций. Орлов как свободная личность никоим образом не ограничен в выборе темы или методах поэтической подачи той или иной идеи. Он прорывает и жизненное, и поэтическое пространство по всем направлениям, работая в таких всеохватывающих системах координат, как «море-земля-небо» и, наоборот, «небо-земля-море». Вся молодость и более зрелые годы у Бориса Александровича прошли по сути в изоляции - в подлодках, в кубриках и в офицерских каютах неподалеку от атомных реакторов. И вот наступила новая эра – не юного задорного пионера, а ужасного кощееподобного старика-коронавируса. Уже несколько лет назад стали происходить разительные изменения в климате, природе и в народе. А вместо зимы и снега, Деда Мороза и Снегурочки прошедшей зимой засветились, вернее, затемнились повсеместное бесснежье и бог морей и водных сил Нептун с его реальным проектом Всемирного потопа:

Не утешает метеопрогноз –
Коварный климат стал подобьем казни.
Нептун… русалка, а не Дед Мороз,
Снегурку пригласив, - пришли на праздник.

А молнии сверкают, как ножи.
Австралия горит, дрожит Европа.
Закутавшись в одежды, мы лежим
В предчувствии Всемирного потопа.

Или:

Наконец-то морозец. Он сводит с ума
И снежком землю голую стелет.
К февралю приползла черепахой зима,
Хорошо уползла б до апреля.

Мы грехи, словно панцирь, по жизни несем
И природе сдаемся на милость.
Грешный мир, да и мы виноваты во всем,
Что сегодня с природой случилось

Что и говорить, мороз зимой пребывает в изоляции, и нам бы на волюшку вольную из опостылевших квартирок, да похоронавируса страшимся. Да, новые сказки и были (где Нептун вместо Деда Мороза) придумывает жизнь. Теперь концепции или темы «изоляция и освобождение», «смирение и преодоление» рассматриваем не только на уровне страны, города, народа, а в увязке с внутренним миром отдельного человека. Например, бунтарь Орлов может превратиться в тихого послушника, который без устали, без резких реакций на всяекие раздражители, занимается стихосложением, то есть переиначивается из неугомонного Кропоткина в кропотливого стихописца. В дни и недели

коронавируса, он работает так усердно, словно дорвался наконец-то до главного дела в своей предельно трудовой жизни. И Бог отблагодарил!

Коронавирус - фокусник, искусный игрок людьми, их судьбами. Вчерашний бунтарь сегодня - тихарь. Недавний смутьян - завтрашний усмиритель мятежа. Вспомним знаменитую строфу из стихов другого поэта-кронштадтца, знаменитого Николая Гумилева:

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Впрочем, и у Орлова в виде переклички с автором стихотворения «Капитаны» имеется не «чужацкий чадский», а свой патриотический ярославский (кстати, как раз на гербе Ярославской области изображены медведь и мужицкий топор) стих:

Памяти Николая Гумилева
Далёко на озере Чад
Жираф… Здесь же бурый медведь.
Противно вороны кричат –
Так было, есть… Так будет впредь!

Медведь – свой. С жирафом – беда.
Медведя я больше люблю.
На длинную шею всегда
Подонки набросят петлю…

Происходят небывалые метаморфозы. Изменяются мир, природа, человек. Может, та Новая реальность, те Новые формы общения и контактирования, которые нам обещают политологи на долгие годы господства коронавируса, уже наступили, и руководители сами начинают творить и протестовать против аполитичной, «никакушной» поэзии, которая захлестнула альманахи и книги, вышла из берегов-обложек и сама же унесла эти книги в море литературного забвения. Вот и Орлов дерзнул, взбунтовавшись против мертвечины и очевидной подчиненности капиталистическим устоям. Надеюсь, что таким же смелым путем пойдут его старые и молодые соратники по творчеству.

А еще в заключение рецензирования хочу задаться вопросом, на который сам и собираюсь ответить утвердительно: «А этот стихийный бунт не порождает ли гармонию?». Если просмотреть внимательно стихи Бориса Орлова, размещенные в последних публикациях, то увидим, как правильно они стоят, словно гармонично подогнанные друг к другу. Это сделано четко и красиво. Образы, образы и… снова образы уходят в бесконечность, в которой, безусловно, для поэта Орлова уготовано почетное место.

АРИТМИЯ
1.
Воздается всем – не питайте иллюзий! – по вере:
одним – деньги, другим – помойки, третьим – правда-матка.
Я певец империи:
просторов, гармонии, любви и порядка.

Я служил, словно пес, государству –
за него мог сгореть или утонуть.
Стал ошейником с цепью мой флотский галстук…
А теперь все стараются государство обмануть!

Разрушилась империя… Душу ранят острые осколки –
Прибалтика, Туркестан, Кавказ.
Я был сторожевым псом, а стал одиноким волком,
потом – волкодавом: не увидеть небо из-за блеска волчьих глаз.

Демократия – курятник, где лисы оставляют пух да перья,
смешиваются кровь и помет… А сторож ослеп и оглох.
Я – поэт империи. Вселенная – вечная империя,
в которой императором Господь Бог!

2.
Петербург – центр планеты. Как шпаги, скрестились пути
всех народов… Не всё здесь приятно плебейскому уху.
В водосточной Европе по крышам гуляют дожди,
а под крышами в заспанной Азии смотрят порнуху.

Мне уютно дышать на балконе в сырой темноте –
позапрошлым и прошлым векам – сегодня.
Но разбуженный чайник свистит на циррозной плите,
словно мент, что увидел воров в подворотне.

Выпью чашечку кофе. И томик Вольтера возьму –
нет в нем Гитлера, Берии, Ельцина, Буша…
Восемнадцатый век! И в иллюзиях, словно в дыму,
девятнадцатый век… А палач не разбужен.

Век двадцатый – палач! Мичман, с барышней в танце кружись!
Миноносец на дне… И японцами рейд не протрален.
И пока еще смерть длится меньше, чем жизнь,
но уже души стаями в небо летят по спирали.

3.
Интеллигенция – плесень цивилизации.
Чем толще слой, тем глубже гниение народа.
Ее соскребают ножами революций,
Уничтожая за одно невинных и праведных.
Интеллигенция – суицидное мышление нации.

* * *
Человек с двойной моралью,
буржуазный коммунист,
помнит, что товарищ Сталин
жил без денег и без виз.

Он не крестится, не крестит…
Как солдат, подтянут, свеж.
У него на первом месте –
Деньги, девки, зарубеж.

Критикует секс орально,
Все хулит, что за стеной.
Человек с двойной моралью
Тайно хочет жить с тройной.

* * *
Друзья мои, идите в храмы…
Николай Зиновьев
Враг заповеди не приемлет,
За ним идет нечистых рать.

Крадутся, чтобы наши земли,
Дома и жен себе забрать.

Кричат испуганные птицы –
У храма могут подстеречь!
Когда идете помолиться,
С собой берите острый меч.

* * *
Тянет с Запада новой войной…
В чистом поле и в тесной засаде
Не один я, когда за спиной
И отец мой, и дед мой, и прадед.

Меч надежен и зорок мой глаз.
Это наша земля! Успокойся!
Здесь врагов побеждали не раз:
Наши предки – надежное войско.

* * *
Иеромонаху Александру (Фауту)
Храм впереди… Еще немного!
Теплее солнца уголек.
Село что сноп: вокруг – дорога,
Дороги – вдоль и поперек.

Я на кресты молюсь покорно,
Пройдя сквозь мыслей темный лес.
И купола, как в почву – зерна,
В жизнь прорастают до небес.

* * *
Всех престарелых жалко:
То зренья нет, то слуха.
Идет с горбатой палкой
Горбатая старуха.

Жужжит оса над ухом.
Тепло струится с неба.
Горбатая старуха
Несет горбушку хлеба.

* * *
Круговорот событий,
И жизнь – через края.
Не суетитесь в быте,
Не видя бытия.

В дороге – весть благая…
Услышьте Божий глас!
Нас черт в грехи толкает,
Но Бог спасает нас.

* * *
Никите Сайковичу
Натянут горизонт, как жгут.
День – урожайный и погожий.
Стрижи лучи под солнцем жнут –
Их крылья на серпы похожи.

Звенит бубенчиком ручей,
А ёлки – словно пирамиды.
Солому солнечных лучей
Закат укладывает в скирды.

От красоты сойдешь с ума –
Сквозняк скользит нежнее шелка.
Ночь спрячет в сумраке дома,
Но не всерьез и не надолго.

* * *
На месте звезды не стоят –
Они по небу ходят.
Зачем считать чужих цыплят
В небесном огороде?!

И журавлиный клин исчез,
И закрома богаты.
Слетают звезды к нам с небес –
Осенние цыплята.

* * *
Игорю Янину
Ласкает светлый взгляд морская ширь.
Здесь всем врагам бесчисленным на горе
Встал Крымский мост, как русский богатырь,
Надежным стражем в нашем Русском море.

Зачем чужие Ганг, Евфрат и Нил –
Свое не отдадим… А мы не дремлем!
Мост – Дядька Черномор! – соединил
Широкими плечами наши земли.

* * *
Иеромонаху Александру (Фауту)
Молитесь! Прошли печенеги,
Хазары и прочих – орда…
Но души взошли, как побеги:
Молитвы – живая вода.

Мы все перед Богом в ответе
За наше унынье… За грусть.
Молитесь! В молитвенном свете
Воскреснет Великая Русь.

* * *
Не утешает метеопрогноз –
Коварный климат стал подобьем казни.
Нептун… русалка, а не Дед Мороз,
Снегурку пригласив, - пришли на праздник.

А молнии сверкают, как ножи.
Австралия горит, дрожит Европа.
Закутавшись в одежды, мы лежим
В предчувствии Всемирного потопа.

* * *
Мы не холопы. Не пойдем с поклоном
К ним… Пусть пугают грифов и ворон.
Они по нам ударили циклоном,
А мы швырнули в них антициклон.

Из мести потеряли чувство меры,
А близорукость выела глаза.
Мы вместе раскачали атмосферу…
И значит прогневили Небеса!

* * *
Солнышко? Каждому лучику рад.
Тучи в извивах и дырах.
День в декабре – световой концентрат –
Мы растворяем в квартирах.

Телепрогнозы о битвах со злом,
О мировой катастрофе.
Но, наслаждаясь квартирным теплом,
Пьем терпкий день, словно кофе.

* * *
Что за календарь? Колода карт.
Потасуешь – и нырнешь в постель.
То декабрь насквозь сырой, как март,
То январь, похожий на апрель.

Монотонный шум – дожди, дожди…
В ручейках остывшее окно.
Впереди все то, что позади –
Видимо, другого не дано!

* * *
Наконец-то морозец. Он сводит с ума
И снежком землю голую стелет.
К февралю приползла черепахой зима,
Хорошо уползла б до апреля.

Мы грехи, словно панцирь, по жизни несем
И природе сдаемся на милость.
Грешный мир, да и мы виноваты во всем,
Что сегодня с природой случилось

* * *
Памяти Николая Гумилева
Далёко на озере Чад
Жираф… Здесь же бурый медведь.
Противно вороны кричат –
Так было, есть… Так будет впредь!

Медведь – свой. С жирафом – беда.
Медведя я больше люблю.
На длинную шею всегда
Подонки набросят петлю.

* * *
И крик младенца, и ответный
Стон старика… Ряды оград.
Роддом, а рядом морг. Для смертных
Путь и находок, и утрат.

Погладит ангел и обнимет –
И страх куста, и боль креста.
Рождение и смерть. Меж ними –
Легенда или пустота.

* * *
Покой. Порхает мотылек.
Письмо читает мать.
Солдат в бою устал… и лег
В сырую землю спать.

Не отступил стрелковый взвод.
Рыдают провода.
Над ним взошла на небосвод
Фанерная звезда.

* * *
Кинжал диктовал
правила поведения
на Кавказе,
«кольт» - в Америке,
адвокат – в капиталистической России…
Он дороже кинжала и «кольта».
Большинство россиян –
вне закона.

* * *
Книжный шкаф
превратился
в книжный гроб.

Читатель умер!

* * *
Роща улетела –
ее спилили…
Но жизнь не убить –
из пней вылупятся
зеленые птенцы.

* * *
Перед иконой
порхает бабочка.
Пасха!

* * *
Урна с прахом –
ваза с высохшей жизнью.
Будь осторожен –
ветер не прощает беспечности!

* * *
Вьюнок на плетне
раздул капюшон,
словно кобра…

Испугался осени.

* * *
Парусом затрепетал занавес.
Над сценой,
словно чайки над морем,
закружились
голоса поэтов.

Дыхание стихии!

СЕКТАНТ
Шляпа и пейсы. Рукой
Шарит в карманах у паствы.

Не разобрать, кто такой –
То ли раввин, то ли пастырь.

Дурит несчастных людей,
Сам себя кличет мессией.
Кто он? Буддист, иудей?
Дурит, чтоб деньги носили.

* * *
Не в кабаке и не в чумном бараке…
Когда на храмы крестится рука,
Не бойтесь смерть за Русь принять в атаке,
Сметая иго подлого врага.

***

Об авторе

Меньшиков Владимир Петрович родился в деревне Кеврола Пинежского района Архангельской области 8 сентября 1953 года. По завершению учебы в средней школе г.Волхова Ленинградской области работал в лесоустроительной экспедиции, служил в СА. Закончил ленинградский пединститут имени А. И. Герцена, факультет истории.

Член СП России с 1993 года.

Является автором 10 поэтических книг. «Печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Аврора», «Московский вестник», в газетах «Завтра», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Российский писатель», «Литературный Петербург» и др.

Награжден юбилейной Есенинской медалью.

Лауреат литературных премий России имени Бориса Корнилова (1997 год) и имени Александра Прокофьева (2002 год).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Владимиру Меньшикову

Замечательный обзор, спасибо!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Орлов
Городу воинской славы не нужны гуманоиды и лилиптоиды!
О проекте памятника поэту Николаю Гумилёву, который собираются установить в Кронштадте
19.02.2024
Надо остановить вредителей детских душ
Почему в пятёрке самых читаемых детских произведений нет ни одной русской книги?
21.03.2023
Энциклопедия сплетен
Чей ты агент, Никита Митрохин?
13.03.2023
Все статьи Борис Орлов
Владимир Меньшиков
Вселенский масштаб
О поэзии Бориса Орлова
07.10.2021
Богатырская концепция Вячеслава Овсянникова
О книге «Сокол-корабль»
05.03.2021
День деревни
О романе Николая Редькина «Тихая Виледь»
13.07.2020
Все статьи Владимир Меньшиков
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45