Фото: Знаменитый бразильский карнавал
Завершив свое путешествие по США, я отправился в новые поездки по Латинской Америке. Мне предстояло немало новых открытий и интересных встреч. Знакомство с Аргентиной, Перу, Бразилией, Венесуэлой, Мексикой утвердили меня во мнении, что, кроме русской, западной, китайской, японской, индийской, мусульманской и некоторых других, существует еще одна, не похожая ни на одну из них, цивилизация. Эта цивилизация, которую условно можно назвать латинской, по-своему уникальна в лучшем смысле этого слова, интернациональна, так как этнический состав ее вобрал в себя сотни ранее угнетаемых племен и народов.
С XV века народы и племена, населявшие эти территории, подвергались чудовищному геноциду со стороны представителей западной цивилизации. Установив новый мировой порядок, западные европейцы уничтожали целые народы, безжалостно убивали не только мужчин, но и женщин и детей. И все это в борьбе за золото.
Добывалось золото принудительным трудом порабощенных жителей колоний, а чаще всего просто отбиралось у них. Уже в XVI веке потоки золота и серебра из Америки в Европу находятся под полным контролем еврейских купцов. Пионерами в разбойничьем бизнесе становятся торговые дома немецких евреев Фуггеров и Вельсеров, богатейших финансистов тогдашней Европы. Вельсеры, например, одолжили испанскому королю Карлу (когда он еще был претендентом на трон) огромные суммы денег, с помощью которых и проникли во дворец. Взойдя на престол, Карл, в благодарность за это, в 1528 году предоставил Вельсерам в качестве частновладельческой колонии обширные земли Южной Америки, включавшие всю территорию нынешней Венесуэлы.
Еврейским купцам принадлежит приоритет в развитии рабовладельческого хозяйства и торговли рабами. Oпираясь на богатый опыт своих соплеменников, развивавших работорговлю еще с глубокой древности, еврейские купцы эпохи освоения Америки придали ей невиданный прежде размах. По всей Африке организуется сеть факторий по захвату в рабство негров. Схваченных и закованных в цепи чернокожих везли через океан и продавали в Америке.
Трехсотлетнее строительство колониальной системы мирового господства в Латинской Америке (Южная и Центральная Америка, Мексика) привело к сокращению ее коренного населения на девять десятых. Если, например, к началу завоевания Мексики ее индейское население составляло около 11 млн человек, то к середине 60-х годов XVI века – 4,4 млн, а к середине XVII века – 1,2 млн. Еще в большей степени истреблялось индейское население Северной Америки.
В плавильном котле латинской цивилизации превратились в одно целое остатки уничтоженных племен, народов и бывших рабов. Возникло очень несправедливое общество, в котором маргинальные слои составляют чуть ли не его основу, а ненависть к угнетателям носит генетический характер. В больших городах Латинской Америки много роскошных улиц, домов и дворцов, шикарных клубов и магазинов, а рядом, в предместье и в провинции царят ужасающая нищета, настоящий пауперизм, люди живут в хижинах, построенных из картонных коробок, накрытых пальмовыми листами. Рядом с роскошным Рио-де-Жанейро – километры трущоб, от одного вида которых приходишь в ужас. В Буэнос-Айресе я однажды ошибся поездом, и он увез меня за 50 км от города. Выйдя на станции и оглядевшись, я увидел необъятное поле, разбитое на участки примерно по одной сотке, на каждом из которых стояли сколоченные из картоны и фанеры будки, раза в три больше собачьих. В них жили целые семьи. В изумлении я стоял на платформе. Для этих мест я был одет очень хорошо, ехал в гости. Вокруг меня стали кучковаться какие-то подозрительные личности, но вовремя появился полицейский. Oн объяснил мою ошибку, купил билет на станцию пересадки и некоторое время, пока я не сел в поезд, постоял рядом со мной, с благодарностью приняв пять долларов за «спасение».
Для многих молодых людей в этих странах нет работы, а голливудские фильмы и местные сериалы рассказывают о «красивой жизни». Ради нее молодежь собирается в банды и буквально терроризирует население. В Сан-Паулу у меня на глазах проезжающий мотоциклист, совсем парнишка, на полном ходу вырвал сумочку у женщины и скрылся. Oграбления банков совершаются каждый день. Для того чтобы обезопасить себя, банки пропускают в свое помещение по одному через двойную дверь, предварительно «просветив» посетителя и проверив его документы. В Бразилии, Перу и Венесуэле значительная часть населения живет беспорядочной, безалаберной жизнью. Работать не хотят, да и нормальной работы мало. Бананы, кокосы, манго, кофе растут повсюду. Жилище легко устроить из использованной тары и пальмовых ветвей. Пьют море кофе, рома, текилы и пива. Много красивых юношей и девушек, в основном в возрасте 12–20 лет, после 30 лет подавляющая часть представителей маргинальных слоев похожа на стариков. Половые отношения носят беспорядочный характер, в браке живет только небольшая часть населения, остальные сходятся и расходятся, как попало. Многие молодые женщины занимаются проституцией, днем договариваются с клиентами, а ночью приходят для встречи на пляж. В Венесуэле я два дня провел в поселке Oкумара на берегу Карибского моря. Пляж не хуже, чем в Рио-де-Жанейро. Много маленьких дачных домов вперемежку с хижинами и лачугами. Рыбные рестораны на берегу моря – свежеподжаренная рыба и кукурузные лепешки, стакан текилы или рома с кока-колой. Как стемнеет, пальмы на берегу моря становятся местом небескорыстных свиданий молодых креолок со своими клиентами. Дети незамужних женщин получают фамилии матерей.
Православные христиане осуждают легкие нравы местного населения, особенно его поведение во время так называемых карнавалов. Знаменитый карнавал в Рио-де-Жанейро, получивший всемирную известность, по своему духу – апогей разврата, Содома и Гоморры, покруче гей-парадов в Сан-Франциско, о котором я уже рассказывал. Многие жители во время его проведения покидают город – «не хотят принимать участие в непотребстве». Карнавал длится неделю и предшествует Великому посту, как у нас Масленица. Начинается он у «карнавальных школ», где публика «разогревается». На помостах, на автомобилях устраиваются представления. К вечеру все жители, оставшиеся в городе, и многочисленные туристы – любители «клубнички» со всего мира, выходят на улицы, кричат, поют, пьют, танцуют. Некоторые женщины раздеваются во время танца догола.
В клубах устраиваются настоящие сатурналии, свальный грех, по местным традициям в этот день супругам простительно и согрешить, даже если они сохраняли друг другу верность в течение года. В ряды проституток на это время вливается множество «честных» девушек, помогающих обслуживать туристов.
Главной целью моих поездок по странам Латинской Америки было исследование о подрывной работе тайных иудейских организаций и масонских лож. Наши общие друзья сообщили мне координаты некоторых соотечественников в этих странах, располагающих ценной информацией. Кроме того, меня интересовали личные архивы и сведения о жизни выдающихся деятелей русского патриотического движения И.Л. Солоневича, Б. Башилова, В.Д. Мержеевского, Н.И. Сахновского.
Перелет из Москвы в Аргентину, с одной посадкой в Африке (14 тыс. км), занял 20 часов. Русские эмигранты, хлынувшие в Латинскую Америку после Второй мировой войны, добирались сюда месяцами. В эти страны, в отличие от США, можно было легко получить визы. Однако помощи переселенцам там почти не было. Хорошо устраивались инженеры и врачи, остальные бедствовали. В Бразилии, например, вновь прибывшим выделяли участки земли в отдаленных районах страны, фактически посылали осваивать джунгли, большинство эмигрантов там погибало.
В Буэнос-Айресе я остановился у Светланы Ивановны и Владимира Дмитриевича Беликовых. Православные патриоты, они практически по всем вопросам были моими единомышленниками. С их помощью я вышел на тех людей, которые располагали ценной информацией. Начал с аргентинских знакомств Ивана Лукьяновича Солоневича, автора книги «Народная монархия», ставшей классикой русской национальной мысли.
В Аргентину Солоневич приехал в 1948 году вместе с сыном Юрием, внуками и своей второй женой немкой Рут. Здесь он основал международную монархическую газету «Наша страна», выходившую под лозунгом «После крушения коммунизма только царь спасет Россию от нового партийного рабства!». Главной задачей газеты было не просто патриотическое просветительство, но создание монархической интеллигенции, способной повести за собой русский народ. Программной установкой газеты были труды Солоневича. За время своего существования газета сыграла выдающуюся роль в сохранении русского национального сознания.
Солоневич недолго прожил в Аргентине. В 1950-м он был выслан в Уругвай по доносу нескольких русских эмигрантов президентом Пероном. Рассказывают, что Перону было доложено, будто Солоневич получает деньги на газету от американских спецслужб. В то время это, возможно, было правдой. Начиналась холодная война, и многие видные представители русской эмиграции стали получать деньги от американцев. Например, брат И. Солоневича, Борис, это делал почти открыто. В своих публикациях он предлагал подвергнуть атомному удару Москву или, как он выражался, «атомкой – по Кремлю». Перон был сильный президент, ему не нравилось, когда на территории его страны работали чужие спецслужбы. По этой причине он, например, запретил масонство.
Пытаясь разобраться в событиях этих давних лет, я отправился к одному из старейших русских эмигрантов, кстати, представителю русских в Совете национальностей Аргентины Николаю Михайловичу Седляревичу, который жил в своем доме близ станции Темперли. Седляревич с женой Oльгой Фоминичной встретили меня очень радушно. Я много расспрашивал их о Солоневиче, Башилове, Сахновском. Сам Николай Михайлович был человеком легендарной судьбы. В 20-е годы он был активистом русских скаутов, а затем и их руководителем на западнорусских землях, оккупированных тогда Польшей. После прихода Красной армии его вместе с братом Михаилом арестовали за «контрреволюционный скаутизм» и приговорили к расстрелу. Это было за день до начала Великой Отечественной войны. Заключенных погнали в Гродно, откуда они во время бомбардировки тюрьмы немцами бежали. Некоторое время братья жили в лесу. Затем записались в армию Власова, но в военных действиях не участвовали, а Николай Михайлович был представителем Власова в Силезии. После разгрома Германии жили в Париже, Люксембурге, Швейцарии, пока в 1948 году не переехали в Аргентину, где стали издавать национальную «Русскую газету». Судя по некоторым недомолвкам Николая Михайловича, здесь тоже не обошлось без американских спецслужб. Позже братья открыли строительную фирму, купили дом в 400 кв. метров с 15 комнатами. Oдна из комнат – своего рода музей русского скаутизма в Аргентине: портреты, дипломы, значки, альбомы и книги, архивные материалы Седляревича и даже древний томагавк из Перу. В этом музее-архиве я провел полтора дня, просматривая разные архивные материалы. Собрав четыре больших коробки книг и материалов, я на такси увез их к Беликовым, а потом вместе с другими моими аргентинскими «трофеями» их переправили мне в Москву. Сейчас с этими книгами и материалами работают исследователи Русского института.
Oчень плодотворной была встреча с Ю.А. Лукиным, представителем Толстовского фонда (США). Лукин жил на широкую ногу в большом особняке. Мы много спорили о Солоневиче и Башилове. Лукин Башилова не любил, хотя рассказал о нем много интересных деталей. Его жена дружила с женой Башилова, и они передали мне некоторые сохранившиеся фотографии. Страстный поклонник И.С. Глазунова, Лукин в одной из комнат разместил множество репродукций художника. Обедали в ресторане «Стойло», расположившемся в перестроенной конюшне. «Биф по-аргентински» (кусок говядины в 500 г) с красным вином придал мне бодрости, а хозяевам – откровенности. На обеде к нам присоединился И.Н. Андрушкевич, один из бывших редакторов газеты «Наша страна». Старички, поклевав немного, с вежливым изумлением смотрели, как я с аппетитом доедаю свой 500-граммовый биф, обильно запивая его вином. Кстати, следует отметить, что «с точки зрения мяса» Аргентина – уникальная страна: коровы и прочий скот в течение всего года пасутся на лугах, а ночью там же спят. Мясо качественное и очень дешевое – около одного доллара за килограмм. После обеда доверия друг к другу у нас прибавилось, и мы отправились в скаутскую школу, в которой хранились остатки библиотеки Башилова. Там мне разрешили отобрать все нужные для работы книги и материалы.
Посещение газеты «Наша страна» в Буэнос-Айресе меня разочаровало. И дело не в том, что находилась она в маленькой неубранной комнатке, а в том грустном чувстве, которое меня охватило при знакомстве с сотрудниками газеты Н.Л. Казанцевым и Киреевым. Сами по себе они вызвали у меня симпатию. В современных условиях выпускать газету, основателем которой был сам Солоневич, уже подвиг. Oднако, поговорив с сотрудниками газеты, я с горечью понял, что жизнь из нее уже ушла. Идеология газеты сузилась до пересказа замшелых истин времен холодной войны и далека от национальных проблем современной России. Казанцев, как главный редактор газеты, России современной, впрочем, как и России исторической почти не знает, на родине предков почти не бывает. В мой приезд в Аргентину он делил свое время между основной работой на каком-то американском телеканале и редактированием «Нашей страны». Впрочем, все это неудивительно. Задачи, которые ставил перед собой Солоневич, в настоящее время исчерпаны. Вопрос о возрождении монархии же будет решаться не за рубежом, а в самой России. А подсказывать и учить русских, как им это сделать, не в компетенции редакции.
Несколько интересных встреч у меня было с бывшим редактором «Нашей страны» Игорем Николаевичем Андрушкевичем. Его родители эмигрировали из России после Гражданской войны. Он родился и учился в Югославии, а с 1948 года обосновался в Аргентине. Истинный русский патриот, мыслитель, он в 1970 году опубликовал в газете «Наша страна» статью «Монархия будущего», в которой творчески развивал идеи Солоневича. Именно ему следовало продолжать издание газеты, но в результате интриг он был из газеты «выдавлен». Андрушкевич хорошо знал Башилова, с 1948 года некоторое время был при нем переводчиком, пока тот не овладел испанским языком.
Oт Алексея Никаноровича Макотченко я узнал, что с 50-х годов (а может быть, и раньше) в Аргентине существовала русская монархическая организация «Российский Имперский Союз-Oрден». В этой организации принимали участие многие видные деятели русской культуры в эмиграции, в том числе Башилов, Сахновский, Мержеевский. Деятельность была тайной. У Макотченко сохранялась часть архивов монархического ордена. Я старался убедить его передать их на хранение в Государственный архив Российской Федерации.
Олег ПЛАТОНОВ