Фото: 12.08.1943 Жители города Дмитровск-Орловского встречают своих освободителей. Архив "РИА Новости".
1 сентября – годовщина начала Второй Мировой войны. А 2 сентября – годовщина её окончания. А ещё в этом году мы вспоминаем 80-летие начала Великой Отечественной войны.
Страшные войны, согласно Библии и святым отцам, являются следствием грехов человеческих, отступления от заповедей Божиих. «Если под словом мир будешь разуметь освобождение от войн, а злом назовешь трудности, сопровождающие воюющих дальние походы, труды, бдения, беспокойства, пролитие пота, раны, убийства, взятие городов, порабощения, отведение в плен, жалкий вид пленных и вообще все скорбные последствия войн, то утверждаю, что сие бывает по праведному Суду Божию; Бог в войнах насылает казни на достойных наказания» (свт. Василий Великий).
Наш канал посвящён вопросам церковной жизни. Однако, мы не пренебрегаем и значимыми общегражданскими темами, стараясь смотреть на них именно как верующие, а не сторонники или противники тех или иных мирских движений и идеологий.
Говоря о Второй Мировой войне, о Великой Отечественной войне, мы понимаем эту по сути единую войну и Победу в ней не через призму противоборства режимов и идеологий, а через попытку понять и принять Промысел Божий о нас, выразить благодарность Богу за окончание катастрофической, горькой, ужасной войны, которая затронула почти все семьи России, Украины, Беларуси и других стран.
В наше время часто раздаются голоса тех, кто пытается очернить Победу (выстраданную и вымоленную), принизить подвиг наших предков. В том числе под видом критики коммунизма и сталинизма. Разумеется, речь не о коммунизме и сталинизме, а о Родине. О России, которую многие хотят унизить и расчленить. Равным образом как и Русскую Православную Церковь, которая от радостей, нужд и бед своего народа – будь то в России, Украине, Беларуси или Киргизии – никогда себя не отделяла.
Почему важно не утратить Победу из нашей памяти? Почему нельзя допускать попыток пересмотра роли России во Второй Мировой и Великой Отечественной войне? Предлагаем ознакомиться с мнением об этом Дарины Григоровой – болгарского историка, профессора Софийского университета, православной христианки.
Редакция Православного исследовательского центра "Хризма".
- - -
О попытках идеологического демонтажа Великой Победы
Советофобия, навязываемая извне, преследует те же цели, что и русофобия – считает историк-русист, профессор Софийского университета Дарина Григорова.
Наиболее ярко это видно на примере попыток идеологического демонтажа Великой Победы русского народа во Второй мировой войне. С этой целью Европарламент уравнял нацизм и сталинизм с идеологической фиксацией на пакте Молотова-Риббентропа (1939) и умалчиванием о Мюнхенском сговоре (1938). Криминализация советской символики наравне со свастикой ставит под запрет знамя Победы, поднятое над Рейхстагом в 1945 году. Интерпретация Победы, как «победы режима» проходит без учета того, что народ, власть и даже Церковь объединила необходимость защиты не режима, а Родины, потому что в этой войне решалась ее судьба.
«Идеологическое игнорирование/недопонимание есть и в отношении белорусской точки зрения о 17 сентября 1939 г. – дате, празднуемой как день объединения Восточной и Западной Белоруссии. А на современной Украине услужливо забывают, что до 1940 г. Красная армия вернула ей Галицию и Буковину, а после Победы не только сохранила эти территории, но и добавила к Украине Закарпатскую область, отторгнув ее от побежденной Венгрии.
Славянский элемент не разработан в публичной интерпретации Великой Отечественной войны. Здесь обычно подчеркивают, что славяне были с обеих сторон баррикад, но то, что Холокост был и для славян – это факт. Послевоенные планы переселения – опять же славян, плюс отношение к ним, как к второсортным народам, подходящим только в качестве обслуживающего персонала для арийцев – это не стало фактом именно благодаря 9 Мая.
Однако, за каждой идеологической целью стоит реал-политическая, за идеологическим монтажом 9 Мая стоит геополитический прагматизм:
1. С региональной целью – Евразия. Разорвать единственную связь сакрального характера в постсоветском пространстве – не только пуповину между РФ и СССР, но и между Российской Федерацией и остальными постсоветскими республиками. Если получится демонтировать Победу – демонтируется и постсоветское пространство. Война с памятниками Красной армии-победительнице – это не хаотичный варварский импульс, а систематическая и методичная политика.
2. С глобальной целью – демонтаж системы международной безопасности, чьим основным гарантом является ООН, параллельно с делегитимацией международного правопорядка после Ялты-Потсдама (1945).
Великая Победа 9 Мая и русская память о ней обязана и хранимому в России, но потерянному на Западе отношению к войне, как к «священному делу». «Армия-победительница была православной армией», – писал в своих воспоминаниях митрополит Питирим (Нечаев). И отнюдь не случайно праздник Воскресения Христова в 1945 году совпал с днем св. Георгия Победоносца».
Как объяснить современному молодому человеку почему так важно помнить даты 9 мая и 22 июня, насколько опасны подмены истории, почему нельзя смешивать «нацизм» и «сталинизм», какова в этом плане современная идеологическая политика Европейского парламента?
«Сложная задача не столько для ума, сколько для сердца – пишет профессор Григорова, - сердце тоже имеет память, которая не рассчитывает на академические и еще менее – на пропагандистские заклинания. Молодое сердце испытывает отвращение к словесным баталиям, самое большое – отметит 22 июня как событие или действо со световыми эффектами, событие слишком большое и необхватное для перескакивающей и обрывочной памяти тик-ток и клип-культуры.
Молодые – плод визуальной культуры, поэтому мое учительское вдохновение направляет к классике, к фильму Сергея Бондарчука по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». Рассказ этот короткий, его можно прочитать и при гипербыстрой информационной инфляции нашей повседневности. Фильм – классика европейская, не только советская, есть и субтитры на болгарском, если пугает непонимание русского языка.
Вы скажете: хорошо, но почему именно этот фильм из огромного советского кинонаследства о войне? Потому что в этом фильме есть такая сцена, описанная Шолоховым и сыгранная/пережитая Сергеем Бондарчуком.
Лагерь военнопленных, немецкие офицеры ужинают и зовут для развлечения русского пленного солдата, чтобы он выпил с ними за победу нацистов. Предстоит Сталинград, но пока еще самое начало Сталинградской битвы, немцы суеверно предвкушают победу. Но «рус Иван» (так нацисты называли всех русских солдат, не помня имен, да и зачем помнить имена славянских унтерменшен-недочеловеков) пить отказывается. Тогда ему предлагают выбор: выпить за победу нацистов и спасти свою жизнь или выпить за свою смерть. Русский Иван неоднократно пьет за свою смерть и отказывается закусить - от соблазнительного хлеба с салом. Хлеб не едят с врагом. После того, как унизить русского Ивана не получилось, его, едва стоящего на ногах, возвращают в барак военнопленных живым, с хлебом и салом – наградой за смелость, пробудившей во врагах уважение. В бараке хлеб и сало разрезали суровой ниткой на равные части, чтобы хоть по маленькому кусочку, но хватило всем. Хлеб едят с друзьями.
Почему именно сегодня, в 2021 г. этот фильм? Потому что когда вам говорят уравнять нацизм и сталинизм, это все равно, что поднимать тост за побежденных нацистов, приравняв их к победителям. Да, вы не военнопленные, но ваш ум может быть в плену, есть и хлеб, и сало – по вкусу.
Не поднимайте тост за нацизм. Делите хлеб с друзьями».
Перевод с болгарского Янины Алексеевой