Фото: скриншот Новостного выпуска Болгарского ТВ. Патриарх Варфоломей во время визита в Болгарию. 2015 г.
Георгий Тодоров (Болгария)
Перевод - Янина Алексеева
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Мф.7:3-5
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Мф.23:23-24
Анаксиос! («Недостоин!») Никогда патриарха не провожали из града Святой Софии[1] подобными возгласами. Последнее посещение патриарха Варфоломея Болгарии в ноябре 2015 г. разбередило старые раны и запятнало и без того не слишком популярное в сегодняшней Болгарии православие. Высокомерное, попирающее достоинство ближнего, самовосхваляющее поведение гостя многих ввело в антицерковный, антииерархический и антигреческий соблазн. Патриарха проводили патриотическим залпом масс-медиа. Скандал открыл «новую» (старую) страницу в злополучной истории болгаро-греческих церковных отношений и заставил нас снова обратить внимание на эту историю. Вопрос этот отнюдь не протокольно-дипломатический или академически-богословский. Он относится к жизненно важным аспектам нашей действительности.
Самым скандальным в данном случае было высокомерное назидание относительно этнофилетизма – лейтмотива визита патриарха Варфоломея. Эту тему он открыл первым своим витиеватым и наставническим словом в соборе св. Александра Невского: «Этнофилетизм, соборно осуждённый состоявшимся при нашей кафедре Великим собором в 1872 г., посеял зёрна вражды в отношениях между нашими Церквами и во всём Православии, и на десятилетия выстроил стену схизмы, которая, согласно отцам Церкви, представляет собой самый большой грех».
При подобных визитах такой «топор войны» из вежливости не откапывают, чтобы не оживлять похороненных бесов ненависти. Но то, что гость всё-таки его откопал, пробудило нас и подвигло осознать, что патриарх, повторяя вековую неправду, запустил опасный «бумеранг».
Филетизм (господство национального эгоизма в Церкви) есть зло. Но осуждая это зло, патриарх должен начать с себя и с Константинопольского патриархата. Потому что первый, высший и самый пагубный филетизм в истории – эллинофилетизм, стремление греческой нации завладеть властью в Церкви и злоупотребить (самоубийственно) этой властью в угоду мнимым греческим национальным интересам. Эллинофилетизм – греческий церковный империализм – зародился, расцвёл и воцарился во времена Османской империи именно на Фанаре. И в наши дни он все еще является настолько всеобъемлющим мировоззрением фанариотского духовенства (включая патриарха), что они даже его не замечают.
«Осуждая» филетизм, лжесобор 1872 года[2], оцеживая «комара» болгарофилетизма, поглотил «верблюда» эллинофилетизма. И будет великое чудо веры, если Константинопольский патриарх – исторический «верховный жрец» эллинофилетизма – покается в своем эллинофилетичном высокомерии и признается: «я согрешил!»
Да, мы, Болгарский экзархат[3], тоже согрешили. И мы были филетистами. Но мнимый «антифилетический» собор 1872 г. стал, в сущности, самым филетичным деянием в истории. Там атакующий макрофилетизм греков осудил оборонительный микрофилетизм болгар. На нем «брёвна» и «верблюды» осудили «соломинки» и «комаров»[4].
Для этой цели произошло злоупотребление самим институтом церковного собора. Тогда «Великим и святым собором» объявили нечто, что явилось не настоящим собором, а его противоположностью. Потому что он не собрал Поместные Церкви, а разделил их – именно по эллинофилетическому признаку: в нем участвовали все «греческие» церкви и не участвовали все «негреческие». И этот лжесобор объявил «еретическим учением» нечто, что учением не является. Никогда и нигде (а менее всего – в Болгарии) ни один богослов, епископ, священник не исповедовал такое учение.
Не всякое зло в Церкви является ересью. Симония, содомия, секуляризм – противоцерковное зло, а не учения. И они не могут быть ересями. Ненависть к ближнему (и к ближнему православному народу) есть пагубное преступление Христовой заповеди. Но не учение. Следовательно, оно не может быть ересью. Но почему тогда лжесобор 1872 г. назвал филетизм (определённый как «племенные различия и народные распри, соперничество и раздоры в Христовой Церкви») именно ересью? Преследовались две цели:
1. Болгарский экзархат должен быть отлучён от Церкви.
2. Чтобы предотвратить осмысление этого вопроса в дальнейшем.
Первая цель была предопределена, а «собор» стал лишь печатью для её узаконивания. Вместо соборного поиска Истины «собор» ставит/находит другую цель. Сначала ставится цель отлучения Болгарского экзархата, а потом находится средство для достижения этой цели. Обвинение в нарушении канона не выглядело достаточным для отлучения, потому что сам Фанар непрестанно нарушал каноны (например, правила против симонии и многие другие). Следовательно, провинность болгар непременно должна была быть выжжена печатью «ереси». Потому как если собор скажет: «ересь», то еретики непременно бывают отлучены. Таким образом, вместо того, чтобы верно диагностировать болезнь (греко-болгарскую национальную распрю в Церкви и её корни в эллинофилетизме) и излечить её, это лукаво, сознательно и умышленно подменяется через клише «собор осуждает ересь».
Фирман турецкого султана об учреждении Болгарского экзархата. 1870 г.
Вторая цель тоже была достигнута. Обычный рефлекс христианина таков: раз «собор осуждает ересь», значит, тема прояснилась с богословской точки зрения и в некотором смысле «закрыта». Это верно, но только в случае признанных всей Церковью соборов. А псевдо-собор 1872 г. не может быть всецерковно признанным. Теперь предстоит сделать его всецерковно разоблачённым. Но это может получиться только после глубокого, чистосердечного и беспристрастного богословского осмысления, и именно грекам хорошо было бы это сделать.
Такого осмысления до сих пор нет. Для болгар лжесобор был несправедливым – и всё. И ни один грек не смеет сказать истину по вопросу, чтобы не быть «съеденным» другими греками, как в своё время был «съеден» патриарх Кирилл II Иерусалимский (грек с острова Самос), отказавшийся подписать «соборные» решения 1872 г. Заслуженный патриарх доблестно покинул лжесобор и вернулся в Иерусалим. Там, однако, его свергает задействованный по телеграфу эллинофилетичный клир. Тремя годами позже патриарх умирает – низверженным, оклеветанным, подвергшимся неистовому психическому давлению и унижениям: аресту, депортации, обвинению в русофильстве, славянофильстве, предательстве против эллинизма, продажности и пр.
Впрочем, в Иерусалимской Церкви и до сего дня царит эллинофилетизм власти: местное православное население – негреческое (арабы, русские евреи), но власть в Церкви держит греческая верхушка: из 21 епископа 19 – греки, родившиеся в Греции. 13 из них были отправлены в Иерусалим в возрасте между 13 и 16 годами – до достижения совершеннолетия (т. е. до того, как получат право принимать решение). Решение было принято эллинофилетической церковно-правящей кастой. Так же и в Александрийском патриархате. Этот правящий эллинофилетизм, при котором правят греки, а местное население илотизировано (как бесправные илоты в Спарте), всё ещё не рассмотрен на Великом соборе…
До сих пор не сделано историческое и богословское изучение филетизма. Без малого 150 лет мы повторяем богословский нонсенс, что филетизм – ересь (точная мантра – «экклесиологическая ересь»), которая была «осуждена соборно». Нужно было патриарху Варфоломею прийти в дом повешенного с проповедью о верёвке, чтобы мы проснулись. Последняя «соломинка» перебила позвоночник «верблюду». С глаз наших упала пелена и мы увидели истину.
Истина в том, что Фанарский эллинофилетичный лжесобор 1872 г. является преступлением против Православия и против Эллады. Задуманный антисоборно эллинофилетистами, осуществленый эллинофилетистами, он поставил эллинофилетические цели, заседал в духе эллинофилетизма и принял эллинофилетические решения. Этот «собор» стал образцом филетизма в действии, что нужно внимательно изучить и глубоко осмыслить.
Этот псевдособор особенно пагубен для Церкви, потому что он компрометирует само понятие Великого и святого собора, представления о церковной соборности. А соборность является неотъемлимой частью сущности Церкви. Она есть способ достижения и утверждения Истины.
Не-соборность – это способ достижения и утверждения не-истины. Раз один не-собор проходит за «собор», коль победа над филетизмом (греческого над болгарским) считается победой ортодоксии над ересью, и коль уже 149 лет подобное преступление против Христова учения остается не расследованным соборно, с богословским разоблачением и церковным покаянием, – значит, наша земная Церковь продолжает болеть из-за этого «вируса».
«Великий и святой» собор 2016 г. был созван по инициативе нераскаявшегося эллинофилетизма с властно-кастовыми эллинофилетическими целями.
В Православии греческий народ – великий и заслуженный. Греки – наши возлюбленные во Христе братья, мы любим их и желаем им спасения. Именно поэтому нужно помочь им преодолеть пагубное для греков церковное высокомерие эллинофилетизма. Всё, что плохо для всемирного Православия, плохо и для греков.
Болгарский храм св. Стефана в Стамбуле (так наз. "Железная церковь").
Каждая утопия рано или поздно приводит к провалу. Германская националистическая утопия А. Гитлера за 12 лет разрушила идею Германии. Греческая националистическая утопия (Μεγάλη Ιδέα) разрушила идею православной Эллады, но очень медленно, на протяжении веков, что делает это менее заметным. Видимая катастрофа эллинизма в 1922 г. (поражение в войне с турками и последовавшее за ним изгнание греков из Малой Азии) была отдалённым, но закономерным и трагичным антигреческим результатом «собора» 1872 г., схизмы и братоненавистничества между греками и болгарами, отсутствия единства православных народов во время Первой Мировой войны (за что на нас, болгарах, лежит огромная вина).
Греческая эллинофилетическая церковная утопия (церковное соответствие Μεγάλη Ιδέα) незаметно, медленно, но верно и неуклонно разрушает дело и Православия, и православного греческого народа. Национальное высокомерие, завышенная самооценка, презрение к другим, гордость, заносчивость, мегаломания – всё это не возвышает человека и народ, а уничтожает его. Превращает его в ничто в противоположность любви, потому как если «не имею любви – то я ничто» (1Кор.13:2). Разница между Православием и филетизмом не в различии «экклесиологии» – это разница между любовью и ненавистью. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Если бы мы действительно были учениками Христовыми и имели любовь между собой, то собор 1872 г. вышел бы с постановлениями, угодными Святому Духу, и тогда он действительно был бы авторитетным, по-настоящему великим, святым и вдохновляющим церковным Собором. Тогда он отбросил бы эллино- и болгарофилетизм, преодолел бы греко-болгарскую распрю. Вместо того, чтобы внедрять в Церковь национально-политическую ненависть, он внедрил бы в политику греков и болгар христианское братолюбие. И таким образом провалил бы геополитическое divide et impera («разделяй и властвуй») османского правительства. Истинным победителем «собора» 1872 г. был не эллинизм, как считали по близорукости греки, а Мидхат-паша[5]. Истинным победителем стало не Православие, а стратегическая глубина дальновидной турецкой геополитики, оказавшейся самым искусным «экклесиологом».
Анфим Первый (Чалыков; 1816-1888) - первый экзарх Болгарского экзархата.
Истина о «соборе» познаётся по плодам его. А они ядовитые. В противоположность тому, что утверждает патриарх Варфоломей, именно «Великий и святой собор» 1872 г. в наибольшей степени «посеял зёрна раздора в отношениях между нашими Церквами и во всём Православии, и на десятилетия выстроил стену схизмы, которая, согласно отцам Церкви, представляет собой самый большой грех». Лже-собор своим фарисейством оттолкнул болгар от церковности. Увековечил болгаро-греческую ненависть. Разрушил единство православных народов. И способствовал тому, что Турция осталась в Европе, а Царьград остался в Турции. Что, в свою очередь, илотизировало Константинопольский патриархат и сделало самого патриарха марионеткой властей республиканской Турции. Численность греческого населения Царьграда за один век уменьшилась в 175 раз – с 350 000 душ в 1919 г. до менее 2 000 душ теперь (а в процентном соотношении - в 3 000 раз! – с 31% до 0,01%).
Эллинофилетизм противоположен делу патриарха Фотия для Болгарии и славянства, увенчавшегося славянской миссией свв. Мефодия и Кирилла, спасённой и освященной св. Борисом в Золотом веке. Именно поэтому болгары возвышают славянских первоучителей (посланцев Константинополя) в качестве знамени в печальной «церковной борьбе» против фанариотского ига.
Политика святых Фотия, Кирилла, Мефодия и Бориса, политика истинного братолюбивого Православия не только не отрицает национальные Поместные Церкви и культуры, но даже, напротив, способствует их процветанию. Для св. патриарха Фотия и его современников слово «эллин» означало «язычник». Но в Османский период посредством власти султана Константинопольский патриархат производит эллинофилетический церковный переворот (ликвидирует в разное время Тырновский патриархат, Охридскую архиепископию, Печский патриархат, подминает церковную власть во Влахии, Молдавии и пр.).
Греческая каста власти похищает даже имя всемирной Православной Церкви, называя её «Греческой Православной Церковью» (The Greek Orthodox Church), до сего дня используя это название, позволяя его использование и даже обязуя его использовать (особенно за пределами Греции), хотя оно антицерковное, антибогословское, крайне филетичное и, в сущности, богохульное: оно подменяет Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, глава которой – Христос, племенной деноминацией. Все враги Православия (осознанные и неосознанные) охотно используют это название, потому что оно опровергает Православие. Если Православная Церковь греческая, то вера наша тщетна, тщетна вера и греков. Для наших братьев-греков несравненно лучше быть рабами Истины, нежели рабами лжи. Отрицая св. апостола Павла («Нет уже Иудея, ни язычника…ибо все вы одно во Христе Иисусе», Гал.3:28), эллинофилетизм создаёт особое антихристианское слово-ересь: грекоправославный(ελληνορθόδοξος).
Греческий церковный империализм (церковная Μεγάλη ιδέα), будучи утопией, превращается в свою противоположность. Создавая видимость возвеличивания, он, в сущности, разрушает греческое Православие, т. е. православную Грецию. Чтобы выглядеть более сильным, эллинофилетизм становится рабом сильных мира сего (т. е. секуляризма). Чтобы выглядеть более властным, он становится рабом власть имущих (т. е. князя мира сего). Чтобы выглядеть вселенским, он становится марионеткой «визирей» (и в 1872 г., и в 2019 г.). Чтобы казаться, он перестаёт быть.
Да, у греческого народа есть в Православии великие заслуги. Из него родились великие христианские святые. Для нас (возможно, немного по наивности) греки являются образцом православного народа. Однако в телевизионном проекте «Великие греки» первое место по результатам голосования среди греков получил этнический не-грек (эллинизированный македонец) Александр Македонский, олицетворяющий кардинальные антихристианские грехи эллинизма: язычество, гордость, эгоцентризм, человекобожие, сеуверие, содомию, империализм… И на первых 50-ти местах рейтинга не оказалось ни одного святого! (В «Великих болгарах» в первой десятке было трое святых.)
Несмотря на это, Православие в Болгарии пребывает в несравнимо более тяжёлом кризисе, чем в Греции. И в последние 30 лет мы ищем у греков хорошие примеры во всех областях христианской жизни.
Посещение патриархом Варфоломеем Болгарии не дало нам хорошего примера. С человеческой точки зрения это был провал. Но провал через спасительную боль может оказаться милостью Божией, которая встряхнёт, разбудит (и нас, и патриарха), призовёт покаяться в нашем филетизме, а греков – в их.
Константинопольский патриархат – жертва своего эллинофилетизма. В основном из-за его (но и наших) ошибок мы, православные, не только упустили наш первопрестольный Константинополь (на пороге освобождения, что даже турки при падении Османской империи считали неизбежным), но потеряли и самого Константинопольского патриарха. Он превратился в престижный охотничий трофей, втиснутый в патриаршеское облачение и украшающий гостиную турецкого правительства.
Патриарх Варфоломей, по всей вероятности, больше не ступит в град Святой Софии. Чтобы быть принятым снова здесь по достоинству, ему нужно преодолеть свой эллинофилетизм, который пока, похоже, непреодолим.
А в сущности, он, как истинный христианин должен был оставить все другие свои дела, даже – дар свой пред жертвенником! – и первым долгом приехать в Болгарию. Потому что так заповедал нам Господь, говоря: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).
И как спасительно было бы (для него, для нас), если бы он собрал силы для духовного подвига, поднялся на высоту своего истинного патриаршеского призвания, упал бы на колени перед своей жертвой – болгарским православным христианином, и сказал: «сынок, согрешил я на небо и пред тобой, и не достоен называться твоим отцом».
И тогда мы радостно воскликнем: «Аксиос! Достоин!»
- - -
Источник: газета «Культура» (Болгария).
Перевод с болгарского Янины Алексеевой.
Иллюстрации и примечания - редакция Православного исследовательского центра "Хризма".
[1] Имеется в виду столица Болгарии – город София.
[2] Имеется в виду Константинопольский собор 1872 г., на котором была осуждена так наз. «ересь филетизма» (этнофилетизма), а болгарские православные верующие были объявлены схизматиками (раскольниками).
[3] Болгарский экзархат – наименование Болгарской Православной Церкви в период с 1870 (когда был издан фирман турецкого султана, установивший фактическую автономию болгарских епархий) по 1953 гг. До 1945 г. экзархат находился в так наз. «схизме», т. е. вне общения с Константинопольским патриархатом.
[4] Аллюзия на слоа Господа Иисуса Христа о фарисеях (см. Мф. 7:5, Мф. 23:24).
[5] Великий визирь Османской империи в 1872 г.