Знаменитый храм Святой Софии был построен в Константинополе императором Юстинианом на том же холме, на котором император Константин Великий воздвиг в IV веке первую базилику в честь святой Софии Премудрости Божией.
Вход был с нартекса (притвора), из которого в помещение храма вели девять бронзовых врат. Средние, или императорские, врата были самыми широкими и высокими. Они предназначались для императора и его свиты. Из нартекса можно было попасть в грандиозное храмовое помещение длиной 73 м и шириной 68 м, которое было отделено от двухэтажных боковых нефов рядами колонн.
Храм Святой Софии изобиловал разнообразием и многообразием колонн. При входе в храм были установлены восемь темно-красных порфировых колонн, еще восемь колонн из зеленого мрамора располагались между основными несущими столбами. На южной и северной сторонах близ алтаря, подобно певцам хора, стояли полукругом колонны из черного мрамора.
Пол юстиниановой Софии был инкрустирован мрамором, яшмой, порфиром самых разнообразных цветов и оттенков, его пересекали полосы из зеленого мрамора, так называемые «реки». Одна из этих «рек» шла прямо под дугой арки восточного купола. Многие специалисты полагают, что именно там первоначально находилась алтарная преграда храма.
Потолок и все поверхности были покрыты золотыми мозаичными полями с геометрическими, символическими и растительными орнаментами. Мозаичные поля складывались из кусочков прозрачного стекла, в которое были впаяны золотые лепестки.
Но самым главным богатством храма Святой Софии являлось множество мощей мучеников и святых, которыми было пропитано все тело храма. Мощи были в алтаре, внутри колонн и капителей, в стенах, столбах, арках, в куполе, кровле и т. д. Юстиниан считал, что мощи наполняли храм святостью, что благотворно влияло на души верующих.
Освящение храма состоялось 25 декабря 537 года – в праздник Рождества Христова. Когда в этот торжественный день император Юстиниан впервые посетил церковь, пред ним предстал ослепительной красоты храм Христу Вседержителю.
Современники высоко оценили творение св. Юстиниана – храм Святой Софии даже называли «чудом света». Историк VI века Евагрий писал о Святой Софии, что это уникальное произведение, с которым не может сравниться ни один храм мира.
В нартексе храма были помещены самые почитаемые иконы. Справа от императорских врат находилась знаменитая икона Богородицы, перед которой в Иерусалимском храме молилась Мария Египетская и от которой она слышала голос Богоматери, повелевшей ей идти за Иордан. Известную на весь мир икону привез в IX веке из Иерусалима в Константинополь император Лев VI. Об этом образе оставили сообщения многие паломники. Диакон Игнатий Смоленский, например, в XII веке писал: «…поидохом к церкви Святой Софии и дошедше до великих (императорских) врат, поклонихомся чудотворной иконе Пречистыя Богородицы, от нея же изыдет глас Марии Египетской…» Этот образ, к сожалению, пропал.
По другую сторону императорских врат расположили икону Спаса Исповедника, перед которой каялись те, кто считал для себя позором исповедоваться священнику. Русский паломник иеродиакон Зосима в XII веке отмечал: «Пред образом Спаса Исповедника грехи своя исповедают иже срама ради не мощно исповедатись духовнику». Об этой иконе не сохранилось никаких сведений. Однако большинство специалистов считают, что это была та самая икона, копия которой находится сегодня в Государственном музее Далема в Берлине.
Над императорскими вратами нартекса была создана мозаичная композиция, которая, к счастью, уцелела до нашего времени. На ней запечатлен восседающий на троне Христос. Правой рукой Он благословляет входящих, а в левой держит Евангелие, на котором начертано: «…Мир вам» (Ин. 20, 2) и «Я свет миру» (Ин. 8, 12). Мир, который Христос дарует людям, является миром от Господа исходящим, а не то, что человек вносит в мир своей безбожной жизнью.
«Я свет миру» означает, что Христос является вечно сияющим светом Божественной сущности. Этот свет несет человеку благодать Святого Духа, которая приобщает его к Богу.
Фото: rv.ru
Над южным входом в нартекс в Х веке была создана мозаичная икона, существующая и поныне, на которой перед Богородицей с Младенцем, склонив головы, стоят: справа – император Константин Великий, который преподносит Приснодеве модель города Константинополя, слева – святой Юстиниан, дарующий Ей модель храма Святой Софии.
На втором этаже южной галереи, напротив двери, которая некогда вела в храм непосредственно из Большого императорского дворца, сохранились две красивейшие мозаики XI–XII века. На одной из них изображен восседающий на троне Христос, по обеим сторонам которого в парадных облачениях стоят император Константин IX Мономах и его супруга Зоя.
Работа по мозаичному оформлению храма продолжалась вплоть до захвата Константинополя турками в 1453 году. Мозаики занимали в храме около 1000 кв. метров. Значительная их часть, к сожалению, была безвозвратно утрачена.
Кроме мозаик и икон здесь хранилось множество драгоценных реликвий со всего христианского мира.
Во времена святого Юстиниана храме находилось всего несколько святынь: частица Древа Креста Господня, гвоздь, которым был пригвожден ко Кресту Спаситель и т.д. Однако за столетия византийские императоры собрали такое множество реликвий, что по их количеству и уникальной ценности храму Святой Софии не было равных.
В алтаре хранились бесценное блюдо, на котором Христос совершил Тайную вечерю в Сионской горнице, а также частица Святого хлеба, который Спаситель на Тайной вечере, «…преломив даде…», своим ученикам сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело мое за вы ломимое во оставление грехов» (Бодлианская рукопись XII века. Оксфорд). Также здесь хранились частицы реликвий Страстей Господних из Фаросской церкви Большого императорского дворца, золотой сосуд с дарами волхвов, пелены, в которые был повит Богомладенец Христос и многое другое. Антоний Новгородский в XII веке видел в алтаре кровь и молоко святого Пантелеймона и его главу.
Множество реликвий находилось и в ризнице. Там хранилась одна из величайших святынь христианства. Чаша Тайной вечери, сделанная из коры дерева, которую Христос на Тайной вечере, «взяв… и благодарив» подал им (ученикам) и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26–28).
В ризнице также находились: Багряница Господа, омофор и архиерейский жезл Григория Неокесарийского, скамья Иоанна Богослова, на которой он сидел, когда писал свои сочинения (Бодлианская рукопись).
21 мая 1453 года, когда турки осадили Константинополь, из 40 окон купола храма Святой Софии изошел великий пламень, который, соединившись в один огненный столп, был взят на небо. Патриарх, император и все присутствующие поняли, что они явились свидетелями знамения – богооставленности храма. И действительно, 29 мая 1453 года Константинополь был захвачен турками, и храм Святой Софии перестал быть источником преображающей человека Божественной благодати.