Источник: Русский вестник 20 лет назад, 12 августа 2000 года, в Баренцевом море во время учений затонула атомная подлодка «Курск». Все члены экипажа погибли. Эта статья основана на материалах книги «В кильватерном строю за смертью» Валерия Рязанцева, вице-адмирала в отставке, служившего 25 лет на подлодке на Тихоокеанском флоте и являвшемся одним из участников оперативно-тактической экспертизы по катастрофе на подлодке «Курск. В своей книге В. Рязанцев подробно рассказывает о том, что привело к трагедии на борту подлодки. Согласно документам ВМФ, подлодка должна была ежегодно проводить торпедные стрельбы, но они были выполнены только один раз – в 1997 году. Ни в 1998-м, ни в 1999-м стрельбы учебными торпедами не производились. На их выполнение не было средств. На август 2000 года главным штабом ВМФ была назначена так называемая «комплексная боевая подготовка» сил Северного флота. 9, 10 августа корабли, которые должны были участвовать в учениях, начали разворачиваться в Баренцевом море. Руководители Северного флота, возглавлявшие «комплексную боевую подготовку», вышли в море на тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий». 10 августа в 04:00 подлодка «Курск» отправилась в свой последний – роковой поход. За время боевой подготовки экипаж «Курска» должен был выполнить стрельбы ракетой «Гранит», а также атаку отряда боевых кораблей учебными торпедами 65-76ПВ и УСЭТ-80. Подлодка «Курск» находилась в составе сил постоянной боевой готовности. Такие суда всегда имеют на борту боевое оружие. Поэтому «Курск» вышел на стрельбы, имея, кроме учебных торпед, также две боевые торпеды 65-76А. 12 августа в 06:00 подлодка «Курск» заняла назначенный для учений район, и командир экипажа по радиосвязи доложил на командный пункт флота и на крейсер «Петр Великий» о готовности выполнить атаку. В 08:40 «Курск» всплыл на перископную глубину и нанес удар учебным ракетным оружием по отряду боевых кораблей. В 08:45 береговой командный пункт Северного флота получил доклад командира подлодки «Курск» о выполнении учебной атаки. Это сообщение стало последним с борта «Курска». Больше никаких сообщений ни на берег, ни на крейсер «Петр Великий» с лодки не поступало, потому что 12 августа в 11:28 на борту подлодки «Курск произошел взрыв учебной торпеды 65-76ПВ, который стал причиной гибели лодки и ее экипажа. Взорвавшаяся торпеда 65-76ПВ относится к парогазовым торпедам, в которых в качестве окислителя применяется маловодная перекись водорода. Маловодная перекись водорода – опасное химическое вещество. Попадание в нее малейшего количества примеси приводит к бурному разложению перекиси водорода с выделением огромного количества тепла и, как правило, заканчивается взрывом. При подготовке к боевым учениям торпеду 65-76ПВ 3 августа загрузили на борт подлодки «Курск» и поместили на стеллаже, где она находилась в предустановленном состоянии до 11 августа. 11 августа в 15:50 в воздушном резервуаре торпеды была произведена набивка воздуха до требуемого давления. Об этом свидетельствует найденная после катастрофы записка командира боевой минно-торпедной части лодки «Курск»: «11 авг. 2000. 15:50. Произвели замер давления (роста) в резервуаре окислителя (торпеды 65-76ПВ) за 12 часов. Давление возросло до 1 кг/см2. Произвели подбивку ВВД (воздух высокого давления) в воздушном резервуаре до 200 кг/см2». Когда 12 августа в 10:00 учебную торпеду 65-76ПВ вынули из стеллажа и загрузили в торпедный аппарат № 4, грязный воздух из воздушного резервуара в малых объемах начал поступать в пусковой баллон окислителя, что вызвало разложение перекиси водорода, сопровождавшееся выделением большого количества тепла и подъемом давления. Нештатное состояние торпеды в торпедном аппарате развивалось около двух часов, в течение которых подводники 1-го и 2-го отсеков аварийного состояния торпеды не заметили. Не зафиксировали его и автоматические приборы контроля. В 11:28 давление внутри пускового баллона окислителя торпеды достигло критического уровня, и он взорвался. Этот локальный взрыв баллона послужил детонатором к подрыву находившегося в торпеде окислителя (почти полторы тонны), керосина – в резервуаре горючего, а также воздушного баллона под давлением 200 кг/см2. Произошел мощнейший взрыв, эквивалентный взрыву 150–200 кг тротила. Ударная волна от взрыва торпеды 65-76ПВ распространилась в 1-й отсек. Давление во фронте ударной волны было порядка 5–8 кг/см2, что является для человека смертельным, поэтому все подводники 1-го отсека погибли мгновенно. Энергия ударной волны проникла и во 2-й отсек, в котором находился главный командный пункт управления подлодки «Курск». Весь личный состав 2-го отсека получил тяжелые контузии и уже не был в состоянии управлять лодкой. Офицеры 2-го отсека не смогли дать сигнал аварийной тревоги и проинформировать личный состав других отсеков о случившемся, а также сообщить на берег об аварии. Через 1–2 секунды после взрыва торпеды подлодка «Курск» стала неуправляемой и с перископной глубины стала опускаться на дно. Спустя 2 минуты 15 секунд лодка на скорости 3 узла с дифферентом 40–42 градуса на глубине 108 м врезалась в грунт. От удара о грунт в подлодке взорвались боевые торпеды. Произошел чудовищной силы взрыв, который искорежил корпус лодки, спрессовал оборудование 1-го, 2-го и 3-го отсеков и превратил самую современную боевую атомную подлодку в изуродованную груду металла. Произошедший в 11:30 взрыв боевых торпед унес жизни большей части экипажа «Курска». Через полчаса оставшиеся в живых, обожженные, оглушенные, задыхающиеся от недостатка кислорода 23 подводника собрались в 9-м отсеке, который являлся отсеком-убежищем с выходным люком. Сначала моряки решили самостоятельно не выходить из подлодки, а ждать помощи. Они надеялись на то, что аварийный буй, который при аварии автоматически всплывал на поверхность, даст понять об аварии на лодке, передаст координаты места ее затопления и через считанные часы к ним на помощь придут спасатели. В 11:30, как раз тогда, когда на подлодке прогремел второй взрыв, «Курск» должен был начать выполнять запланированную атаку учебными торпедами, которую экипаж осуществить уже не мог. Несмотря на то что ни руководство Северным флотом на крейсере «Петр Великий», ни отряд боевых кораблей учебных стрельб со стороны подлодки «Курск» не зафиксировали, никого это не насторожило. Сначала в 9-м отсеке, где собрались подводники, условия пребывания были удовлетворительные. Отсек был герметичен. В него не поступала забортная вода, температура воздуха была около +14–16 оС, запасов регенерации воздуха хватало на сутки, а избыточное давление в отсеке 0,6кг/см2 допускало длительное пребывание в нем моряков без каких-либо последствий для их здоровья. Вероятно, около 12 часов и была написана записка капитан-лейтенантом С.В. Садиленко, найденная после поднятия подлодки «Курск» на поверхность: «В 9-м отсеке – 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО (угарный газ) при БЗЖ (борьба за живучесть). Давление в отсеке 0,6 кг/см2, кончаются В-64 (регенеративные патроны для получения кислорода). При выходе на поверхность не выдержим компрессию. Не хватает брасовых ремней ИДА (индивидуальный дыхательный аппарат). Отсутствуют карабины на стопор-фале. Необходимо закрепить буй-вьюшку. Протянем еще не более суток». Моряки ждали спасателей более трех часов, но никто на помощь не пришел. К 15:00 обстановка в 9-м отсеке резко ухудшилась. Разрядился аварийный аккумулятор, в отсеке стало темно. Температура воздуха понизилась до +7–4 оС. Средства регенерации воздуха не обеспечивали в отсеке необходимого содержания кислорода. Подводники пребывали в подавленном состоянии. Они теряли последние силы. Судя по всему, в это время и была написана записка капитан-лейтенантом Д.Р. Колесниковым, которую обнаружили после аварии: «12.8.2000, 15:15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет, 0/0 10–20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет. Отчаиваться не надо. Колесников». Единственные, кто зафиксировали взрывы на подлодке «Курск», были норвежская сейсмическая станция и подлодки США, наблюдавшие за учениями в Баренцевом море. На Северном флоте даже не знали, что на борту «Курска» произошла авария, что подлодка, превратившаяся в груду металлолома, лежит на дне и что из 118 членов экипажа в живых осталось всего 23 моряка. Таким образом, когда подводники были еще живы и их можно было спасти, никто из участников учений не знал о положении дел на лодке, не знал о гибельном состоянии моряков, а значит, не поддержал их. В этот страшной ситуации для находящихся на краю гибели моряков сострадание и милосердие к страждущим, по милости Божией, сподобился выразить один монах-отшельник. Об этом мне поведал Владимир Мартынов, известный композитор. Этот монах уже 30 лет нес подвиг отшельничества на берегу глухого норвежского фьорда недалеко от места, где 12 августа 2000 года в 9-м отсеке подлодки «Курск» терпели бедствие 23 подводника. Узнав о трагедии на подлодке, монах ясно понял безнадежность положения, в котором оказались моряки, почувствовал их скорбь, боль, страдания и великий страх и трепет, с которым покинутые всеми подводники взывали о помощи. Переполненный сострадательной любовью к ним монах вошел в храм, опустился на колени перед иконой Богородицы и начал молиться, слезно умоляя Богородицу прийти на помощь несчастным, заживо погребенным в затонувшей лодке подводникам. Из сокровенных глубин своего сердца монах еще и еще молил Богородицу о милости к обреченным на гибель морякам. Внезапно алтарь озарился ослепительным светом, который воссиял ярче света солнца в самой блистательной яркости его. Этим высочайшим, несказанным, непостижимым светом стал объят весь храм. Взирая с благоговением на совершенную святость этого надмирного сияния, монах понял, что это блистающее своей светозарностью Божественное видение свершилось ради погибающих моряков, которое несло им всепрощение, утешение, примирение и приуготовляло их к смерти. Тем временем подводники, поняв, что ждать помощи от спасателей бесполезно, стали готовиться к самостоятельному выходу на поверхность. Перед тем как приступить к этой опасной операции, капитан-лейтенант Д.Р. Колесников в полной темноте и написал свою записку. Для подводников «Курска» существовал лишь один способ выйти из лодки. Он заключался в том, чтобы сначала затопить наполовину 9-го отсека забортной водой, затем воздухом сравнять давление отсека с забортным давлением и по буйрепу выходить на поверхность. Свою попытку самоспасения моряки начали с увеличения содержания кислорода в 9-м отсеке. Для этого нужно было установить дополнительные регенеративные кислородсодержащие пластины. Их необходимо было развесить в открытом виде. Регенеративные пластины опасны в эксплуатации. При попадании на них органических масел или топлива они мгновенно вспыхивают. Температура пластин достигает тысячи градусов. Потушить подобный огонь практически невозможно. После взрыва боевых торпед в трюме 9-го отсека из масляной цистерны вылилось масло и все в отсеке покрылось маслянистой пленкой. Когда подводники стали размещать пластины регенерации воздуха, на одну из них попало масло, и тут же начался интенсивный пожар, который потушить они не смогли, ибо 9-й отсек мгновенно наполнился угарным газом смертельной концентрации. Все моряки погибли за считанные секунды, практически одновременно. В. Рязанцев в своей книге утверждает, что их смерть наступила 12 августа в 15:40. Однако согласно заключению судмедэкспертизы это произошло 12 августа от 19 до 22 часов. В. Рязанцев уверен, что после двух взрывов оставшиеся в живых подводники «Курска» были обречены на гибель. Их ждала или смерть от удушья внутри лодки, или, если бы им все-таки удалось выбраться из нее, смерть на поверхности Баренцева моря от переохлаждения, ибо там их никто не ждал. На выполнение учебных задач 12 августа подлодке «Курск» отводилось два часа – с 11:40 до 13:40. В 13:40, когда истекло время подводной учебы «Курска», крейсер «Петр Великий», на котором располагались командные пункты штабов Северного флота, маневрировал на восточной кромке места нахождения лодки, ожидая ее всплытия. Подлодка «Курск» не всплыла. Последнее радиосообщение с нее было получено 12 августа в 08:40. Согласно служебным документам ВМФ, если подлодка не всплывает в течение часа после назначенного всплытия, руководство флота обязано объявить аварийную тревогу. В 14:40, когда командование Северным флотом должно было объявить аварийную тревогу, оно ее не объявило. К этому времени 95 подводников «Курска» были уже мертвы. Сама подлодка, выведенная из строя, лежала на дне, а 23 выживших моряка находились в 9-м отсеке в бедственном положении, ожидая помощи. В 15:40, когда, согласно В. Рязанцеву, уже не было в живых и находившихся в 9-м отсеке подводников, с борта крейсера «Петр Великий» на подлодку «Курск» взрывными источниками звука был передан сигнал экстренного всплытия. Лодка на поверхности не появилась, а аварийная тревога опять не была объявлена. 12 августа в 19:00 на поиск «Курска» вылетели самолеты морской авиации флота, которые до 22:00 занимались бесплодными поисками подлодки «Курск». Наконец, в 23:30, спустя 12 часов после взрывов на подлодке, на Северном флоте была объявлена аварийная тревога. Спасательная операция ВМФ началась тогда, когда никого из членов экипажа «Курска» уже не было в живых. 13 августа в 09:00 спасательное судно «М. Рудницкий» с двумя подводными спасательными аппаратами на борту прибыло к месту нахождения затонувшей лодки. С 13 по 19 августа спасательные аппараты АС-34 и АС-36 предприняли множество попыток состыковаться с люком подлодки «Курск», чтобы проникнуть в 9-й отсек, и не смогли этого сделать. 19 августа в 21:50 в район катастрофы «Курска» прибыло норвежское спасательное судно «Норман Пионер» с водолазами на борту. 20 августа в 08:00 туда же пришел еще один норвежский спасательный корабль «Сивей Игл» с английскими и норвежскими водолазами. 20 августа в 15:20 к затонувшей лодке спустились три норвежских водолаза. Обследовав снаружи то, что осталось от подлодки «Курск», они первыми сообщили о том, что живых на борту лодки нет. 21 августа в 12:25 норвежские водолазы, наконец, проникли в 9-й отсек подлодки. Отсек был затоплен. Выживших обнаружено не было. Норвежским водолазам за полтора дня удалось попасть в подлодку «Курск», т.е. сделать то, чего не смогли осуществить спасатели Северного флота за семь дней. Подлодка «Курск» не прославила свое имя. Она как будто специально была построена, чтобы погубить 118 моряков-подводников. Наталия ЗАЙЦЕВА |