Источник: Русский вестник
В 2019 году Русский Вестник представил читателям интервью с выдающимся русским художником Борисом Михайловичем Ольшанским, в котором отражались его представление о Древней Руси и отношение к современности. Воспевший славянских богов и героев из позапрошлого тысячелетия живописец имеет критичный взгляд на текущие тенденции цивилизационного развития человечества, связанные с вписыванием народов и национальных культур в парадигму глобализма и диктатуры искаженных ценностей. За минувший промежуток времени обстановка в мире стала еще более напряженной, и Б.М. Ольшанский рассказал, в каком направлении он сейчас работает.
– С нашей прошлой встречи в Москве многое произошло в России и мире. Как на Вашей творческой и повседневной жизни сказалась пандемия?
– Слава богу, передо мной не стояло выбора. Я уехал в Тамбов и мирно пережил этот период, меньше бывая на публике. Знаю людей, которые умерли от этой болезни, так что отношение серьезное. Все нормально: работаю. Другое дело, что в 65 лет силы уже не те.
– По нынешним меркам, в связи с переносом пенсионного возраста, Вы еще молоды…
– Ну это же трагедия для России! Статистика говорит, что 49% мужчин у нас не доживает до 60 лет, а они откуда-то взяли эту планку в 65 лет! То есть государство совсем не хочет платить пенсию, которая полагается людям за честный труд. Вот есть у нас движение «Бессмертный полк», что я полностью одобряю, но в то же время задаюсь вопросом: почему у нас в стране только к мертвым относятся с почитанием? Неужели необходимо умереть, чтобы на человека перестали плевать? Пенсионеры и дети – самые незащищенные категории граждан. Мы каждый день слышим громкие заявления, пафосные лозунги о том, как все правильно делается, но в действительности люди должны жить на 10–12 тысяч рублей, когда инфляция составляет 20–30 процентов? А молодежь будет смотреть, как государство относится к старикам, и впитывать это. В наших феодально-капиталистических условиях, где каждый день новые проблемы, человек слишком рано изнашивается – и морально, и духовно, и физически. Я считаю, что это можно считать геноцидом.
– Очевидно, что у младших поколений от этой картины вырабатывается нигилизм.
– Еще бы! Ведь у наших чиновников все хорошо: они назначают себе непропорционально гигантские зарплаты, своих детей отправляют учиться за границу. Грозились пенсионерам добавить тысячу, а наскребли только на 500 рублей, притом что инфляция все съедает. При наших ископаемых, при ресурсах государства такой уровень жизни народа – позор. И при СССР шел геноцид населения, как честно признавался один чекист. Тогда в ущерб русским кормили и снабжали другие республики, но нельзя до такой степени презирать народ!
Мы фактически превратились в колонию. Из нас, как из Африки, качают богатства, но коренное население не видит денег. Куда уходят эти средства? Расходы на армию я могу понять. Кажется, Наполеону приписывается изречение: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую». Но раздувшийся аппарат чиновников, принимающих бездарные законы и только собирающих дань, – это бремя, с которым мы долго не протянем.
– На фоне ограничительных мер, вызванных пандемией, актуализируются разговоры о последних временах. При этом одни видят в России катехон, а другие полагают, что она также встроена в глобальную схему распада. Какую позицию занимаете Вы?
– Коронавирус – это большая загадка, очень странное явление, выросшее из ниоткуда, и я не думаю, что оно имеет природное происхождение. Апокалипсис ощущается, но на все воля свыше – Творца нашего.
Глобалистские силы делают все, чтобы уничтожить Россию. Их решения ведут к гибели всего человечества: рубят сук под собой же. Не удалось покорить нас с помощью танков, решили переформатировать народ, начиная с мировоззрения молодежи. Очень важно, что человек услышал в 5–6 лет, – это может отложиться в голове на всю жизнь. Дети вырастают в загрязненном информационном фоне, где потом все бурно зацветает «голубым» и «розовым». У нас предпринимаются попытки ограждаться, но особого оптимизма я не испытываю. Это не 41-й год, когда основное народонаселение шло от Матери-Земли, сил было больше, да и сознание было более здравое. В случае беды сейчас такого человеческого ресурса у нас не будет. Наша молодежь не испытывает трепета ни к чему святому, ни к чему патриотическому. А у наших ура-патриотов, которые учат, как любить Родину, дети в основном за границей, и в случае чего – мы здесь их не увидим.
Сейчас против нас настроен чуть ли не весь мир. К сожалению или к счастью, нас никто не мог до конца понять, потому что Россия всегда была своеобразной – отдельной цивилизацией, как Китай или Восток. И я не могу понять, для чего мы с петровской эпохи стремились к Западу, хотя в духовном смысле были выше них?
– Среди молодежи 2000-х, выросшей при официальном курсе на духовные скрепы, только растет неприятие традиционных ценностей. Искусство и культура могли бы обратить новые поколения к своим корням?
– Можно и нужно пытаться достучаться через искусство, но это должно ложиться на подготовленную почву. Уровень культуры в советское время был высокий, но это не спасло СССР. Все начинается с головы, а номенклатура все та же. Как подавать пример молодежи? Вначале было слово, но за ним должно последовать реальное дело. Можно много говорить о патриотизме и взывать к лучшим чувствам, но как это соотносится с разрухой в городах, с необходимостью искать работу и создавать семью на провинциальную зарплату в 20 тысяч? Внутри людей в эту эпоху невыполненных обещаний растет пустота – они ни во что не верят. У нас будут танки и ракеты, но кто будет управлять ими? При таком подходе к народу вырастет поколение, где половина оправдает предательство.
Русская культура уничтожается. Художников сейчас загоняют в угол, обкладывают огромными сборами за мастерские и говорят: зарабатывайте и выживайте! Но искусство никогда не было настолько прибыльным делом, чтобы мы платили миллионы. Союз художников нарабатывал годами и сохранял культурное наследие, а сейчас идет по пути разрушения.
Если брать таких энтузиастов, как О.А. Платонов иже с ним, кто пытается самостоятельно отстаивать национальную культуру, то в массе их все равно не услышат, пока у нас не номенклатура при стране, а страна при раздувшейся номенклатуре.
– Культурные вызовы, с которыми столкнулся западный мир и отголоски которых уже звучат в нашем обществе: ликвидация традиционной семьи и патриархальных ценностей, эпидемия ЛГБТ и гендерной идеологии, дискриминация белого мужчины – это тупик западной капиталистической модели или часть какой-то более глобальной схемы, разрушающей не только национальные культуры, но и само понимание человеческого?
– За этим стоит целая программа, и неслучайно в это вкладываются огромные деньги. Это глобалистический проект, цель которого – уничтожить личность как таковую, свободное человеческое мышление и, конечно, душу. Технический прогресс не гарантирует духовного развития, и у нас достижения цивилизации граничат как раз с деградацией личности: разрушается традиционное мировоззрение, не остается понятий о чести и нравственности. Это происходит и при попустительстве наших властей, потому что наши федеральные каналы заполнены разговорами обо всей этой грязи. Даже когда они как бы осуждают возникшие проблемы, они посвящают этим темам целые часы эфира, в то время как о хорошей выставке, писателе или чем-то достойном будут говорить меньше минуты. Это тоже популяризация, причем за государственные деньги.
– Пару столетий назад избавлялись от религиозной морали ради свободы индивидуальности, а сегодня разрушается сама индивидуальность. Каков основной источник этих процессов?
– Скорее всего, за этим стоят внеземные силы. Недаром испокон веков говорилось, что борьба между Светом и Тьмой никогда не прекращалась. Залогом приближения конца времен будет момент, когда вся родовая память и национальные традиции будут преданы забвению, а люди превратятся в безликую массу. И есть земные силы, располагающие финансовыми ресурсами, потому что эту программу необходимо внедрять. Это элиты, для которых отдельный человек – как муравей, и они выполняют функцию лакеев для тех сил. Я называю этих людей гуманоидами, потому что им безразличны все культурные особенности: им нужны только ресурсы и рабсила.
– Вы полагаете, в истории уже были моменты, предвещающие конец времен, или мы переживаем апогей?
– Я сторонник теории, что мы – Пятая цивилизация, а до нас существовали другие: гипербореи и атланты, жители Лемурии, титаны, еще раньше – энергетическая субстанция. Все это уничтожалось и смывалось с лица Земли, когда меркантильное сознание начинало преобладать над духовным. Вот и мы развили технический потенциал, а в духовном плане деградируем. В начале ХХ века казалось, что технологии рождены, чтобы освободить человека от физического труда и дать ему возможность самосовершенствоваться. Но техника закабалила человека, сделав его бездушным придатком к механизму. А условия гиперкапитализма заставляют перешагивать через ближнего ради выживания.
Наверно, в прошлом были попытки духовного роста, но в какой-то момент происходил поворот не в ту сторону. Возьмите трагедию Содома и Гоморры, где люди перешагнули через все запреты. Но, по крайней мере, прежде люди знали: оступился – будь готов к расплате. И понимали, что туда ничего с собой не возьмешь, кроме души, поэтому важно, сколько добра ты сделал. На Руси считался богатым не тот, кто накапливал, а кто умел поделиться. Не зря была Святая Русь – жили эти традиции. Но Петр, под видом просвещения, принес западный образ мышления с поклонением мамоне. Отсюда и начинается путь к духовному и физическому краху.
– Вы ожидаете не просто медленного увядания, а глобальных бедствий?
– С учетом потребительского отношения к природе-матушке... Видимо, нужно пройти через очищение, обрести заново какие-то другие представления. Может, астероид какой-нибудь заденет. В войну как двигатель прогресса я не верю: она может только еще больше пробудить в человеке зверя. Но мне не страшно: я готов к тому, что это может случиться, как и не случиться. Однажды в моей жизни уже был момент, когда я почувствовал приближение чего-то неизбежного. Я шел по набережной под деревьями, и вдруг налетела туча черная-черная – редко такая бывает! Я иду дальше, как вдруг меня ослепила такая мощная вспышка, что я чуть не ослеп, и прозвучал мощнейший раскат грома. Я даже пошевелил пальцами, чтобы понять: живой я еще или нет. Наверно, вот таким это и будет: большинство даже не поймет, что произошло.
– Как художник, возвращавший современника к исконной Руси, как Вы соотносите эти картины с настоящим моментом, где находите вдохновение?
– Я стараюсь видеть хорошее – хорошее в людях, и воспевать это, своим искусством пытаюсь воззвать к светлому началу. Самая большая победа человека – над собой, преодоление своих страстей, когда надо от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать. Когда смотришь на новорожденных, изумляешься, какие они светлые и чистые, но ближе к концу жизни большинство представляет собой неприятное зрелище.
– Над чем Вы сейчас работаете?
– Есть значимые работы в эскизе – «Скорбь Хорса». Это битва Александра Невского и рыцарей, но в ней нет ни победителей, ни побежденных, а есть гибель цивилизаций – западной и нашей. Запад ведь был мощной силой. Была рыцарская держава с огромным потенциалом, а сегодня мы стали свидетелями жалкого итога. У нашей цивилизации, кажется, еще есть что-то в запасе, но, по сути, мы тоже движемся к тому же. Есть работа, где Петр I держит за ухо Меншикова, и это иллюстрация к нашему времени – скажем так, зеркало.
С другой стороны, я пишу жанровые сцены, относящиеся к современности. Например, «Майский дождь» – молодая девушка под дождем. Ведь жизнь сама по себе нейтральная ко всем нам: что ты сам захочешь видеть, то и увидишь. Здесь абсолютная гармония. Также пишу сейчас образ Святогора, называется «Страж Святых гор».
Может быть, когда люди видят творчество, несущее чистоту, какой-то катарсис и происходит. Не себе во славу, а по факту констатирую. Неслучайно раньше художник считался духовным проводником тем, и негативное ему не разрешалось изображать. Ведь, если мы отправляем негатив в Космос, то он, считывая разрушительную информацию, отвечает тем же самым. Мировое пространство наполнено кодом страха, насилия, крови и стяжательства – так чего нам ждать свыше? Мало кто просит просветления свыше. Поэтому я читаю, что на художнике очень большая ответственность и он не должен пропагандировать зло.
– На сегодняшний день с выставочной деятельностью сложно?
– Это очень дорогое удовольствие. Сейчас проходит моя выставка в Пензе. Организаторы предложили машину, загрузили и развесили картины – так можно. А когда тебе приходится самому доставать работы, нанимать транспорт, то уходит пара недель, чтоб подготовиться, ну и финансовые вложения. Закупок никаких: государству нет дела, из премий мы вычеркнуты, чиновникам ничего не надо.
– Много ли еще задумок на будущее?
– Масса всяких идей. Более полусотни эскизов, которые надо реализовать. Главное, чтоб времени хватило и было, на что покушать. Как с отрочества повелось: режешь куски от себя и выживаешь. Но, слава богу, пока желание и терпение творить есть. Есть задумка большого размера – «Весна Священная».
Я планировал серию портретных работ по образам славянских богов и героев. У нас ведь нет надлежащего представления лиц с узнаваемыми чертами! Вот В.М. Васнецов и К.А. Васильев внесли вклад. А в целом мы лишены этого как части нашей древней культуры, в том числе стараниями служителей Церкви. Какой-то священник хвастался, что наскреб 10 тысяч страниц рукописи и на них написал «Отче Наш…». Так выкорчевывать свою историю – это дикость, после которой мы ничего не знаем, когда у соседей записаны все мелочи быта предков. Я человек православный и уверен, что само по себе Православие не призывает обрубать корни. А нам диктовали, что тысяч лет до Крещения не было, что мы только слезли с дерева.
То же самое, когда в 30-е годы взрывали памятники комплекса Бородинской битвы и свидетели смеялись, как над разрушенным склепом генерала П.И. Багратиона взлетали ботфорты. Если так пренебрежительно относимся к собственной истории, то какого покровительства хотим от наших предков, наблюдающих за нами с небес? Вот и остались ни с чем.
Конечно, в мире сохранились фрагменты памяти ведической культуры, сохранилось на уровне сказаний и легенд то, что выкорчевали, но убийство традиции в народе продолжается. Почему с 1917 года и по сей день уничтожается деревня? Потому что она еще долгое время сохраняла народную память и традиции, да и сам народ физически – он там всегда был крепче.
– Чем же человек, принадлежащий к традиции, может подпитывать себя в этом упадке?
– Надо жить, радоваться солнышку, радоваться тому, что Господь нам дал момент существования, момент общения, не гнаться за мамоной, а открыть и осмыслить что-то внутри себя.
Беседовал Филипп ЛЕБЕДЬ