Скромный, добрый пастырь

Александр Сергеевич Пушкин 
0
704
Время на чтение 7 минут

Скромный, добрый пастырь

Фото из архива автора

В марте 2021 года исполнилось 20 лет со дня кончины протоиерея Николая Винокурова – при жизни одного из самых почитаемых священнослужителей Ивановской области, память о котором живет в сердцах верующих ивановцев и спустя два десятилетия после завершения его земного пути

Детство

Николай Макарович Винокуров родился 4 октября 1939 года в деревне Гумнищи Чкаловского района Горьковской области. У него были очень верующие, строгие родители. В их доме каждый день читались утренние и вечерние молитвы, Евангелие и Псалтирь, соблюдались посты. А дядя у Николая был священником и монахом. Он служил в селе Воронцово – небольшом населенном пункте Ивановской области. У своего дяди Никодима, впоследствии архимандрита, Николай начал жить вскоре после того, как ему исполнилось десять лет. Дядя с детства приучал его к домашнему труду. Мальчик помогал ему в алтаре в храме. Когда Коля в первый раз надел стихарь, то деревенские мальчишки-одноклассники прозвали его попом. Это прозвище закрепилось за ним на много лет.

Первые испытания веры

Николаю нравилось учиться. После окончания школы он поступил в Киевскую духовную семинарию. Ему хотелось получить необходимую базу знаний для служения священником. А в это время в стране начинался процесс, получивший в народе название «хрущевских гонений на Церковь» и продолжавшийся в активной своей фазе с 1958 по 1964 год. После окончания первого класса (в то время курсы в семинарии называли классами) в 1958 году Николай был призван в армию, а в 1960 году Киевскую семинарию закрыли.

В армии Николай служил до декабря 1961 года. Там ему пришлось выдержать первые серьезные испытания веры. Стройбат всегда был непростым местом для солдат срочной службы. И в психологическом, и социальном плане, особенно для тех, кого там хотели «перевоспитать». «Королевские колониальные войска», – как-то спустя несколько десятилетий в частном разговоре назвал протоиерей Николай место своей военной службы.

Замполит части однажды положил перед Николаем напечатанное на листе бумаги отречение от Бога, и приказал подписать. Всегда мягкий и тихий солдат неожиданно твердо отказался. Никакие угрозы и уговоры на него не действовали.

Был сослуживец – такой же солдат-срочник, который не скрывал своей ненависти к Николаю, и не упускал ни одного случая ее открыто проявить. Перед демобилизацией подошел и сказал: «Ты знаешь, я ведь хотел тебя убить, но что-то не дало мне этого сделать. Прости меня!» Отец Николай потом всю жизнь молился за этого человека, в котором несколько лет шла внутренняя борьба, от исхода которой зависели в те годы судьбы их обоих.

Духовные семинария и академия

После демобилизации около года Николай был псаломщиком в Троицком храме села Воронцово, с детства ставшего ему родным. Киевская семинария была уже закрыта, он решает поступить в Московскую. Поехал в называвшийся в то время Загорском Сергиев Посад, подал документы. Между тем антицерковные репрессии еще находились в активной фазе. Со всеми желающими получить духовное образование государственные и партийные органы проводили серьезную «работу».

Николаю пришло приглашение в семинарию, а его вызвали в военкомат, отобрали военный билет. «Так только что отслужил?» – удивился юноша. «А мы на переподготовку вас отправим», – ответил сотрудник военного комиссариата. Естественно, никуда его отправлять не собирались – хотели сорвать сроки, чтобы он не смог поступить туда, куда стремился.

Помог будущий архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский, а в то время иеромонах Амвросий, к которому Николаю посоветовал обратиться за помощью дядя. Тот окончил Московскую семинарию в 1952 году, знал ректора и инспектора – казалось бы, более чем шаткие основания для того, чтобы спустя десять лет ходатайствовать за человека, которого государственные органы не хотят пропустить учиться, да еще в разгар репрессивной антицерковной политики. Но отец Амвросий так не посчитал, поехал вместе с Николаем в Загорск, встретился с руководством семинарии, поговорил с ними, сумел найти нужные аргументы. И зачисление юноши состоялось. Впоследствии на протяжении десятилетий он будет для епископа Амвросия самым близким и преданным помощником.

После окончания семинарии Николаю хотелось поскорее стать приходским священником. Но отец Амвросий, к которому он обращался за советом, говорил: «Ну, поучись еще год». А через год: «еще год». Так Николай и окончил духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение, посвященное гомилетическому наследию святителя Филарета (Гумилевского).

Священник

Николай Винокуров был рукоположен в сан диакона в 1965 году в целибате (то есть фактически приняв обет безбрачия, но без монашеского пострига). В сан священника он был рукоположен 7 апреля 1967 года, когда учился на третьем курсе Московской духовной академии. После ее окончания отца Николая направили в Ивановскую епархию, где до конца своей жизни он служил в Преображенском кафедральном соборе в Иванове.

Отец Амвросий к тому времени стал настоятелем этого собора, и молодой священник стал ему опорой. А когда в 1977 году состоялось рукоположение архимандрита Амвросия в сан епископа Ивановского и Кинешемского, тот назначил отца Николая настоятелем собора, а в 1980 году одновременно и секретарем епархиального управления. Настоятелем собора отец Николай был до 5 марта 1992 года, а секретарем до 15 июля 1993 года – времени, когда он не мог уже выполнять административные обязанности по причине болезней.

Но священником отец Николай оставался до самого последнего дня своей жизни. Никому и никогда не отказывал в словах назидания и утешения. Общение с людьми не было для него формальным, порой даже забирало последние силы. Но и тогда он не закрывался от тех, кому был необходим.

Проповедник

Проповедь отец Николай считал одним из важнейших направлений в пастырском служении. Учил молодых священников, чтобы обязательно проповедовали за каждым богослужением, хотя бы несколько минут, и делали это так, чтобы им самим было понятно то, о чем говорят. Сам он постоянно проповедовал. Однако главной проповедью была сама его жизнь.

Сложно найти человека, который от общения с ним сохранил бы плохие воспоминания. Он был священником не только в храме, но и в больнице, где на протяжении последних почти десяти лет своей жизни был частым пациентом, и в любом другом месте, где ему случалось оказаться. Лица людей, с которыми он разговаривал, становились светлее. Он часто говорил, что может много красивых слов сказать, но если Бог сам не коснется сердца слушающего, то все эти слова будут бесполезны.

Проповеди протоиерея Николая часто публиковались в газете «Рабочий край» и «Ивановской газете», еще при его жизни они, а затем и его кандидатская диссертация, были изданы отдельными книгами, неоднократно переиздавались и после его кончины.

Человек Божий

Приведу несколько воспоминаний разных людей, опубликованных в книгах об отце Николае.

«Однажды к нему пришла девушка, очень встревоженная и заплаканная, просила помощи. Она занималась совместным бизнесом, что-то не получилось. Компаньоны стали требовать с нее деньги, говоря, что она еще осталась им должна. Назначили кратчайший срок, а если не отдаст, то грозились убить. Таких денег у нее не было. У отца Николая тоже не было такой суммы, но была молитва. По его просьбе все находившиеся в доме встали на коленопреклоненную молитву. После молитвы девушка, немного успокоившись, ушла домой. По дороге домой на площади Пушкина она встретила своего родного отца, с которым давно не виделась, так как он был в разводе с ее матерью. Отец ей обрадовался. Она рассказала ему о своей беде. А он ее успокоил, сказал, что даст ей такую сумму, чтобы она откупилась от злых людей. Отец девушки занимался бизнесом, и дела его шли успешно».

«После родов у меня были последствия, диагноз - кистома. В 1993 году обострение, предложили операцию. Отказалась. Со страшными болями пришла в собор на службу к батюшке Николаю. После Литургии иду к кресту. А он меня благословил и положил крест именно на тот бок, где была боль, а я ему еще и сказать ничего не успела... Он глаза поднял ввысь, стал молиться, какой-то неземной весь... Из храма вышла – бок три раза как иглой остро и больно кольнуло, после чего боль отошла навсегда. Через семь лет, когда меня проверяли, врач задал вопрос, какие были болезни. Сказала, что кистома в 1993 году. А врач не поверил – уже 2000 год, говорит Вас за это время уже на свете не было бы. Вот какую силу имела батюшкина молитва».

«Моего сына направили в Чечню, когда там шли военные действия. Накануне ему приснился сон, что они прилетели в горы, где его сильно ранили. Я очень встревожилась, рассказала сон отцу Николаю. Он сказал: «Бог милостив, только молись». Сын с отрядом уехал из нашего города. Через три дня звонит, что их ждет вертолет, они улетают в горы. Я срочно позвонила отцу Николаю. Он сказал, что надо очень сильно молиться. Потом я узнала, что после моего звонка батюшка и все, кто был в это время у него дома, встали на колени и усердно молились Богу, Божией Матери и всем святым. Буквально через двадцать минут после звонка сына, он вновь мне позвонил и сказал, что его в горы не взяли, оставили для выполнения другого задания».

Память

Небольшая часовня на могиле протоиерея Николая Винокурова давно стала местом, куда приходят в знак любви и почитания почившего пастыря и в ожидании его молитвенной помощи много православных людей. Памяти отца Николая посвящены уже три вышедшие книги «Человек Божий» (2001), «Образ верным» (2017 и дополненное издание 2019 года). В двух из этих книг одним из редакторов-составителей выступил депутат Государственной Думы ФС РФ Валерий Викторович Иванов – близкий друг и духовный сын отца Николая в последние годы его земной жизни.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон недавно инициировал сбор материалов для канонизации архимандрита Иоанна (Крестьянкина), со времени кончины которого 5 февраля 2021 года исполнилось 15 лет. Возможно, приходит время начинать сбор материалов и для церковного прославления протоиерея Николая Винокурова – скромного, доброго пастыря, не боявшегося принять в свое сердце боль множества приходивших к нему людей.

Алексей ФЕДОТОВ, доктор исторических наук,
почетный работник науки
и высоких технологий РФ, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Федотов
Все статьи Алексей Федотов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:38
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11