Источник: Россия - Ноев Ковчег
Сегодня говорим про жизненную программу человека и школьное образование. Можно ли воспитание человека рассматривать, как его программирование? Из каких основных шагов должна состоять жизненная программа? Когда срабатывают заложенные в детстве установки? Почему важно, чтобы дети еще в школе осмысливали цели и основные этапы своей жизни? Каким смыслом должно быть наполнено школьное образование?
На эти и другие вопросы нашего сайта в эксклюзивном интервью отвечает известный ИТ-предприниматель, глава совета директоров компании NAUMEN, эксперт РНК Александр Давыдов.
Программирование человека
Человек с детства формирует программу жизни. В программе есть крупные действия — назовем их «шагами». Обычные «шаги» жизненной программы: 1) учиться», 2) служить, 3) работать, 4) жениться, 5) родить и воспитать детей, помочь им стать на ноги, 6) водиться с внуками, дождаться правнуков и 7) умереть.
Такой программы в человеке изначально нет, эти «шаги» отсутствуют. «Шаги» должны быть запрограммированы, то есть сформированы и закреплены. Иначе человек их не исполнит. Образы этих «шагов» у человека должны быть сформированы и закреплены — запрограммированы.
Можно называть программирование человека более мягко — «воспитанием», но это слишком широкое слово. Когда я говорю про формирование образа главных «шагов» жизни, то называю это более определенно «программированием», как профессиональный айтишник. Программировать нужно не только компьютеры, но и людей.
«Толерантным» родителям важно не заиграться в доктора Спока, оставляя всё на выбор ребенка. Человек «программируется» и требует программирования-воспитания. Если не программируете вы (или те кому вы доверяете), то программа останется пустой или ее заполнят чуждой программой. Тогда будет плохо. Важнейшие шаги могут не исполниться, или исполнится чуждая и вредоносная программа.
Например, однажды ваш сын подойдет и скажет, что решил сменить пол и стать девочкой. Что произошло? Когда-то бабушка (мама, тетя) не похвалили малыша «Какой жених у нас растет!», «Какой мальчик у нас сильный/справедливый/добрый, заботливый!». Мальчик бы запомнил похвалу, программа была бы установлена. Иначе осталось пустое место, его заполнил своей программой чужой. А человека толкнули в пропасть. Стройте счастливый мир, говорите детям, внукам, племянникам, близким детям, какими вы их видите в будущем.
Например, дядя спрашивает племянника: «Ты когда в школу пойдешь, как учиться будешь?» – «На пятерки!». «А может на тройки-четверки?», «Нет, только на пятерки!». И вот ребенок в первом классе изо всех сил старается, получив первые тройки. Благодаря словам дяди, он преодолевает и получает пятерки.
Бабушка говорит шестилетней внучке «Смотри, какая у нас невеста растет, все парни ее будут. Все то она умеет – и капусту рубить, и пельмени стряпать». Если это сказал кто-то авторитетный и любимый, то девочка узнала, что ей хорошо будет выйти замуж. Она постарается стать хорошей невестой, а бабушка дождется правнуков.
Простой вопрос «Ты кем станешь, когда вырастешь?» – программирует и стремление вырасти и стать самостоятельным, и добиваться успехов на работе. Эти вопросы в детстве навсегда сохраняются в памяти и действуют всю жизнь.
Задавайте близким детям эти вопросы, и формируйте людей с полноценной жизненной программой. Программирование работает и в подростковом возрасте. Высказывайте свое отношение к возможным будущим событиям в жизни ребенка. Если ребенок учится в школе за рубежом и хочет там остаться, то можно ему прямо сказать, что вашей семье нужны русские, а не немецкие внуки. Это простое убеждение и формирование жизненной программы — возвращения на Родину, поступления в российский ВУЗ и будущей женитьбы в России. Другой пример программирования — популярная поговорка «в двадцать лет ума нет — и не будет, в тридцать лет жены нет — и не будет: в сорок лет денег нет — и не будет».
Как и когда срабатывает жизненная программа? Человек вдруг решает жениться к определенному сроку. Или в семье рождается много детей. Или молодая супруга при первом же скандале неожиданно подает на развод. Или человек уезжает работать за границу, и возвращается.
Обычно, если ребенку что-то нравится, то он закладывает подобное в свою программу. Например, если в семье много детей, отец — ее глава, семья полна жизни, то, скорее всего, ребенок эту программу в свою жизнь заложит и будет к ней стремиться. Если внук любит деда-бабу, а родители о них заботятся, то в программу внука войдет намерение заботиться о родителях и стать дедом. Внук через деда-бабу формирует желание иметь не только детей, но и внуков. Это сложная программа аж на два поколения, которая воспитывает терпение и длинную волю ребенка. И отрицательные опции он тоже получает. Если родители развелись, то ребенок может заложить опцию развода, возможность разрушения семьи.
Программирование – дело творческое, может строиться и на отрицании. Ребенок может видеть пьяницу отца, или развод родителей и решить, что он никогда не станет делать так, как отец или мать. Выработка жизненной программы есть тайна, воля человека свободна.
Сокращение жизненной программы
Как-то я проводил опрос старшеклассников и первокурсников, для чего они учатся в школе, какой в этом смысл? Обычно отвечали – «для поступления в ВУЗ». Следующий вопрос – «для чего учиться в ВУЗе?», потом «для чего работать?», потом «для чего жениться?» и так далее, пока школьник мог ответить. Таким способом я мог узнать жизненную программу школьника-студента.
На чем кончалась программа? До конечного вопроса «зачем умирать» никто не добрался. Удивило, что много студентов не добралось даже до шага «жениться». И если называли этот шаг, то следующий шаг «родить детей» называло всего 10-15% студентов. Шаг программы – «родить детей», у большинства – отсутствовал. Это к главной причине низкой рождаемости. У школьников и младших студентов оказались очень короткие жизненные программы. В них нет ни детей, ни внуков, ни старости, ни смерти. У многих уже нет «брака», а есть «сожительство».
В жизненных программах школьников нашего поколения был шаг «дети», я помню свои школьные разговоры о будущем со сверстниками. Теперь такого нет ни у старшеклассников, ни у студентов. Прямое следствие — нынешнее падение рождаемости. Судя по моим опросам, рождаемость еще снизится. Нынешний СКР (суммарный коэффициент рождаемости) 1,5 будет снижаться дальше. Шаг «дети» у молодежи не запрограммирован.
Можно показать, что жизненная программа в России укорачивается уже лет 100. Последние 30 лет ее шагреневая кожа сжимается особенно быстро. Почему? Если кратко, то сокращение жизненной программы стало возможным (а значит – неизбежным), когда в советской культуре исчез вопрос-ответ последнего шага программы – «зачем умирать?», или иначе – «в чем смысл жизни?». В нашей либеральной культуре ответ прост – «смерть (и жизнь) — бессмысленны». А значит, «живи одним днем, пей, веселись, наслаждайся, после смерти ничего нет». Отсюда – массовый эгоизм и «жизнь для себя».
Жизненная программа стирается с конца. Общественное сознание инерционно, поэтому очередной шаг стирается примерно за поколение. Все помнят постепенный рост числа разводов в СССР и в РФ, но в определенный момент шаг «брак» обвалится. Также идет медленное падение суммарного коэффициента рождаемости, но в определенный момент произойдет обвал рождаемости.
Смерть не исчезла, но перестала быть частью жизни, пропал именно смысл в жизненном шаге «умирать», как в переходе к загробной жизни. Если тебя не будет совсем, то не важно что будет после тебя. Исчезает смысл жить в следующих поколениях, исчезает смысл быть дедом, отцом. Незачем «рожать детей». Привет, эгоизм, «жизнь для себя», здравствуй чайлдфри! Незачем «жениться» (нести ответственность, сохранять брак). Привет, сожительство без обязательств, и 90-процентый уровень разводов у молодых!
На пороге стоит ввод безусловного базового дохода. «Работать» станет незачем, станет не нужен и этот шаг. Затем – «незачем учиться». Это — неизбежная логическая последовательность сокращения жизненной программы людей в той цивилизации, где потерян ответ на крайний вопрос «зачем жить и умирать». Смерть такой цивилизации не просто вероятна, а очевидна. Потеря религиозного смысла стирает цивилизацию механически и неотвратимо.
Что должно делать образование и культура?
Можно ли что-то сделать? Можно, если изменить образование и культуру. Для чего нужно образование? Что должно давать настоящее образование? Прежде всего, оно должно дать понимание «смыслов жизни». Не плоское, одномерное, а глубокое и широкое – религиозное и культурное. То есть просвеченное глубиной и широтой всех достижений человеческой культуры, включая, но не ограничиваясь искусствами. Под культурой понимаю всё, что передается человеческого, что отличает человека от животного. И, конечно, в первую очередь образование отвечает на вызов «смерти». Без понимания «смерти» нет человека, он расчеловечивается.
Настоящее образование должно дать понимание (смыслы) собственной жизненной программы, включая «работу», «семью-детей», «родителей», «государство». ЭТО ГЛАВНАЯ И ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ. Главная задача образования – не «поступление в ВУЗ» и не «подготовка к работе». Образование должно сформировать полную и сомысленную жизненную программу. Семейное, школьное, высшее, культурное, медийное ОБРАЗование — это уподобление человека ОБРАЗу.
Русский язык не обманешь, слово «образование» значит «приведение к образу», постепенное уподобление тому, чей «образ» избран. И здесь лежит камень преткновения для всеобщего образования. В Библии сказано, что человек создан по образу Божьему и предназначен для того, чтобы всю жизнь стремиться уподобиться Богу.
К сожалению, такую задачу наше образование решить не в состоянии. Для христиан это очевидная истина, а для многих – пустой звук. Что, собственно, и показала попытка ввести в школьное обучение предмет, рассказывающий о религии, с целью просветить детей, показать как «смысл жизни/смерти» передан в религии. Чтобы школьник узнал хотя бы «оглавление» и решил, нужно ли ему знать больше. Попытка оказалась неудачной. Рассказывать о «смыслах» оказалось некому. «Смыслы жизни» нужны школьникам, но они не вписываются ни в школьную программу, ни в умы учителей, ни в держателей медиа и культуры.
Христианские «смыслы» в образование не вошли, оно продолжило падать под откос. Православные не хотят мириться с крахом школьного образования, и ищут выход. Возникают веточки православного образования в которое встроены христианские «смыслы жизни». В их числе, например, такая веточка образования, как «Русская классическая школа».
Я последовательно искал, как общество (без направляющего государства) может противостоять наступлению – эгоизма, разрушения семьи, разрушения власти. Мне стало понятно, что не будет единства обществу на этом фронте. Людям неверующим, хоть и с добрыми намерениями, противостоять такому наступлению – не под силу. Неправославные сдаются, когда вопрос встает ребром. Им не за что бороться, комфорт важней. Стало понятно, что только с православными имеет смысл создавать свою образовательную ячейку. Нужно создавать смысловое православное образование.
Понимание смыслов на Западе является уделом элиты. И в нашем образовании теперь не дается смыслов – ни в школе ни в ВУЗе. Компетенции, навыки даются, а смыслы — нет. Религиозные ответы в светском образовании запрещены. А смыслы неотделимы от религии. Поэтому на вопросы, зачем и почему, никто не отвечает. Нужны православные образовательные ячейки, которые будут давать знания со смыслами. Православное образование может быть элитным, им и надо заняться.
Подготовил Валерий Борисов
Специально для РНК