Как вывести из тупика российское образование?

Бывший СССР 
0
736
Время на чтение 8 минут

Источник: Россия - Ноев Ковчег

Сегодня говорим про жизненную программу человека и школьное образование. Можно ли воспитание человека рассматривать, как его программирование? Из каких основных шагов должна состоять жизненная программа? Когда срабатывают заложенные в детстве установки? Почему важно, чтобы дети еще в школе осмысливали цели и основные этапы своей жизни? Каким смыслом должно быть наполнено школьное образование?

На эти и другие вопросы нашего сайта в эксклюзивном интервью отвечает известный ИТ-предприниматель, глава совета директоров компании NAUMEN, эксперт РНК Александр Давыдов.

Программирование человека

Человек с детства формирует программу жизни. В программе есть крупные действия — назовем их «шагами». Обычные «шаги» жизненной программы: 1) учиться», 2) служить, 3) работать, 4) жениться, 5) родить и воспитать детей, помочь им стать на ноги, 6) водиться с внуками, дождаться правнуков и 7) умереть.

Такой программы в человеке изначально нет, эти «шаги» отсутствуют. «Шаги» должны быть запрограммированы, то есть сформированы и закреплены. Иначе человек их не исполнит. Образы этих «шагов» у человека должны быть сформированы и закреплены — запрограммированы.

Можно называть программирование человека более мягко — «воспитанием», но это слишком широкое слово. Когда я говорю про формирование образа главных «шагов» жизни, то называю это более определенно «программированием», как профессиональный айтишник. Программировать нужно не только компьютеры, но и людей.

«Толерантным» родителям важно не заиграться в доктора Спока, оставляя всё на выбор ребенка. Человек «программируется» и требует программирования-воспитания. Если не программируете вы (или те кому вы доверяете), то программа останется пустой или ее заполнят чуждой программой. Тогда будет плохо. Важнейшие шаги могут не исполниться, или исполнится чуждая и вредоносная программа.

Например, однажды ваш сын подойдет и скажет, что решил сменить пол и стать девочкой. Что произошло? Когда-то бабушка (мама, тетя) не похвалили малыша «Какой жених у нас растет!», «Какой мальчик у нас сильный/справедливый/добрый, заботливый!». Мальчик бы запомнил похвалу, программа была бы установлена. Иначе осталось пустое место, его заполнил своей программой чужой. А человека толкнули в пропасть. Стройте счастливый мир, говорите детям, внукам, племянникам, близким детям, какими вы их видите в будущем.

Например, дядя спрашивает племянника: «Ты когда в школу пойдешь, как учиться будешь?» – «На пятерки!». «А может на тройки-четверки?», «Нет, только на пятерки!». И вот ребенок в первом классе изо всех сил старается, получив первые тройки. Благодаря словам дяди, он преодолевает и получает пятерки.

Бабушка говорит шестилетней внучке «Смотри, какая у нас невеста растет, все парни ее будут. Все то она умеет – и капусту рубить, и пельмени стряпать». Если это сказал кто-то авторитетный и любимый, то девочка узнала, что ей хорошо будет выйти замуж. Она постарается стать хорошей невестой, а бабушка дождется правнуков.

Простой вопрос «Ты кем станешь, когда вырастешь?» – программирует и стремление вырасти и стать самостоятельным, и добиваться успехов на работе. Эти вопросы в детстве навсегда сохраняются в памяти и действуют всю жизнь.

Задавайте близким детям эти вопросы, и формируйте людей с полноценной жизненной программой. Программирование работает и в подростковом возрасте. Высказывайте свое отношение к возможным будущим событиям в жизни ребенка. Если ребенок учится в школе за рубежом и хочет там остаться, то можно ему прямо сказать, что вашей семье нужны русские, а не немецкие внуки. Это простое убеждение и формирование жизненной программы — возвращения на Родину, поступления в российский ВУЗ и будущей женитьбы в России. Другой пример программирования — популярная поговорка «в двадцать лет ума нет — и не будет, в тридцать лет жены нет — и не будет: в сорок лет денег нет — и не будет».

Как и когда срабатывает жизненная программа? Человек вдруг решает жениться к определенному сроку. Или в семье рождается много детей. Или молодая супруга при первом же скандале неожиданно подает на развод. Или человек уезжает работать за границу, и возвращается.

Обычно, если ребенку что-то нравится, то он закладывает подобное в свою программу. Например, если в семье много детей, отец — ее глава, семья полна жизни, то, скорее всего, ребенок эту программу в свою жизнь заложит и будет к ней стремиться. Если внук любит деда-бабу, а родители о них заботятся, то в программу внука войдет намерение заботиться о родителях и стать дедом. Внук через деда-бабу формирует желание иметь не только детей, но и внуков. Это сложная программа аж на два поколения, которая воспитывает терпение и длинную волю ребенка. И отрицательные опции он тоже получает. Если родители развелись, то ребенок может заложить опцию развода, возможность разрушения семьи.

Программирование – дело творческое, может строиться и на отрицании. Ребенок может видеть пьяницу отца, или развод родителей и решить, что он никогда не станет делать так, как отец или мать. Выработка жизненной программы есть тайна, воля человека свободна.

Сокращение жизненной программы

Как-то я проводил опрос старшеклассников и первокурсников, для чего они учатся в школе, какой в этом смысл? Обычно отвечали – «для поступления в ВУЗ». Следующий вопрос – «для чего учиться в ВУЗе?», потом «для чего работать?», потом «для чего жениться?» и так далее, пока школьник мог ответить. Таким способом я мог узнать жизненную программу школьника-студента.

На чем кончалась программа? До конечного вопроса «зачем умирать» никто не добрался. Удивило, что много студентов не добралось даже до шага «жениться». И если называли этот шаг, то следующий шаг «родить детей» называло всего 10-15% студентов. Шаг программы – «родить детей», у большинства – отсутствовал. Это к главной причине низкой рождаемости. У школьников и младших студентов оказались очень короткие жизненные программы. В них нет ни детей, ни внуков, ни старости, ни смерти. У многих уже нет «брака», а есть «сожительство».

В жизненных программах школьников нашего поколения был шаг «дети», я помню свои школьные разговоры о будущем со сверстниками. Теперь такого нет ни у старшеклассников, ни у студентов. Прямое следствие — нынешнее падение рождаемости. Судя по моим опросам, рождаемость еще снизится. Нынешний СКР (суммарный коэффициент рождаемости) 1,5 будет снижаться дальше. Шаг «дети» у молодежи не запрограммирован.

Можно показать, что жизненная программа в России укорачивается уже лет 100. Последние 30 лет ее шагреневая кожа сжимается особенно быстро. Почему? Если кратко, то сокращение жизненной программы стало возможным (а значит – неизбежным), когда в советской культуре исчез вопрос-ответ последнего шага программы – «зачем умирать?», или иначе – «в чем смысл жизни?». В нашей либеральной культуре ответ прост – «смерть (и жизнь) — бессмысленны». А значит, «живи одним днем, пей, веселись, наслаждайся, после смерти ничего нет». Отсюда – массовый эгоизм и «жизнь для себя».

Жизненная программа стирается с конца. Общественное сознание инерционно, поэтому очередной шаг стирается примерно за поколение. Все помнят постепенный рост числа разводов в СССР и в РФ, но в определенный момент шаг «брак» обвалится. Также идет медленное падение суммарного коэффициента рождаемости, но в определенный момент произойдет обвал рождаемости.

Смерть не исчезла, но перестала быть частью жизни, пропал именно смысл в жизненном шаге «умирать», как в переходе к загробной жизни. Если тебя не будет совсем, то не важно что будет после тебя. Исчезает смысл жить в следующих поколениях, исчезает смысл быть дедом, отцом. Незачем «рожать детей». Привет, эгоизм, «жизнь для себя», здравствуй чайлдфри! Незачем «жениться» (нести ответственность, сохранять брак). Привет, сожительство без обязательств, и 90-процентый уровень разводов у молодых!

На пороге стоит ввод безусловного базового дохода. «Работать» станет незачем, станет не нужен и этот шаг. Затем – «незачем учиться». Это — неизбежная логическая последовательность сокращения жизненной программы людей в той цивилизации, где потерян ответ на крайний вопрос «зачем жить и умирать». Смерть такой цивилизации не просто вероятна, а очевидна. Потеря религиозного смысла стирает цивилизацию механически и неотвратимо.

Что должно делать образование и культура?

Можно ли что-то сделать? Можно, если изменить образование и культуру. Для чего нужно образование? Что должно давать настоящее образование? Прежде всего, оно должно дать понимание «смыслов жизни». Не плоское, одномерное, а глубокое и широкое – религиозное и культурное. То есть просвеченное глубиной и широтой всех достижений человеческой культуры, включая, но не ограничиваясь искусствами. Под культурой понимаю всё, что передается человеческого, что отличает человека от животного. И, конечно, в первую очередь образование отвечает на вызов «смерти». Без понимания «смерти» нет человека, он расчеловечивается.

Настоящее образование должно дать понимание (смыслы) собственной жизненной программы, включая «работу», «семью-детей», «родителей», «государство». ЭТО ГЛАВНАЯ И ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ. Главная задача образования – не «поступление в ВУЗ» и не «подготовка к работе». Образование должно сформировать полную и сомысленную жизненную программу. Семейное, школьное, высшее, культурное, медийное ОБРАЗование — это уподобление человека ОБРАЗу.

Русский язык не обманешь, слово «образование» значит «приведение к образу», постепенное уподобление тому, чей «образ» избран. И здесь лежит камень преткновения для всеобщего образования. В Библии сказано, что человек создан по образу Божьему и предназначен для того, чтобы всю жизнь стремиться уподобиться Богу.

К сожалению, такую задачу наше образование решить не в состоянии. Для христиан это очевидная истина, а для многих – пустой звук. Что, собственно, и показала попытка ввести в школьное обучение предмет, рассказывающий о религии, с целью просветить детей, показать как «смысл жизни/смерти» передан в религии. Чтобы школьник узнал хотя бы «оглавление» и решил, нужно ли ему знать больше. Попытка оказалась неудачной. Рассказывать о «смыслах» оказалось некому. «Смыслы жизни» нужны школьникам, но они не вписываются ни в школьную программу, ни в умы учителей, ни в держателей медиа и культуры.

Христианские «смыслы» в образование не вошли, оно продолжило падать под откос. Православные не хотят мириться с крахом школьного образования, и ищут выход. Возникают веточки православного образования в которое встроены христианские «смыслы жизни». В их числе, например, такая веточка образования, как «Русская классическая школа».

Я последовательно искал, как общество (без направляющего государства) может противостоять наступлению – эгоизма, разрушения семьи, разрушения власти. Мне стало понятно, что не будет единства обществу на этом фронте. Людям неверующим, хоть и с добрыми намерениями, противостоять такому наступлению – не под силу. Неправославные сдаются, когда вопрос встает ребром. Им не за что бороться, комфорт важней. Стало понятно, что только с православными имеет смысл создавать свою образовательную ячейку. Нужно создавать смысловое православное образование.

Понимание смыслов на Западе является уделом элиты. И в нашем образовании теперь не дается смыслов – ни в школе ни в ВУЗе. Компетенции, навыки даются, а смыслы — нет. Религиозные ответы в светском образовании запрещены. А смыслы неотделимы от религии. Поэтому на вопросы, зачем и почему, никто не отвечает. Нужны православные образовательные ячейки, которые будут давать знания со смыслами. Православное образование может быть элитным, им и надо заняться.

Подготовил Валерий Борисов

Специально для РНК

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Давыдов
Все статьи Александр Давыдов
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11