В силу исторических причин татарская общественность Москвы не является монолитной ни по вероисповеданию, ни по происхождению, ни по языковым особенностям, что вполне объяснимо и характерно для всех татар, тем более для столичной части многокультурного двухконфессионального татарского народа. Москва всегда была центром православных татар, поэтому нет ничего удивительного, что в столице России, процент татар, исповедующих православное Христианство, от общего числа татар выше, чем по всей России, а значит выше 30 %. Однако, надо отметить, что какой-либо существенной поддержки православные татары со стороны общетатарских общественных организаций и татарстанских структур до настоящего времени не получали, это относится в полной мере и к православным татарам столицы нашей страны.
29 августа 2020 года произошло знаковое событие для всех татар — впервые за 7 веков со времён хана Узбека официальным руководством татарского национально-территориального образования, которым является Татарстан в составе Российской Федерации, а также международным союзом «Всемирный конгресс татар», претендующим на право выражения интересов татар по всему миру, было признано, что исторически часть татар исповедует православное Христианство и, соответственно, признана двухконфессиональность татарского народа.
Признание исторического, а значит традиционного, исповедования татарами православного Христианства произошло в Казани на расширенном «Милли джиены» («Национальном собрании») Всемирного конгресса татар с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, вице-премьера России Марата Хуснуллина и всей элиты республики, а также делегатов татарских общин России и из-за рубежа, и закреплено в принятом главном программном документе – стратегии развития татарского народа «ТАТАРЫ: СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ» (https://pravoslavie.ru/133861.html).
Для того, чтобы традиционность исповедания татарами православного Христианства была зафиксирована в официальной стратегии развития татарского народа и принята на столь значимом уровне, многое сделали православные татары Москвы и других регионов, вынося на православных татарских конференциях (большинство которых прошли в формате круглых столов в рамках Международных Рождественский образовательных чтений) проблему дискриминации православных татар со стороны радикально настроенной части татар мусульман по религиозному признаку (https://ruskline.ru/news_rl/2019/02/04/strategii_razvitiya_tatarskogo_naroda).
Обращаясь к президенту Татарстана с просьбой поддержать ту часть татар, которые исповедуют Православие, я подчёркивала то, что татары — двухконфессиональный народ (https://m.youtube.com/watch?feature=emb_title&time_continue=1&v=W53w3R1Zt70) и требовала от татарстанских и татарских национальных структур прекратить дискриминацию православных татар на общетатарских площадках.
С признанием православного Христианства традиционным для татарского народа у нас появилась обоснованная надежда на поддержку со стороны Полномочного представительства Республики Татарстан в Российской Федерации во главе с Ахметшиным Равилем Калимулловичем, недавно переназначенным на эту должность президентом указанного региона Миннихановым Рустамом Нургалиевичем.
Татарские общественные организации столичного региона представлены различными национально-культурным автономиями районов, округов, самого города, области, а также иными структурами, и, учитывая принятую стратегию, должны соответствующе перестроить свою работу.
К сожалению, татарская московская общественность не образец и не пример дружбы, добрососедства и отстаивания интересов всего татарского народа, что ослабляет татар и затрудняет взаимодействие по данному вопросу. Хочу отметить, что православные татары всегда были за примирение враждующих группировок, в их разборках не участвовали ни на чьей стороне и готовы к взаимодействию со всеми.
Союз православных татар обращает особое внимание на данную проблему заместителя премьер-министра – полномочного представителя Республики Татарстан Ахметшина Равиля Калимулловича, председателя Татарской национально-культурной автономии г. Москвы и одновременно заместителя крупной мусульманской религиозной структуры «Совет муфтиев России» Фарисова Фарита Фарисовича и руководителя «Штаба татар» г. Москвы Ямалеева Рустэма Файзовича. Все трое являются выходцами из Татарстана и представителями казанских татар, это имеет значение так как в Московском регионе традиционно проживают мещёрские татары и потомки их элиты — касимовские татары, которых в советское время искусственно попытались отделить от других татар мещеряков. Это прежде всего — рязанские, тамбовские, мордовские, нижегородские, пензенские, ульяновские, чувашские и татары из некоторых других регионов России, в том числе из западной, юго-западной, и отчасти южной сторон Татарстана, в том числе молькеевские и чистопольские кряшены.
Это уточнение важно, чтобы понять истинное положение дел татарской общины Московского региона, так как противостояние её лидеров выглядит в глазах мещерских татар как продолжение разборки республиканских кланов, вынесенной за пределы Татарстана, их борьбы за раздел влияния на тех территориях, которые к ним относятся весьма опосредованно, ведь у мещерских татар есть свои лидеры. Нижегородским и другим татарам Москвы, традиционно проживающим в столице, это не нравится.
Что же за последнее время было сделано со стороны уважаемых выходцев из Татарстана для православных татар? Эти дела не всегда были видны и очевидны для наблюдающих со стороны, в том числе по причине того, что до 29 августа 2020 года (официального признания традиционности Православия для татар) татарские лидеры опасались в открытую поддерживать христиан. Мы считаем, что именно по этой причине произошёл срыв проведения одной из православных татарских конференций под председательством митрополита Псковского и Порховского владыки Тихона (Шевкунова) в здании Татарского культурного центра (Доме Асадуллаева), на которую были приглашены не только православные, но и мусульмане.
Фарисов Фарит Фарисович, совмещая сразу две руководящие должности (в исламской религиозной и в общемосковской татарской структурах), поддерживал православные татарские проекты, не смотря на столь сложное своё положение. Его посильный вклад в дело нами никогда не будет забыт. Фариту Фарисовичу приходилось получать «все шишки» и он длительное время «держал удар». Незаурядная, творческая, талантливая личность, он выступал на передачах и круглых столах, где высказывался о дружбе и единстве русских, православных татар и татар мусульман. Безусловно, масштаб его личности требует занять соответствующую должность, где он будет более свободен в своих действиях и подразумевается возможность принятия и реализация творческих решений. К сожалению, последний состав Совета автономии и его Президиума представляют либо функционеры «Совета муфтиев России» либо выходцы и «назначенцы» из полпредства Татарстана.
Ахметшин Равиль Калимуллович, в силу занимаемой им должности, является прежде всего представителем Татарстана и доверенным лицом Рустама Нургалиевича, в том числе через обращения к которым православные татары «лоббировали» внесение пункта о традиционности православного Христианства для татар в стратегию развития татарского народа. Мы благодарны за поддержку и снятие дискриминационного барьера в концептуальном документе.
Необходимо отметить вклад местного московского татарского лидера (нижегородского татарина) — представителя руководства Татарской национально-культурной автономии г. Москвы, директора Татарского культурного центра Хусаинова Анвера Умаровича, который не испугался принять участие в Третьей православной татарской конференции, где выступил от данных организаций, а также от лица татар мусульман в поддержку инициатив православных татар, в том числе Крещения (троекратного погружения в святую воду во имя Отца и Сына и Святого Духа) с привычными татарам именами.
Справедливости ради надо сказать, что мещёрским татарам, традиционно проживающим в Москве, не нравится, что московская автономия фактически подчинена Татарстану и «Совету муфтиев России», потому что мещёрские татары теряют не только свою институцию, но и ощущают утрату своей субъектности, когда за них всё решает республика и один из «муфтиятов». Во-первых, большое количество мещёрских татар исповедует православное Христианство, во-вторых, среди московских татар много людей т.н. светских, в-третьих, восприятие истории мещёрских татар отличается от восприятия истории казанских татар.
Поэтому Татарстану надо договариваться с московскими татарами, а не ставить им ультиматум и не действовать только через административный ресурс. На наш взгляд, эту «изюминку» во внутритатарских отношениях увидел руководитель «Штаба татар» Ямалеев Рустэм Файзович, который стал на своих мероприятиях давать возможность высказаться представителям мещёрских татар, «приютил» в «штабе» московскую татарскую оппозицию и успешно занимается молодёжными проектами, чем вызвал к себе не малый интерес и доверие со стороны московских татар.
Не забывает Рустэм Файзович и своих казанских татар, а также уделяет много внимания башкирским татарам, башкирам и пытается интегрировать всех друг с другом. Ещё до принятия стратегии развития татарского народа с признанием факта традиционности Православия для татар Ямалеев Рустэм Файзович делал некоторые шаги в сторону кряшен республики.
Так на Питрау байрам он подарил кряшенам иконы, тогда о нём в СМИ, в том числе на русских православных ресурсах, писали: «Стоит подчеркнуть, что умение выстраивать отношения – это одно из серьезных преимуществ Рустэма. Иногда кажется, что не существует проблем, которые он не способен разрешить, пуская в ход все возможности своего интеллекта. Под его тюбетейкой реально татарские мозги. Он умеет подбирать ключики к абсолютно разным людям и выкручиваться из самых неприятных ситуаций» (https://ruskline.ru/politnews/2019/avgust/32/shtab_tatar_moskvy_vernuli_vo_vsemirnyj_kongress_tatar).
Союз православных татар отметил данные шаги в своих публикациях и поблагодарил Рустэма Файзовича за это от лица всех православных христиан, в частности, мы писали: «… руководитель «Штаба татар России» татарин мусульманин Ямалеев Рустэм Файзович принял участие в праздновании Дня святых апостолов Петра и Павла в Клятлях Нижнекамского района Республики Татарстан и подарил старинные иконы храму Петра и Павла соседнего кряшенского села Балчиклы, который в своё время построил на личные средства активист нашего «Союза православных татар» — Савельев Андрей Геннадьевич. В самих же кряшенских Клятлях с 2017 года действует часовня святых апостолов Петра и Павла там, где в 1960-х годах забил святой источник, потом построена купель, освящённая в 2016 году также в честь святых апостолов Петра и Павла, а на территории родника установили ростовые фигуры Господа нашего Иисуса Христа и 12 апостолов, высота каждой фигуры около 2 метров, делали их скульпторы из Казани. Одной из подаренных Рустэмом Файзовичем икон более 180 лет. Их поместят в церкви, чтобы каждый прихожанин смог приложиться к святым образам. Так же в Клятлях присутствовал главный кряшен Татарстана — Егоров Иван Михайлович. За этот подарок хочется от лица всех православных христиан выразить благодарность Рустэму Файзовичу. Подобные дружественные шаги со стороны татар мусульман, сделанные в сторону православных христиан, очень укрепляют единство двухконфессионального и многокультурного татарского народа».
Эти действия со стороны Рустэма Файзовича были сделаны ещё до 29 августа 2020 года, то есть до принятия концептуальной стратегии, давшей надежду на широкую поддержку проектов православных татар со стороны татарских общественных организаций и республиканских структур. И вот мы видим следующие конкретные шаги по поддержке Православия со стороны Рустэма Файзовича и возглавляемого им «штаба» уже после принятия указанного документа: воздвижение креста на месте разрушенного в годы богоборчества православного храма Покрова Пресвятой Богородицы близ села Красный бор Агрызского района Республики Татарстан, и обсуждение этого шага в Общественной Палате Российской Федерации.
За намерение восстановить разрушенный храм, воздвижение на его месте креста и организацию его освящения Союз православных татар от всех христиан выражает Ямалееву Рустэму Файзовичу и активистам возглавляемых им организаций особую благодарность и имеет надежду, что подобные проекты будут не единичными, а найдут своё продолжение на территории всей России, в том числе и на моей малой родине — в селе Сафаджай Пильненского района Нижегородской области, где ранее был православный храм, сегодня часть выходцев из Сафаджая исповедует православное Христианство, среди них не только я и часть моих родственников, но и один из ярких священников Русской Православной Церкви отец Надир Андрей Якубов.
Многие недооценили значения принятие стратегии развития татарского народа с признанием православного Христианства традиционным вероисповеданием татар, некоторые даже не разобравшись ругали данную стратегию, но на самом деле — это судьбоносный документ не только для татар и Татарстана, но также для всей Российской Федерации — наследницы Золотой Орды раннего «доузбекского» периода (где Православная Церковь имела особый статус, права и льготы, где также была Сарайская епархия, которая окормляла татар). Признанием факта традиционности Христианства для татарского народа Республика Татарстан провозгласила преемственность от Касимовского Ханства, где дружно и мирно сосуществовали православные татары и татары мусульмане, а также русские, мордва и другие народы.
Татарстан делает разворот от политики скрытого сепаратизма (с использованием исламского религиозного и татарского национального факторов, а также позиционированием своей исторической и политической преемственности от Казанского Ханства позднего периода с более чем 60000 христианами в рабстве) к политике татарско-русского единства в рамках главного лозунга армий Белых фронтов – Великой Единой и Неделимой России, с особой ролью одного из её регионов – Татарстана, на основе исторического религиозного и политического преемства последнего от Касимовского Ханства. Это скрыто в принятой 29 августа 2020 года стратегии развития татарского народа. И это, как нам кажется, увидел Рустэм Ямалеев.
Возможно, Рустэму Файзовичу узнать момент политического разворота татарского национально-территориального образования помогли «табеевские заветы», продолжателем реализации которых он является. Как известно, Табеев Фикрят Ахмеджанович был касимовским татарином из древнего села Азеево, где сохранился говор как у нижегородских татар. Эта группа называется азеевскими татарами, они всегда верой и правдой служили московским и касимовским царям (ханам).
В заключение хочу сказать несколько слов Ахметшину Равилю Калимулловичу, Фарисову Фариту Фарисовичу, Ямалееву Рустэму Файзовичу и другим татарским лидерам: Дорогие мои соотечественники и соплеменники, давайте объединять татар Московского региона на основе совместного делания благих дел, каковыми являются поддержка православных татарских проектов, в том числе воздвижения крестов и восстановление и строительство новых православных храмов, где Богослужение будет совершаться не только на славянском языке, но и на родном татарском.
И давайте помнить о наших настоящих национальных героях, которые были за единство с русским народом, а не против него. Это ханы, ханши и царевичи: Сартак, Улагчи, Боракчин-хатун, Менгу-Тимур, Касим, Якуб, Джан-Али, Шах-Али, Ядыгар-Джан-Мухаммед Симеон Касаевич, Саин-Булат Симеон Бекбулатович, Сеид-Бурхан Василий Арсланович, Фатима-Султан бикем Сеитовна, святой Фёдор Мелик-Тагирович Долголядский, святой Пётр Даир Кайдагул Орда-Ичинов Ордынский, святой Якуб Касимовский и другие, среди которых были как христиане, так и мусульмане.
Татары и русские должны быть едины, поэтому и наши национальные герои должны быть едины. Единство русских и татар достигается через православных татар, единство самих татар друг с другом тоже будет достигнуто через совместную реализацию православных татарских проектов.
Союз православных татар готов выступить медиатором в деле примирения татарской общественности Московского региона.
Динара Абдулбяровна Бухарова, руководитель Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», директор Татарской национально — культурной автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г.Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины