Изобразительное искусство послевоенного возрождения

Бывший СССР 
1 Русский Сталинист 
1520
Время на чтение 9 минут
Изобразительное искусство послевоенного возрождения

В послевоенные годы стремительно шло восстановление экономики, возрождались разрушенные города, заводы, сожжённые деревни, и главной темой искусства являлся пафос самоотверженного труда, а также воспевание Победы СССР над фашизмом.

Нередко говорят в паре о значительных полотнах живописи 1947 года – картине рембрандтовской силы «Возвращение» Владимира Костецкого и подсвеченной внутренним светом радости ожидания и надежды «Письмо с фронта» Александра Лактионова. Вторую некоторые осуждали «за инсценировку», но невероятная популярность полотна свидетельствовала «о жажде конкретного, трогательно-духовного, которую испытывали люди, только что пережившие войну». К тому же картину автор написал в Загорске, где с начала 1944 г. жил со своей большой семьёй в Троице-Сергиевой лавре после самаркандской эвакуации. В городке однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Лактионов помог ему и стал свидетелем получения долгожданной весточки с фронта. В 1948 г. на Всесоюзной художественной выставке полотно было куплено Третьяковкой и удостоено Сталинской премии.

А. Лактионов. Письмо с фронта; В. Костецкий. «Возвращение». 1947 г.

А. Лактионов. «Письмо с фронта»; В. Костецкий. «Возвращение». 1947 г.

Народ истосковался по мирной жизни. Образы созидательного труда уверенно возвращались в живопись.

Уже скоро прогремит на весь Советский Союз светлая и позитивная, побуждающая к жизни и зовущая в прекрасное будущее, с девочкой, делающей зарядку, картина «Утро» киевлянки Татьяны Яблонской. Но пока резонансным становится её полотно «Хлеб» (1949), в котором «энергичная по манере живопись выявляет приподнято поэтическое состояние людей, работающих на колхозном току», словно отсылает нас к лучшим образцам монументалистики эпохи Возрождения или в чём-то побуждает вспомнить Сикейроса и Диего Риверу. В работе над полотном автор использовал наброски, сделанные летом 1948 г. в колхозе им. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области УССР, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Отмечалось, что восхищённая тружениками Т. Яблонская изобразила на своей картине «новых людей» социализма. Французский искусствовед М. Дюпети не без основания считал, что картина стала программным образцом украинской реалистической живописи XX в. И неслучайно за эту работу художница была удостоена Сталинской премии II степени и бронзовой медали Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.

Татьяна Яблонская. Хлеб. 1949 г.

Татьяна Яблонская. «Хлеб». 1949 г.

Оставив нам для Русского музея своё бессмертное выразительное полотно «Оборона Севастополя» (1942), живописец Александр Дейнека после войны вернулся к своей излюбленной теме спорта, воспевая физическую и духовную мощь советской молодёжи, на чьих плечах в огромной мере лежали как тяжесть ратных лет, так и труд созидания.

«Эстафета по Бульварному кольцу». 1947 г.

«Эстафета по Бульварному кольцу». 1947 г.

Автор знаменитой, потрясающей картины «Фашист пролетел» (1942) Аркадий Пластов снова попал в фокус общественного внимания полотнами «Сенокос» (1945), «Первый снег» (1946), «На колхозном току» (1949).

Лиричная и трогательная, словно на одном дыхании созданная картина «Первый снег» написана в деревне Прислониха. Картина изображает мальчика и девочку, вышедших на крыльцо деревенского дома, чтобы посмотреть на первый снег. Художнику удалось убедительно передать «свежесть зимнего дня, очарование деревенских детей, их живой интерес к окружающему миру и наивное восхищение его красотой». А. Пластов выказал глубокое понимание русской природы и особенностей детской души. Картина находится в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи.

А. Пластов. Первый снег. 1946 г.

А. Пластов. «Первый снег». 1946 г.

Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951), один из основоположников современного изобразительного искусства Киргизии Семён Чуйков в послевоенные годы, высший этап его творчества, воссоздавал образы людей и природы – «Утро» (1947), «Дочь Советской Киргизии» (1948).

Дочь. С. Чуйков. «Дочь Советской Киргизии», 1947 г.

С. Чуйков. «Дочь Советской Киргизии», 1947 г.

А вот уроженец Харькова киевский живописец фронтовик Георгий Мелихов взялся в тот период за исторически-культурный сюжет, продолжая свою довоенную тематическую линию. Его картина «Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова» (1947), получившая Сталинскую премию III степени, также напоминает нам, сколь много сделали представители русской культуры и имперской государственности для творческой и жизненной судьбы Кобзаря.

Г. Мелихов. «Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова». 1947 г.

Г. Мелихов. «Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова». 1947 г.

Традиционно мощно проявили себя советские графики, иллюстраторы. Кукрыниксы, изрядно потрудившиеся во время войны на ниве актуальных плакатов, и после войны создали ряд сатирических произведений на внешнеполитические темы. Мы же обратим внимание на рисунки к чеховской «Даме с собачкой» (1941–1948), акварели 1949 года к роману Горького «Фома Гордеев».

Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А. Чехова «Дама с собачкой»

Кукрыниксы. Иллюстрация к рассказу А. Чехова «Дама с собачкой»

Известные графики Леонид Сойфертис и Виталий Горяев также успешно работали в области политической сатиры и иллюстрации. Давид Дубинский в 1948 – 1950 гг. иллюстрировал популярнейшие детские произведения Аркадия Гайдара «Р. В.С.» и «Чук и Гек».

Интересные, обратившие на себя широкое внимание иллюстрации к гоголевской повести «Тарас Бульба» сделал в 1945 г. Евгений Кибрик, соединив, как считают, романтические и эпические интонации. Образы Кибрика были в тот год актуальны в контексте разгрома внешнего агрессора и внутренних коллаборантов. И три четверти века спустя эта актуальность сохраняется, работы Кибрика смотрятся убедительно и выразительно.

Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

В послевоенные годы в скульптуре усилились монументальные тенденции. Известный мастер Николай Томский на основе созданных им же ранее памятников-бюстов изваял монументы генералов И.Р. Апанасенко (Белгород, 1944–1949) и И.Д. Черняховского (Вильнюс, 1950; в 1993 г. перевезён в Воронеж).

Н. Томский. Памятник генералу И. Апанасенко в Белгороде. Современное фото

Н. Томский. Памятник генералу И. Апанасенко в Белгороде. Современное фото

В Мариинском парке Киева, где майданные вандалы в 2014 г. порубят вековые деревья, у самых стен Верховной рады, был воздвигнут и по сей день стоит, слава Богу, памятник генералу Н.Ф. Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков. Его создал скульптор Евгений Вучетич в 1948 г., ещё до своих главных шедевров – фигуры Родины-матери на Мамаевом кургане, памятника советскому воину-победителю в Трептов-парке Берлина и других. Вучетич в первые послевоенные годы продолжал работать над бюстами героев и памятниками. Одним из первых он стал создавать портреты героев труда («Узбекский колхозник Низарали Ниязов», 1948).

Е. Вучетич. «Памятник генералу Ватутину от украинского народа»

Е. Вучетич. Памятник генералу Ватутину от украинского народа

В 1945-1946 году был создан выразительный «Памятник 1200 гвардейцам» в Калининграде – первый монумент в честь подвига советских воинов, павших в Великой Отечественной войне. Над созданием памятника работали московские архитекторы (И. Д. Мельчаков и С. С. Нанушьян) и литовские скульпторы под руководством Юозаса Микенаса. 30 сентября 1945 г. в тогда ещё Кёнигсберге был открыт обелиск, в 1946-м – скульптурные группы «Штурм» и «Победа».

«Памятник 1200 гвардейцам», Калининград

«Памятник 1200 гвардейцам», Калининград

Памятник 1200 гвардейцам, Калининград

В 1945 г. в СССР вернулся скульптор Сергей Конёнков. Его программной работой стал «Освобождённый человек» (1947) — разорвавший цепи, символично вскинувший руки в победном жесте. Это было продолжение замысла «Самсон» (1902), но исполненного современностью, Конёнков обдумал работу, впечатлившись подвигом бойцов Красной армии во время сражений на Орловско-Курской дуге в 1943 году. «Скульптором создан символ непобедимости народа, порвавшего цепи рабства, обретшего свободу!» – пишет его биограф Ю. Бычков. Однако критики тогда встретили скульптуру в штыки.

С. Конёнков, «Освобождённый человек», Государственный Русский музей

С. Конёнков, «Освобождённый человек», Государственный Русский музей

Как высокую жизнеутверждающую точку в нашем кратком обзоре нельзя не вспомнить творчество прославленной Веры Мухиной – в послевоенное время она создала серию скульптурных портретов, в 1947 году представила в Русском музее отлитый из стекла бюст химика Н. Качалова. В 1945 году Вера Игнатьевна получила заказ на памятник композитору Чайковскому, окончательный вариант которого был утверждён в 1947 году. Но с его установкой не торопились 7 лет, памятник появился в Москве в 1954 году, его дорабатывали ученики Мухиной – сама она при жизни не смогла увидеть своего «сидящего дирижёра».

В. Мухина. Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской государственной консерватории.

В. Мухина. Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской государственной консерватории.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21