Главный признак советского детского кино

Полнейшая и стопроцентная защищённость ребёнка, даже, если речь идёт об оккупации или экстремальных условиях

0
844
Время на чтение 4 минуты

«А пока мы только дети,
Нам расти ещё расти,
Только небо, только ветер,
Только радость впереди».

Песня из кинофильма «Приключения Электроника»

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь, точнее – пересматриваешь советское кино для детей, это – полнейшая и стопроцентная защищённость ребёнка, даже, если речь идёт об оккупации или экстремальных условиях. Всегда найдётся умный и добрый взрослый, который возьмёт за руку и поможет. Конечно, дядьки могли быть гадами, как в фильме «Серёжа» (1960), где некий лощёный хохмач подзывает мальчика и протягивает ему фантик заместо конфеты.

«Дядя Петя, ты дурак?» - звучит откровенный вопрос, но при этом транслируется мысль: Серёжу никто в обиду не даст, а надёжный Коростылёв – идеал мужчины-защитника – встаёт на сторону обделённого пасынка: «И правильно. Справедливая критика». И тот понимает: мир – честен, а дядя Петя – реально идиот.

Любая, самая насыщенная приключениями, кинокартина, дышала спокойствием, и Неуловимые Мстители казались ещё и неуязвимыми – они же дети, а наше детство должно быть укрыто от бурь – пусть над землёй грохочут громы и несётся тачанка Гражданской войны. В сюжетах о мирной жизни ребёнку вообще ничто не угрожало. Малютка Наташа из комедии «Подкидыш» (1939) может не беспокоиться – её везде примут, и сходу, радостно удочерят. Кроха бегает по городу, попадая в забавные ситуации, но пугается ли зритель, видя, как Наташу берёт за руку странная тётка, нервированная дядей-Мулей? Киднеппинг – не советская тема! Это у них-там-в Америке воруют дочерей ответственных работников.

Включаем «Первоклассницу» (1948) - тут размеренно-плавная бытность упитанных девочек. У них всё прекрасно, за исключением некоторых проблем с чистописанием. Единственный ужас — метель в предвечернем лесу, но мы-то с вами понимаем, что они там не замёрзнут и их не будут …откапывать по весне с занесением факта в протоколы. Их спасут. Их отогреют. Иначе-то не бывает.

«Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) – фильм ещё и о том, что советский ребёнок может не бояться ощеренного мегаполиса. Москва-реальная не была оазисом в те годы – молодёжная преступность и безотцовщина таились в каждой подворотне. Вместе с тем, общество старательно оберегало детвору – Алёша Птицын тренирует волю на фоне благополучной столицы – и в кадре нет никакой жути - кроме страха «не выработать характер» и остаться расхлябанным толстяком. Весёлые «Приключения Толи Клюквина» (1964) тоже не опасны – что может случиться с маленьким гражданином, пусть и любящим создавать себе проблемы? Солнечные «хрущёвские» новостройки, где всё ровно и ясно, как на полотнах Юрия Пименова!

Разумеется, нам показывали группки хулиганов и двоечников, готовых дать подзатыльник слабаку или отнять велосипед у хорошенькой отличницы. Но малолетние «жиганы» смотрелись комично, а предводительствовал ими великовозрастный полудурок в неизменно-дивном исполнении Савелия Крамарова.

В картине «Друг мой, Колька!» (1961) трудный подросток мечется в путах сложнейшего выбора – то ли стать уличным балбесом, как Вовка Пименов (да-да, Савелий Крамаров), то ли пойти иным путём. К дурной компании Кольку подталкивает и формалистское равнодушие педагогов. Но это же советское кино и «хороший взрослый», воплощающий самоё Советскую Власть, уже спешит на помощь! Колька не будет свистеть блатные песенки и отбирать мелочь у пацанов.

Попадая в страшную сказку, дети чувствовали незримую поддержку. Оля и Яло остаются пионерками, даже в королевстве Кривых Зеркал и – борются с кривомыслием (sic!), побеждая его. «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), «Пока бьют часы» (1976), «Тайна железной двери» (1970) – о том, как советские дети рушат и добивают фантазийно-потустороннюю «систему», враждебную советской морали. Октябрята и пионеры действуют в одиночку, без пап, мам, пионервожатых, но за ними всегда стоит некая большая сила.

В «Приключениях Электроника» (1979) ловкий гангстер Урри чувствует себя по-дурацки, ловя «железного парня» и пытаясь найти, где же у того кнопка, ибо Урри должен выкрасть не набор деталек, но робота, сделанного по образу и подобию хомо-сапиенса. В глазах общества он бы выглядел, как обидчик мальчишки! И везде-то у Электроника стоят «предохранители» в виде окружающих людей и благополучной городской среды. И юный Эл поёт песню о крылатых качелях – искреннюю оду счастливому детству.

Но вот что-то нарушилось… В мини-сериале «Гостья из будущего» (1985) есть незначительный персонаж, который так испугался космических пиратов, что предложил им свою помощь в похищении Коли Герасимова. Да, шестиклассников во главе с Алисой, этот господин тоже испугался. Нам дали понять, что мир взрослых теперь жёстче, а мир детства не такой уж безопасный.

Примерно в то же время на экраны выходит «Чучело» (1984) – здесь не только «детки из клетки» по меткому определению одной из героинь. Тут – равнодушные поколения отцов и дедов. Убогая училка с мещанским душком, инфернальная директриса (она адски улыбалась при входе!), туповато-рыхлая парикмахерша, не въезжающая в то, что происходит; эстет-Бессольцев, погружённый в свои коллекции и внезапно! - узнающий, что у его единственной внучки — серьёзнейшие проблемы. Мы увидели, что детство может быть раненым, битым, покалеченным. А там - взметнулась всепожирающая Перестройка, и детский Эдем полинял, сменившись молодёжными трагедиями в стиле рок, в манере «трэш»…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 1, Глеб:

Просто воображаемый мир советских идеологов, треснул при столкновении с действительностью.

Ну да, конечно.

Вот так же "треснул" воображаемый мир всяких мэнээсов, когда их оставили без институтов и без работы.

Треснули, а не треснул.

2. Ответ на 1, Глеб:

Просто воображаемый мир советских идеологов, треснул при столкновении с действительностью.

Не с действительностью, а с чернухой. Чистый мир детства стали пачкать все, кому не лень. Чем грязнее, тем правдивее?
Полтораки / 10.12.2020, 05:37

1. Ничего особенного

Просто воображаемый мир советских идеологов, треснул при столкновении с действительностью.
Глеб / 09.12.2020, 07:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06