Социальная драма, нет — трагедия «Интердевочка» (1989) — вещь многослойная. Тут не столько о «ночных бабочках», сколько о психологии тогдашнего общества в целом. Разумеется, далеко не все были готовы продаваться за шмотки и валюту, но я вообще не об этом. Я об отношении к иностранцам и загранице, как к чему-то фантастическому. Заграница — это обобщённое понятие, где нет Испании или Норвегии, а есть ...нечто!
Напомню, что в иерархии жриц любви высшую ступень занимали те, что общались с иностранцами. Эти девушки были ухожены и даже …интеллигентны. Владели иностранными языками, как минимум. Про ту же Кисулю автор повести Владимир Кунин писал так: «С утра бассейн, потом теннисный корт, обед только с деловыми людьми. К вечеру — работа. Английский, немецкий, финский, конечно…»
Сама по себе эта градация «дам с камелиями» говорила о том, что заграничному гостю предлагается наилучшее. В …этом смысле — тоже. С другой стороны, и Кисули-Таньки-Ляльки искренне полагали, что в тех странах, откуда приезжают Эдварды Ларсены да прочие Луиджи, Франсуа и Джоны, все — или миллионеры, или скоро ими станут. Там же есть 100 сортов джинсов да колбасы.
Помните, как лихо начала Татьяна швыряться деньгами по приезде в Стокгольм? Она честно думала, что её лысоватый швед — богач, у которого купюры берутся из воздуха. Ну, или из тумбочки. Поначалу он восхищался красотой и грацией своей нимфы с брегов Невы, её умению выбрать шубку да колье, изящно сесть в кабриолет, покрасоваться перед зеркалами.
Но затем …напомнил, что многое тут — в кредит, и надо много работать. Что? Работать? Опять это жуткое слово, которым все уши прожужжали ещё в советской школе?! Танька скуксилась. Не для того она, дескать, прошла столь унизительный путь, чтобы опять слушать о бережливости, экономии, труде. И пока Ларсен дозволял своей фру кидать его деньги направо-налево, он был для неё приемлем.
Далее? Стал противен. Кроме того, мадам выяснила, что шведы, если и тусуются в барах, то не целыми днями, а раз в неделю; что здесь принято считать кроны и даже мелкие монетки — эре; что налоги — высоки; что не принято устраивать пышные застолья и дарить сверхдорогие подарки (там есть фрагмент, где Таня как бы иронизирует насчёт дарёных подстаканников).
Да, роскошные квартиры, если не унаследованы за обеспеченными родителями, то куплены в кредит. А это уже не из книги / фильма, а вообще: даже члены королевской фамилии Швеции не так уж часто носят бриллианты. Короче, никакого особого кайфа. Так вот, многие люди в позднесоветском обществе полагали, что за границей всё роскошно, как на обложке журнала мод.
Было даже понятие: выглядит, как иностранец. Не принц, не Рокфеллер, а просто — и-но-стра-нец. Листая Burda-Moden или каталоги, типа Quelle, никто не думал о том, что есть и оборотная сторона медали — за блага надо работать везде, и при социализме, и при капитализме. А Танечка Зайцева решила, что карман её мужа — бездонная бочка. Ведь он — и-но-стра-нец!