Слово о пацанах

0
198
Время на чтение 6 минут

Источник: газета ЗАВТРА

Кинолента Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» с первой же серии «взорвала» общественное мнение и сделалась притчей во языцех. У этого ретро-сериала, посвящённого юношеским бандам позднего СССР, нашлись, как сторонники, так и противники. Первые убеждены, что в сценарии – всё правда и она, та правда, ещё и преуменьшена, сглажена. Вторые полагают, что «Слово пацана» — клевета на советскую благость, и вообще тогдашние подростки не дрались, не ругались матом и слушались родителей, учителей и вожатых. Все. Массово. Ага. Но вот пришли страшные-девяностые и откуда-то появились бандиты.

Видимо, их забросили из Америки или из параллельного мира. Нынче мода такая у пионеров-предпенсионеров — идеализировать советский период, вымарывая, «забывая» все нездоровое, что было в те годы. С точки зрения психологии, это — нормально, когда помнишь всё дивное и чистое – пионерские костры в «Артеке», лучшее в мире мороженое и передачу «В гостях у сказки» с доброй тётей Валей. Жизнь — сложнее. В ней всего поровну — добра и зла, шоколада и горечи.

Шантрапа, уличные группировки существовали всегда, везде и независимо от общественного строя. Наверное, я кого-то удивлю, но это явление бытовало и в античных полисах, и в эпоху Ренессанса, и в Галантном веке, и особенно в викторианской Англии. В нынешней Британии этого добра тоже навалом. Как и в Италии, США, Болгарии. Короче, всюду!

Это — некая данность, и её не может победить никакая светлая идеология. «Наверно, теперь и он мог бы, как другой его знакомый, который живет у Ротонды, пришить на пару с дружком одного фраерка за какую-нибудь тысячу лир. А когда тот дружок ему сказал: «Кажись, мы его прикончили!» — он, даже не взглянув, передернул плечами: «Подумаешь, делов-то», — вот вам цитата из романа итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини с выразительным названием «Шпана» (в оригинале ‘Ragazzi di vita’ – живчики, лихие парни).

«Слово пацана» — художественный кинорассказ о казанских группировках 1980-х. В этой связи нелишне вспомнить одноимённую книгу Роберта Гараева с подзаголовком «Криминальный Татарстан», ибо эта документальная повесть стала основой для сериала. Итак, Гараев пишет: «Многочисленное сообщество казанских группировщиков (в том числе бывших) пополнялось на протяжении трёх поколений. Я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего возраста – он назывался «скорлупа». Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьёзная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь».

Чем же занимались ребятки и как выглядели? Чем жили и чего хотели? Продолжаем читать текст Гараева: «К началу 1980-х группировки (тогда их называли «моталки», чуть позже — «конторы» и «улицы») начали расти как грибы после дождя. По моим подсчётам, к концу десятилетия в Казани их было уже более ста. Каждая охраняла свои незримые границы — пацаны буквально занимались «дележом асфальта».

Спортивные парни стали мрачным символом столицы советского Татарстана. Они не употребляли наркотики и алкоголь и даже не курили. Они ходили на регулярные сборы, жили по пацанским понятиям, воевали между собой, «щемили чушпанов» — третировали подростков, не участвовавших в группировках, ездили в Москву и Ленинград снимать одежду с мажоров и драться с люберами. Группировки напоминали закрытые мини-государства со своими территорией, законами, гражданами, жёсткой возрастной иерархией, железной дисциплиной, ритуалами и модой».

В сериале можно услышать все эти специфические выражения — скорлупа, суперы, моталка, чушпаны, равно как увидеть приметы конца 1980-х–начала 1990-х: одежду, мебель, телефонные будки. Фоном звучат популярные композиции тех лет, уносящие нас в далёкую и отнюдь не беспроблемную младость.

Сюжет прост и внятен — Андрюша Васильев, мальчик из интеллигентной семьи, учащийся музыкальной школы, сталкивается в автобусе с местным хулиганом, который избивает «маменькиного сынка». Тем не менее судьба их сводит вновь и вновь. Мальчишки начинают общаться, а потом дружить. Этот Марат — член группировки «Гастрономовские» тащит своего нового товарища в круг пацанов, и послушный паинька-хорошист превращается в малолетнего бандюгана.

Выявлена и причина попадания домашних деток в эти своеобычные коллективы — не нравится быть чушпаном, то есть битым и осмеянным. Это — жестокая особенность подростково-юношеского восприятия, когда ты — ничто, а стая — всё. И уже неважно, что стоит за той стаей: правда, ложь, идеалы, преступления. Так Андрей вливается в шайку.

Несмотря на то, что в объективе — Казань с её «легендарной» пацанщиной, многое из показанного имело место в других населённых пунктах. Я росла на окраине Москвы — на улице Молостовых, в просторечии «на Молостухе». Рядом гуртовалась так называемая Ждань, группировка, получившая свое имечко от станции метро «Ждановская» (ныне - «Выхино»). Подалее располагались Люберцы с их весьма характерным укладом – любера ездили биться не только лишь с хиппи, металлистами, панками, но и с вышеуказанной Жданью. Конечно, я в силу множества причин (гендерных и социокультурных) не участвовала в тех разборках, но и до меня доносились рассказы об изуверстве «отмороженной» кодлы.

Хулиганы, как было сказано выше, явление повсеместное и вневременное, однако, в каждую из эпох есть свои нюансы. Действие фильма происходит в конце 1980-х — тогда в обществе накопилось столько негатива, что он уже выплёскивался безо всякого смущения. Как сказал Портос, хоть и по иному поводу: «Я дерусь, потому что …я дерусь». И враги — все. Тогдашняя молодёжь хотела бузить и мутузить. В 1990-х она возжелает постреливать, но до те пор — стычки без особых причин. Вернее, причины-то находились: делёжка территорий, битвы из-за девочек, чужой пришёл на «нашу» дискотеку, твоя рожа нам не понравилась, etc. Агрессия превратилась в расхожий тренд.

Больше того — комсомол уже не мог скреплять, да и направлять — тоже. В сериале иронически явлен комсомольский вожак — велеречивый пустобрёх, который неумолчно вещает об идеалах. Он не может, да и не собирается защищать главного героя от хулиганов. Лидер неунывающей комсомолии ретируется, как обычно, сказав массу бодреньких словес. Выходит, что единственный способ для «чушпана» — это перейти в разряд пацанов.

В этом сюжете есть всё: и первая любовь, и конфликт отцов-детей, и то странное ощущение финала времён, когда будущее рисуется или многовариантным, или пустым, никаким, тупиковым. Точно дан итог Перестройки с её негативной риторикой и стремлением крушить. Увы, как у большинства из тех, кто родился в конце 1970-х, у Крыжовникова смещены рамки дат и событий — для людей его поколения 1987-1992 годы сливаются в единый замес, тогда как для нас, которые всего-то на восемь-десять лет старше, между 1987-м и 1992-м ощущается пропасть.

Первые видеосалоны с «Рэмбо», диснеевскими мультиками, Брюсом Ли; сиротские канцоны Юры Шатунова; первый диск «Миража»; разговоры о выводе наших войск из Афганистана — чётко излёт 1980-х. Но вот «Не забывай!» — песенка группы «Комбинация» и коммерческие отделы, где можно купить американскую бейсболку за 25 рублей — это уже дикий капитализм начала 1990-х. Это и есть пропасть, о которой я сказала чуть выше. Но тот, кто в начале Перестройки топал в детский сад, привычно полагает, что Виктор Цой и фиолетово-зелёный спортивный костюм — приметы одной эры.

Кстати, о музыке. В сериале есть линия местного рок-певца по кличке Джон. Его чудесно изобразил Иван Макаревич, сын Андрея Макаревича*. Этот Джон — средоточие дешёвого снобизма; его компания — «люди с хорошими лицами», которые смотрят на гопников с нескрываемой брезгливостью. Умом понимаю, что пацаны — вроде как хуже, но где-то на уровне чувств рождается протест именно против «элитки». Шикарна сцена, где Андрей сходу исполняет на фортепиано сложную мелодию, а интеллектуалы из фанатов Джона удивлённо таращатся. Принцип у них такой: «Чумазый играть не может!»

Что касается актёрской игры, то она вполне пристойна, и местами — великолепна. Хочется отметить работу Ивана Янковского (внука Олега Янковского), Сергея Бурунова, упомянутого Ивана Макаревича. Отлично справилась Анна Пересильд – дочь Юлии Пересильд и режиссёра Алексея Учителя. Ребята, занятые в главных ролях: Леон Кемстач и Рузиль Минекаев, — до такой степени вжились в образы, что их история кажется документальной.

Имеется ли тут романтизация, которую ставят в вину Крыжовникову? И да, и нет. С одной стороны, пацанство выглядит чем-то вроде «верного пути», где, как у мушкетёров: «Один за всех и все за одного!» С другой — натуралистичный вид крови и мёртвых тел заставляет крепенько подумать о том, как тонка нить, соединяющая жизнь и смерть. Собственно, романтизация, эстетизация преступных деяний — это, к сожалению, данность, иначе пришлось бы запретить и пиратскую тему, и плутовские романы, типа «Двенадцати стульев», и музыку, объединённую вывеской «русский шансон».

Говорят, что персонажам «Слова пацана» уже начали подражать, и это — вредное кино. Вспомните, что участники казанских группировок, любера, Ждань воспитывались на мультиках о Чебурашке и пионерских песнях. А вы думали, что на боевиках с участием Сильвестра Сталлоне?! «Кобру» и «Рокки-IV» они посмотрели уже взрослыми, когда были сформированы все понятия, предпочтения, смыслы.

Можно ли испортить «юношу, обдумывающего житьё» каким-то сериалом, более того, даже не транслируемым по телевидению? «Слово пацана» идёт в онлайн-кинотеатрах, а на вольных видеохостингах его блокируют по настоянию правообладателя. До этой киноэпопеи надо ещё добраться! Я не знаю, чем завершится сериал и будут ли его герои живы, а потому предоставлю слово автору книги — казанцу Гараеву. Он честен с собой и с другими: «Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть».

* — Физическое лицо, признанное иноагентом

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.04.2024 10:50
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38