Забытый юбилей

Старообрядчество в ХХ веке

0
622
Время на чтение 9 минут

Источник: Зыбчане

В текущем году исполнилось 110 лет со дня освящения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Святске и состоявшейся в нем первой божественной литургии.

История этого храма начинается в 1907 году, когда местные старообрядцы Белокриницкой иерархии, движимые идеей строительства собственной церкви, обратились к местным властям с просьбой зарегистрировать их общину. Черниговским губернским правлением 20 июня 1907 года поданное прошение было удовлетворено.

К постройке приступили уже на следующий год. Для этого были привлечены специалисты из местных плотников под руководством И.Е. Петухова. Храм был возведен на кирпичном цоколе из бревен. В общей сложности работы продолжались в течение двух лет и завершились в марте 1910 года.

Храмовое здание было ярусным, восьмерик на четверике, с крестообразным построением объемов. Пятигранный алтарь венчала главка. Короткие боковые прирубы, пониженные по отношению к четверику, с западной стороны имели небольшие пристройки с входными крыльцами и главками над фронтонами.

В центре купола помещалось иконописное изображение Господа Бога Саваофа. Внутреннее убранство состояло из церковных предметов конца XIX – начала ХХ столетий. В иконостасе располагались иконы XVII-XVIII веков.

Храм был освящен 29 апреля (по старому стилю) 1910 года епископом Новозыбковским Михаилом (Кузнецовым) в торжественной обстановке. Вот как это событие описано в старообрядческом журнале «Церковь» от 3 октября 1910 года № 40 (текст адаптирован к современной орфографии):

«Вновь выстроенный местным старообрядческим обществом храм во имя Успения Пресвятой Богородицы 29 апреля сего года был торжественно освящен. Накануне, 28 апреля, из г. Новозыбкова прибыл епископ Михаил, который был встречен всем старообрядческим обществом во главе с председателем совета общины А.И. Шведовым. Кроме преосвященного на торжество прибыли: священники о. Павел (Глухов) из Новозыбкова, о. Авраамий (Котанков) из пос. Добрянка, о. Савва (Зотов) из пос. Митьковка и о. Киприан из м. Ветка. Из мирян следует упомянуть председателя и некоторых членов совета старообрядческой общины Рождества Богородицы в г. Новозыбкове. Также из Новозыбкова был приглашен и прекрасно спетый хор под управлением М.А. Юрченко.

Всенощное бдение, начавшееся в 5 час. пополудни, закончилось в 23 час. 30 мин. В 3 часа ночи начался молебен храму с водоосвящением, а затем и само освящение храма, которое совершал преосвященный Михаил в сослужении всего местного и съехавшегося духовенства при громадном стечении богомольцев из окрестных селений и г. Новозыбкова.

В 7 час. 30 мин. началась в новом храме божественная литургия, в конце которой было провозглашено многолетие Государю Императору, епископу Михаилу, строителям святого храма и всем православным христианам. Духовенство и гости были приглашены откушать хлеба-соли. За трапезой владыка Михаил провозгласил здравицу Государю Императору, встреченную единодушным восторгом всех присутствующих. Было произнесено несколько тостов и речей, в которых сравнивались тяжелые годины гонений и наступивший светлый праздник церковной свободы.

В заключение всеми присутствующими была послана на Высочайшее имя телеграмма с выражением верноподданнических чувств, на которую последовал всемилостивейший ответ: «Искренно всех благодарю». Этим и закончился достопамятный для старообрядцев п. Святска день 29 апреля».

Будущий настоятель Святского храма о. Владимир (Смирнов).

Будущий настоятель храма В. Смирнов (крайний слева) среди церковных иерархов.

Вокруг храма построили каменную ограду с чугунными воротами и двумя калитками. Деньги для этого выделил Федор Кузьмич Разуваев (1847-1933), будущий епископ Новозыбковский и Гомельский Флавиан.

Краевед Олег Каменецкий, предки которого были выходцами из Святска, пишет:

«Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала для посада Святск доминантой, и с какой бы стороны вы не подъезжали к посаду – будь то монастырская горка близ Ново-Покровского монастыря или со стороны белорусского села Старое Закружье – в небе виднелись, блистая на солнце, купола храма. Да и сам он создавал неповторимое очарование и привлекательность. Колокола, ворота и калитки были сняты перед Великой Отечественной войной и отправлены на переплавку.

Долгие годы в Успенском храме служили отец Максим Волков, отец Григорий Тихонов, диакон Ерофей Волков.

Среди прихожан того времени можно выделить семью Даленкиных. …Известна была и прихожанка святского храма знаменитая переплетчица и молитвенница – Мария Саввишна Кожемякина, которая помнила все именины жителей села, и бывало, что в работе человек сам забудет о своем торжестве, то непременно с утра на пороге его дома всегда появлялась Саввишна, спеша поздравить именинника-хозяина с Днем Ангела.

Для меня и моих родственников Успенская церковь Святска была дорога тем, что самой первой парой, которая венчалась в новопостроенном храме в 1910 году, был мой прадед – Горев Константин Трофимович и Горева (Донцова) Татьяна Артамоновна.

Отец Владимир (Смирнов) среди прихожан. 70-е гг. ХХв.

Настоятель о. Владимир (Смирнов) с прихожанами на ступенях храма.

…Жарким июльским днем 1970 года в Успенском храме был крещен и я. Крестил меня протоиерей Владимир (Смирнов, 1931-1991), который был последним настоятелем святского храма. Мне еще тогда, маленькому мальчику, приезжавшему на лето к родственникам, хорошо запомнились его добрые с прищуром глаза в круглых очках и большая окладистая борода. Когда он меня останавливал, здороваясь, то непременно обращался ко мне на Вы. И меня такое обращение завораживало, так как ко мне раньше так никто не обращался (О.Г. Каменецкий. Не предать забвению… Памяти села Святск. – Москва: Археодоксія, 2010).

Следует отметить, что к началу XX столетия Святск был одним из крупнейших населенных пунктов Суражского уезда с населением в 3,5 тыс. жителей и по финансово-экономическим показателям уступал лишь самому уездному центру, да посаду Клинцы с его текстильной промышленностью. Еще в XIX веке здесь открыли свою земскую школу.

Епископ РПСЦ Новозыбковский и Гомельский Флавиан.

В Святске ежегодно проходило 5 ярмарок, на которые съезжались торговцы из соседних уездов и губерний. Успешно работали скотобойня, маслосырзавод, 7 крупорушек, 3 кирпичных завода, 6 кожевенных производств, среди которых особым образом выделялся завод Терюхова с годовым производством товара на 16 тыс. рублей. Имелось свое фотоателье. Функционировало агентство акционерного общества «Русское Северо-Западное пароходство», что позволяло приобретать билеты для следования в Англию, страны Северной и Южной Америки, Африки и в Австралию. Среди поселений Стародубья Святск считался одним из центров иконописи.

У Успенского храма, как и у многих других святых Божиих церквей и монастырей выдалась сложная и трагическая судьба. Однако, несмотря на все трудности и испытания, он смог устоять в тяжелейшие революционные годы, в период Гражданской войны, коллективизации и последовавшей за ней индустриализации, когда он использовался под зернохранилище. Обошли стороной святыню и немецко-фашистские захватчики во время оккупации Брянщины. Словно сама Царица Небесная покрыла его святым омофором и охраняла Пречистый дом Свой от врага и неприятеля. И потом, уже после Чернобыльской катастрофы и отъезда местных жителей, еще несколько лет этот замечательный храм оставался единственным местом, напоминающим об отцах-основателях, молитвенниках и подвижниках древнего благочестия одного из красивейших и богатейших поселений юго-запада Брянской области.

Пустой иконостас Успенской церкви. Начало 90-х гг. ХХ в.

На месте Святской церкви, там где находился алтарь, спустя несколько лет появился Поклонный крест, возведенный на средства бывших прихожан в память о своем духовном центре. Ежегодно съезжаются сюда в Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы со всех концов Брянщины и ближнего зарубежья его бывшие жители, чтобы поклониться покинутым очагам, почтить память похороненных здесь предков, просто встретиться и поговорить друг с другом”. (К.Ф. Попов. Юбилей села, которого нет. Опубликовано 01.09.2013 на сайте Новозыбков.Ru).

Олег Каменецкий говорит: «Я думаю, что для всех жителей села храм навсегда останется в сердцах, как и сам Святск, которого уже нет. Где-то в глубине души я еще тешу себя надеждой, что каким-то чудом все образуется. Ведь имея такое намоленное место, как наш Святск, понимаешь, что оно не должно уйти в небытие.

Проходя по пустынным, зарастающим деревьями и бурьяном улицам Святска, где и домов то уже нет, всматриваясь куда-то вдаль, отчетливо видишь картины прошлого «о жизни той, что бушевала здесь». Вспоминая каждый святский дом, лицо каждого сельского жителя понимаешь, что память и родные места не хотят тебя отпускать».

“Дорога к храму”. Художник К.Попов.

Автор благодарит отца Михаила (Смирнова), настоятеля Спасо-Преображенского храма г. Клинцы, краеведов и любителей старины О.Г. Каменецкого (Москва), К.Ф. Попова (Новозыбков) за любезно предоставленные материалы, использованные при написании заметки.

Александр Дудников, г. Москва.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дудников
Все статьи Александр Дудников
Последние комментарии