Гениальная негромкость Яна Френкеля

На 100-летие любимого композитора

Бывший СССР 
0
718
Время на чтение 9 минут
Гениальная негромкость Яна ФренкеляМы были бы благодарны композитору Френкелю за одни только «Журавли», великую песню, а еще ведь он подарил нам «Русское поле», «Вальс расставания», «Погоню»… И про френкелевский «ветер северный, умеренный, до сильного», говоря словами Инны Гофф, тоже пела вся страна — и голосом Майи Кристалинской, и голосом самого автора, и ВИА «Голубые гитары». Памятны и «Подмосковный городок», и «Ну что тебе сказать про Сахалин», и «И все-таки море», и зыкинская «В парке у Мамаева кургана посадила яблоню вдова…», и «Как тебе служится», и пьехина «Кто-то теряет, кто-то находит», и «Шахтерский характер» на стихи луганца Михаила Матусовского.

Между прочим, всё у Яна Френкеля было как в нормальной земной жизни: зависть к нему коллег по музыкальному цеху доводила жалобы на повсеместное звучание песни «Журавли» даже до Политбюро ЦК КПСС. Фронтовика Френкеля отстояли тогда фронтовики, а фронтовик Брежнев, будучи уже Генсеком, лично наложил резолюцию с разрешением исполнять песню, хоть и не столь часто, как прежде.

Удивительно, но добряк Френкель мешал многим, его даже в свое время пытались исключить из Союза композиторов.

Спасло дело вмешательство Дмитрия Шостаковича, который при обсуждении песни Яна Френкеля «Текстильный городок» (1960, слова Михаила Танича; «Подмосковный городок, липы желтые в рядок. Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок…») сказал как отрезал: «Очень мелодично!».

Советский слушатель очень любил песни Яна Френкеля. Рассказывают: чтобы послушать «живого Френкеля», жителям одного из сел пришлось сносить стену, поскольку в клубе не оказалось рояля, и нужно было принести его из школы, а он не пролезал в двери.

Популярность Яна Абрамовича была огромной, послушать его мелодичные душевные песни, его лирический проникновенный бархатистый баритон, собирались большие залы. Придя к народу песнями с экранов кино и из радиорепродукторов, Френкель окончательно завоевал сердца слушателей во время многочисленных поездок по большой стране, где выступал в сельских клубах, заводских домах культуры, в шахтерских поселках. Терпеливо, с любовью к людям — при любой погоде, случалось даже без электричества, и везде ему подпевали.

В 1969 г. появилась песня Яна Френкеля «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Из шести изначальных строф в песне остались четыре, но строки этого произведения помнит любой наш современник, и всякий наш человек обязательно подпоет:

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

В «Журавлях» сошлось многое. Певец и актер Марк Бернес, по свидетельству биографов, уже неизлечимо больной, услышав музыку Френкеля и расплакавшись, торопился записать песню в предчувствии своего ухода. (Надо отметить, что и сам Френкель пел ее замечательно.) Запись была для Бернеса весьма тяжела физически, и стала последней в его жизни.

Мне уже приходилось писать в связи с френкелевско-гамзатовскими «Журавлями», что это сочинение имеет молитвенный характер.

И мы уже знаем, что опершись на нашу человеческую общую память, кровью и болью связанную с нашей Великой войной, песня «Журавли» стала частью и нашего общенационального духовного кода, — своим философским лиризмом, размышлением о частной человеческой судьбе, а также о судьбе Отечества.

Из глубин национальной памяти восходят и слова одного из интернет-комментариев под публикацией записи «Журавлей» в исполнении Бернеса: «Первый раз слушал в шесть лет и плакал…».

Но это ведь и о каждом живущем сказано и спето:

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Пример этой песни убедительно свидетельствует, сколь умножаются культуры, достигая порой кумулятивного, космического эффекта, когда взаимодействуют. Важно понимать: в советский период мы порой находили внятные формы и способы счастливого взаимообогащения народов.

Можно скептически ухмыляться по поводу реальности или пропагандистского характера формулировки «единая общность — советский народ», однако песню «Журавли» создали аварец и три еврея (Гребнев, Френкель, Бернес), а в результате мы получили шедевр русской (если угодно, советской, что, на мой взгляд, почти не меняет дела) культуры, отозвавшийся эмоционально-смысловым эхом во всем мире.

А русский язык стал ракетой-носителем, вынесшей на всесоюзную орбиту стихи аварца Гамзатова, который потом, в начале лихих и трагичных 1990-х, в связи с распадом большой страны скажет сокрушенно, что снова стал «певцом лишь одного ущелья».

Памятна многим и песня «Русское поле», слова которой написала поэтесса Инна Гофф.

Поле, русское поле...
Светит луна
Или падает снег —
Счастьем и болью
Связан с тобою,
Нет, не забыть
Тебя сердцу вовек.
….

Здесь Отчизна моя,
И скажу не тая:
«Здравствуй, Русское поле,
Я твой тонкий колосок!»

Песню опять же прекрасно исполнял и сам композитор.

«Русское поле» пели многие — и Иосиф Кобзон, и Юрий Гуляев, и в новейшие времена Дмитрий Хворостовский, — но не забудем и самое первое исполнение, которое вывело эту песню к широкой зрительской аудитории, и также сделало сразу же частью нашего общего национального сознания. Единственно возможную, деликатную, весьма проникновенную интонацию нашел популярный актер Владимир Ивашов в киноленте «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, Мосфильм, 1968).

В этом была и особая новизна: песня «Русское поле» была вложена в уста белого офицера, поручика Перова, aдъютанта полковника Кудасова, что дало новый аспект в зрительских размышлениях о Гражданской войне, даже в этом сверхпопулярном фильме, исполненном приключенческого героического пафоса «красных дьяволят».

Из этого фильма пришла к нам, детворе всего Советского Союза, стремительная и зовущая к движению «Погоня», на стихи Роберта Рождественского. По десятому разу смотря фильм, мы с коллективным восторгом в пионерлагере пели всем залом ее вместе с актером Владимиром Трошиным. А потом — во все горло в школе на уроках пения, под баян учителя!

Ян Френкель написал больше двух сотен песен, из них шесть десятков к кино, и в каждой, как заметил его друг, поэт Константин Ваншенкин, «море вкуса, много такта, бездна деликатности». Как доверительно пел Ян Абрамович «Вальс расставания» из фильма «Женщины», аккомпанируя себе на рояле! Очень трогательны (с каждым годом все более) слова К. Ваншенкина:

Слышишь, тревожные дуют ветра?
Нам расставаться настала пора.
Кружится, кружится пёстрый лесок,
Кружится, кружится старый вальсок.
Старый, забытый, старый забытый вальсок.

«Удивительная песня, душевное исполнение Яна Френкеля, великая культура Страны Советов, гуманистическая и народная, подлинно демократическая!» — так отзываются об этом вальсе в Интернете.

Было и танго — «Для тебя, для тебя, для тебя…».

Песню «Калина красная, калина вызрела…» многие считали народной, она пелась всеми женщинами страны. И даже дала название киношедевру Василия Шукшина 1974 года, стала его смысловым стержнем.

Известный дирижер Евгений Светланов написал симфоническую поэму с таким же названием и в качестве лейтмотива использовал мелодию песни, будучи в полной уверенности, что она народная. Причем использовал ее в целостном виде, что случается сравнительно редко. Френкель очень гордился этим фактом.

Ходила улыбчивая и добрая эпиграмма:

Так напевны песни Яна,
Что поет их весь народ —
От Курил до Дагестана...
Даже... Френкель их поет!

О мере требовательности к себе говорит такое высказывание композитора: «Признаюсь откровенно: я редко получаю удовольствие, слушая свои песни по радио или с эстрады. Иногда мне становится стыдно — неужели это я написал?»

В том же интервью 1974 года Френкель заметил (уже тогда!): «Снижение профессиональных мерок я улавливаю и в том, с какой легкостью предоставляются подмостки и эфир бесчисленным “самодельным” песням. Песни эти бывают убоги и примитивны до крайности, — неужели этого никто не слышит? Я думаю, что определенная часть слушателей уже выработала мнение, будто сочинять песни так же легко и приятно, как собирать в лесу грибы после теплого летнего дождя...».

Еще более актуальным это суждение мастера-мелодиста стало в новейшие времена, когда стали повсеместными «песни и пляски смерти». Видимо, какое время на дворе, таковы и песни.

* * *

Ян Френкель родился 21 ноября 1920 года в городке Пологи Запорожской области (УССР). Его отец был парикмахером, но всю жизнь увлекался музыкой. Игравший с четырех лет на скрипке, Ян восьми лет поступил сразу в третий класс музыкальной школы в Киеве, куда переехала семья. Вспоминал, что парикмахерские услуги отца постоянно проходили под музыкальное сопровождение. Пишут так: «Извинившись перед клиентом, Абрам Натанович подходил к Яну и молча дергал за ухо, давая понять, что тот сфальшивил, потом разворачивался и возвращался к работе». Многочасовые музыкальные штудии уберегли от прогулок и простуд маленького Яна, подверженного разным хворям, в том числе туберкулезу.

Под руководством известного скрипача Яна Магазинера Френкель поступил на скрипичное и одновременно композиторское отделение Киевской консерватории, в класс известного советского композитора Б. Лятошинского.

Когда началась война, Френкель был третьекурсником. Привелось ему несколько месяцев поработать и на шахте Донбасса, пока его по возрасту (немного себе приписал) не призвали в Красную армию — в начале 1942 г.

После короткого обучения в Оренбургском зенитном училище Френкель в конце 1943 года ушел на фронт командиром орудия. Почти сразу получил тяжелое ранение.

Снова вернулся на войну — но уже во фронтовой оркестр. Вспоминал: «В конце концов, оказался во фронтовом театре, которым руководила известная артистка оперетты, изумительная певица Клавдия Михайловна Новикова. Я, музыкант, аккомпанировал артистам — когда на рояле, когда на аккордеоне, когда на скрипке. Выступали на Карельском фронте, на 1-м Украинском. На импровизированных сценах, во временных укрытиях. Случалось, концерт прерывался: начиналась бомбежка. Запомнилась майская ночь в Германии. Мы все проснулись от залпов. Не сразу сообразили, что они — в честь Победы».

К слову, на фронте молодой музыкант познакомился со своей будущей женой Натальей Меликовой. Как пишут, «мудрая женщина, которая была старше Яна на 14 лет, стала его спутницей на всю жизнь».

С 1946 года Френкель жил с супругой в Москве. Выступал в оркестрах как скрипач и аранжировщик, стал писать музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам. Много лет по вечерам играл в столичных ресторанах, а днем, как уверяют, трудился «музыкальным рабом» у некоторых, даже именитых, членов Союза композиторов СССР — переписывал за них партитуры и делал аранжировки их произведений. Cвою первую песню «Шёл пилот по переулку» на слова М. Слободского и А. Раскина Френкель написал в 1942 году, но известность пришла к нему лишь в 1960-е, с песней «Годы», на стихи М. Лисянского.

Музыкой Френкеля сопровождались эстрадные номера легендарных сатирических дуэтов Марии Мироновой и Александра Менакера, а также Тарапуньки и Штепселя (Юрия Тимошенко и Ефима Березина). Ян Френкель прекрасно играл на рояле, гитаре и аккордеоне, не говоря уж, разумеется, о скрипке. Помните двухметрового усача-скрипача, аккомпанировавшего Бубе Касторскому в «Неуловимых»?

Малоизвестный факт: Френкель, виртуозный аранжировщик с огромным опытом, победил в конкурсе на новую оркестровую версию гимна СССР. Госкомиссия проголосовала именно за его аранжировку мелодии А. Александрова.

Итоги общественного и профессионального признания впечатляют: народный артист РСФСР (1978) и СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1982).

Френкель был отзывчив и открыт: мог посодействовать без очереди получить жилплощадь или установить телефон, а сам при этом много лет прожил в коммуналке.

Тяжело заболев, композитор сменил климат и уехал в Ригу, но у смерти свои законы: 25 августа 1989 года композитора не стало. Рассказывают, что на похоронах звучали неотменимые «Журавли», записанные в исполнении автора.

Завершим наш очерк высказыванием неравнодушной слушательницы, найденным нами в Интернете: «Любимый Ян Френкель! Как замечательно, что было время, когда такие прекрасные, скромные, талантливейшие люди выступали на радио и на телевидении! Этот добрый, мудрый человек и сейчас несёт истинные человеческие ценности. И какой подлый антисемит скажет, что здесь нет глубины поистине русской души! Есть ли национальность у души, у сердца, правды, доброты, у порядочности? Какие мы счастливые — жили в эпоху прекрасных великих людей: композиторов, актеров, авторов, исполнителей. Они почти все уже ушли, но память о них осталась навсегда. Вечный вам покой, мои дорогие...»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Бывший СССР
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28