Почему лекции Чапнина в МДА – это нонсенс

Проблемы церковной жизни 
0
1261
Время на чтение 6 минут

Увы, но покой нам только снится. Новый скандал, а верней сказать, многоактовое действо: одиозный Сергей Чапнин с любезного приглашения всё того же о. Павла Великанова читает лекции студентам Московской духовной академии, Александр Щипков на «Спасе» выпускает в эфир программу с критическим фрагментом об этом, прогрессивная общественность негодует, новоназначенный ректор МДА владыка Феодорит спешит засвидетельствовать свою дружбу с о. Павлом и своё прогрессивное имя, редакция телеканала «Спас» в затруднении и рассылает в пространство лучи добра. Происходящее не вдруг расшифруешь.

Начнём с простого. Кто такой Сергей Чапнин и каково его кредо сегодня, наглядно показывает статья автора во французской Le Mond. Дата опубликования: август 2017-го. Напомню, это самый разгар истерии по поводу «российского вмешательства» в выборы США и «сговора» Трампа с Кремлём, а также инсценированной «Белыми касками» якобы имевшей место химической атаки Асада, в результате чего США бьют ракетами по бедной, истерзанной Сирии, а мир стоит на пороге масштабного конфликта. Совсем скоро стартует очередной сезон пропагандистского сериала – позорнейший, фарсовый эпизод с «делом Скрипалей».

Чапнин в публикации под названием «Православная церковь бросает тень на общество» (https://inosmi.ru/social/20170804/239981352.html) призывает обратить пристальное внимание на роль Патриарха и, шире, Русской Православной Церкви в укреплении кошмарного режима Путина в России. Он полностью солидаризируется с претензиями и давлением Запада на Россию и вообще ведет себя как примерный перебежчик, раскрывающий происходящее по ту сторону фронта и обозначающий слабые места. Русская Церковь в его изображении настолько дурна, что – трудно представить, как ей такое удаётся! – отбрасывает свою мрачную тень на российское общество, само мрачней некуда. Ну и естественный вывод, который напрашивается: больше угроз, больше давления и санкций не только против Кремля, но и против Патриархии. Для грантополучателя и сотрудника западноевропейских институтов и фондов Чапнина это влечет усиление внимания к собственной персоне, новые пропагандистские заказы и дополнительные доллары и евро в кармане. Вероятно, это и есть тот самый лектор, коего глубокоуважаемой Московской духовной академии не хватало для повышения осведомлённости студентов и улучшения апологетических навыков.

Однако, возможно, что новый ректор МДА владыка Феодорит попросту пребывает в неведении о том, что пишет и говорит Чапнин. Владыке невдомёк, например, что его приглашённый лектор давно, с упоением позиционирует себя как внеюрисдикционного православного, представителя «мирового Православия», для которого условностей, таких как решения священноначалия Русской Православной Церкви, не существует. В частности, наш герой с удовольствием братается с украинскими раскольниками и демонстративно, с публичным объявлением об этом причащается за литургией клириков Константинопольского патриархата сразу за объявлением Синода о разрыве Евхаристического общения. По-хорошему, Чапнина ждёт церковный суд, а не преподавательская кафедра в ведущей и старейшей духовной школе. Мне лично понадобилось 20 минут для составления говорящей подборки (заметим, всё взято из авторизованных интервью и работ С. Чапнина; в социальных сетях и приватном общении дела обстоят того хуже).

«Церковные начальники — это зло, поэтому выступать против [них] можно и нужно».

«Церковная иерархия — это инопланетяне».

«…молодой епископат РПЦ достаточно инфантилен, в целом предан патриарху Кириллу, малообразован и неумен».

«…спасение в том, что мы живем в секулярном обществе и каждый может самостоятельно регулировать степень своего вовлечения в церковную жизнь».

«С его [патриарха Кирилла] именем и историей его патриаршества будет ассоциироваться одно-единственное событие – потеря Москвой Украины».

Не требуются особые способности и богословские степени, чтобы уразуметь: Чапнин давно перестал быть экспертом в чём-либо, помимо идеологического давления и информационных диверсий. В его лице мы имеем циничного врага Русской Православной Церкви, сделавшего свой выбор, закалённого бойца пропагандистского фронта, нацеленного не на диалог, а на нанесение максимального урона своему противнику. При этом мы опираемся полностью на свидетельства открытых источников. Хотя, не станем изображать непонимание и застенчивость, с деятельностью Чапнина неразрывно связаны не один и не два анонимных телеграмм-канала, ведущих войну в соцсетях и на регулярной основе осуществляющих антипатриархийные вбросы.

Наличие яростных критиков и отрицателей невозможно сегодня назвать серьёзной проблемой. Практически у каждого известного общественного лица и любой значимой общественной институции находятся свои недоброжелатели или, как их теперь называют, хейтеры. Есть они и у Русской Православной Церкви, её иерархии и у Патриарха лично. Антиклерикализм – давний и распространённый феномен, одно из исторических проявлений идеологии ненависти. Тем паче нынешние СМИ умело дирижируют оппозиционными настроениями и направляют недовольство толпы против Церкви, видя в ней, в первую очередь, безответную жертву и наименее защищённую составляющую общественного устройства и суверенитета.  Отдельные журналисты - С. Чапнин, С. Бычков, А. Солдатов, А. Кураев, А. Плужников, К.  Лученко – с удовольствием кормятся с антицерковной темы, превратив буллинг Патриархии в свою постоянную специализацию и идефикс. Беспрепятственный же доступ к интернету миллионов умножает количество суждений, делая экспертами и корифеями обсуждений церковных вопросов большое количество поверхностных, далёких от понимания происходящего личностей.

Настоящую проблему представляет слабость «иммунитета» к пропагандистскому прессингу и к провокациям, подобным скандальному мероприятию в МДА. В первую очередь скажем о тех, кто внешне не переступает границ лояльности, но растождествился с церковным большинством и церковной традицией, приняв про себя решение так или иначе «шатать систему». Таких людей называют конфликт-агентами, и всякую возникающую возможность таковые обращают, как правило, к усилению противоречий и хаоса по принципу «чем хуже, тем лучше». Яркий пример поведения конфликт-агента дает о. Павел Великанов, послужной список заслуг которого раз за разом прирастает в последние годы учащающимися скандалами и злоупотреблением полномочиями.

Во-вторых, условный иммунитет сокращается из-за общего прекраснодушного настроения. Напрямую в идеологическую войну люди с хорошими лицами не включены, однако эмоционально сочувствуют притесняемым, обличителям несправедливости, идущим против официальной позиции – к тому, что представляется им стоянием за правду. Лозунг честных выборов или защиты какого-нибудь деятеля подымает эту прослойку и влечёт её выражать коллективно своё недовольство. В любой оппозиционной массовке большинство составляют люди с прекрасными лицами, решающие выступить за всё хорошее и против всего плохого.

И, наконец, сравнительно новое явление для Церкви представляет церковный бомонд – неофициальная, хотя и не особо скрываемая сеть рукопожатных персон, задающая соответствующие моды, оценки и тренды. Являющаяся полным аналогом либеральному политическому бомонду, она сконцентрирована в образовательной, офисно-административной и массмедийных сферах и формирует абсолютно совпадающую мифологию относительно быдла-анчоусов-совков-фарисеев-обрядоверов, отсутствия в Церкви свобод, тирании священноначалия и собственной элитарности-светоносности сиречь выражении подлинно Евангельских принципов. Дружеские связи являются главенствующим принципом данного круга. Один друг обязан прийти на помощь и выручить другого, иначе лишится рукопожатности и будет заклеймён. Кто-то чужой, не входящий в рукопожатную сеть, не может вторгаться в запретную область и формировать тренды. Демократизм и широта взглядов данного круга специфичны. Их вполне хватает на то, чтобы С. Чапнина, А. Кураева, украинских раскольников, расстриг, разного рода внеконфессиональных личностей, активистов ЛГБТ, самосвятов наподобие Лурье считать принимаемыми и одобряемыми персонами, тогда как А. В. Щипкова или о. Димитрия Смирнова (Царство Небесное) – нет. Именно покушение на идеологическую однородность, совершаемое А. В. Щипковым, и отдельность его от бомонда образуют подоплёку возбуждения, которое мы наблюдаем в последние дни вокруг выпуска «Агитаторы» авторской программы. Бомонд демонстрирует корпоративную солидарность и крепость своих мускулов. Требования простираются далеко, вплоть до закрытия программы «Щипков» - единственной и исключительной в своём роде.

К слову сказать, я посмотрел выпуск, и тон его показался мне довольно спокойным; большинство гневных реплик в адрес ведущего далеко превосходят таковой по накалу. Но что вы хотите, демократия, в том числе церковная, – это не лобио кушать. «Болото», the Swamp, термин из политического лексикона Соединённых Штатов, которым обозначается полуофициальная, неподконтрольная и повязанная круговой порукой система  изощрённого либерального террора. Своё небольшое болотце на наших глазах образовалось также и в российской церковной действительности. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. ...

Это не нонсенс а воля "великого богослова" митр. Илариона Алфеева,это с его "благословения" творятся такие дела в "академиях" и "школах".
monarhist / 12.11.2020, 11:25

1. Щипков разворошил змеиную свадьбу

Спасибо, Андрей Брониславович - все по делу. И спасибо Щипкову - он едва ли не единственный из церковных чиновников называет проблему "либерал-православия".
С. Шараков / 12.11.2020, 09:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Первосвященник и Дева. Во Святом Святых иудейского храма
4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы
03.12.2024
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Проблемы церковной жизни
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Патриарх Варфоломей – настоящий иезуит
Что стоит за предложением папе Римскому перейти на Юлианскую Пасхалию
16.12.2024
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03