Фильм киевского режиссера-документалиста Александра Запорощенко «Где ты, Адам?» (продюсер — протодиакон Александр Плиска) породил резонанс, совершенно нетипичный для фильмов, во-первых, документальных, а во-вторых, посвященных духовной, церковной теме, рассказывающих о сегодняшнем Православии. Зрители говорят и пишут о сильнейшем потрясении, о том, что они вышли из кинозала другими. Что же показывает нам режиссер Запорощенко?

Мы видим титанический труд монахов, которые вручную (с тачками, как на Магнитке) укрепляют берег, строят набережную перед монастырем. Видим, как они отрясают оливы, распиливают промороженную рыбину, готовят трапезу для себя и паломников; как они молятся в темном храме ночью; как общаются меж собой, причем это общение не всегда протекает без проблем и конфликтов, потому что и тут у каждого свои особенности, свои травмы, родимые пятна, принесенные из мира.
На наших глазах происходит прощание с миром — совершается монашеский постриг. Сам факт того, что мы становимся свидетелями пострига на Афоне, уже невероятен, и эти кадры невозможно забыть. Кажется, мы слышим стук сердца постригаемого, который, отвечая на вопросы старца, говорит, что желает подвижнического жития и готов оставаться здесь, в обители, в полном послушании до последнего своего земного вздоха. Мы видим слезы старца Григория — это слезы радости за духовное чадо, созревшее для решительного шага, и одновременно слезы жалости, ведь новоначальному афониту предстоит очень трудное восхождение. (Мне было радостно узнать, что молодой дохиарский постриженик — россиянин, крымчанин; об этом рассказал режиссер в своем интервью).
А потом мы видим, как седые монахи по-детски играют с яркими пасхальными яйцами, как эта игра называлась в России — стукалки? Такая детскость не имеет ничего общего с инфантильностью — она, напротив, проявление духовной взрослости: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Афон, действительно, порог Небесного Царства (недаром паломники говорят об «особом воздухе»). Но вместе с тем, он — место обитания обычных грешных людей, таких же, как мы. Просто эти люди сделали не совсем обычный выбор… и стали не такими, как мы, даже и при большом личном несовершенстве кого-то из них, может быть.
В фильме много животных, и один из его героев говорит, что мы должны уметь утешаться каждой Божией тварью. А то, что неразумная тварь утешается святым человеком, известно издревле: многие жития рассказывают о дружбе диких и грозных зверей (львов, медведей) со святыми подвижниками. Почему так? Потому что от подвижников исходит тонкий запах рая, мира, не поврежденного грехом, не знающего вражды и пищевой цепочки; а бессловесные чуют этот запах. Ни львов, ни медведей в Дохиаре, конечно, нет, зато есть овчарка с парализованными задними лапами, отчаянно ползущая к старцу, ищущая его ласки. Есть и другая собачка, подаренная кем-то геронде Григорию, вполне здоровая и симпатичная — мы видим, как любовно расчесывает он ее пышную шерсть. Но говорит при этом — не о собачке, а, опять же, о каждом из нас.


По инерции нам кажется, что раз Афон — это Греция, то там благодатная южная природа и всегда тепло. Но это не совсем так: афонская природа бывает весьма сурова. Последние кадры фильма — горная зима с сильным ветром, снегом и обледенением. Крест на вершине Святой Горы оброс белой корой, заброшенная келья завалена снегом. Нет, это не в кустах рояль, это пианино в келье монаха Авеля: старец Григорий сказал, что он не должен забывать музыку. В келье темно, на клавиши падает тусклый свет из окна, за которым — то ли метель, то ли дождь: монах Авель играет Шопена. А мы, уставшие, может быть, от своих скорбей и тревог, думаем о людях, которые по доброй воле предпочли «нормальной жизни» тяжелейшее восхождение.
Газета «Православная вера» № 20 (664)

