Источник: Православный исследовательский центр «Хризма»
Наш Центр неоднократно обращался к северомакедонскому церковному вопросу. И теперь мы рады представить перевод на русский язык интервью, которое канонический архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) дал белградскому изданию «Блиц». Владыка Иоанн сообщает сведения, которое весьма важны для понимания церковной ситуации в Северной Македонии. И мы считаем нужным представить эту информацию русскоязычной аудитории.
Пользуясь случаем, выражаем поддержку Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви – тому малому стаду, которое не уклонилось в грех раскола, несмотря на гонения.
Архиепископ Охридский Иоанн
Интервью с архиепископом Охридским Иоанном для издания «Блиц» (19.10.2020).
Его Блаженство архиепископ Охридский и митрополит Скопский господин Иоанн дал интервью белградской газете «Блиц». Учитывая, что часть ответов в газете была опущена, мы предлагаем к изданию полный текст интервью архиепископа Охридского и митрополита Скопского господина Иоанна.
Президент Северной Македонии Стево Пендаровски снова обратился к Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой «использовать его право на апелляцию» и сделать возможным признание так называемой «Македонской православной церкви» (МПЦ). Как Вы прокомментируете этот шаг, который ясно указывает на то, что предпринимается попытка, по модели Украины, коротким путём и с помощью политики, достичь автокефалии так называемой МПЦ?
Прежде всего, необходимо проинформировать президента о том, что значит «право на апелляцию», а также имеет ли Константинопольский Патриархат заслуженное или апелляционное право решать вопросы, относящиеся к юрисдикции других автокефальных Церквей. Таким образом, для президента целой страны кажется очень несерьёзным обращаться по тому адресу, на который он ссылается. Ведь тот, к кому он обращается, по сути, не может для него сделать то, что он просит. К сожалению, такими действиями он оказывается полностью несостоятельным в должности президента. Республика Северная Македония не является теократическим государством, и президент не имеет права отдавать предпочтение одной религиозной общине за счёт другой. Я говорю это потому, что решение Европейского суда по правам человека о том, что Православная Охридская архиепископия должна быть зарегистрирована в качестве религиозной общины в Республике Северная Македония, не выполняется с 2017 года, когда оно было принято. И президент никогда не интересовался ходом вынесения этого вердикта за эти три года. Самым важным для него является то, что на следующей неделе он отправится на деревенскую ярмарку в Бигорский монастырь «Македонской православной церкви», как это широко объявляется, в то время, когда правила о прекращении массовых собраний из-за COVID распространяются на всех остальных граждан. Конечно, я говорю это не для того, чтобы унизить президента, а для того, чтобы констатировать, насколько он унизил себя своими неуместными действиями.
Желает ли руководство государства Северной Македонии использовать этот шаг для продолжения конфликта между Константинопольским Патриархатом и Московской Патриархией из-за украинского церковного вопроса и для достижения церковной независимости в атмосфере межправославной напряжённости?
Я думаю, что по настоянию одного митрополита «Македонской православной церкви», который очень близок к премьер-министру Северной Македонии, у государственного руководства сложилось впечатление, что настало удобное время для того, чтобы «Македонская православная церковь» подобно тому, как часть Церкви в Украине получила от Константинопольского престола автокефалию, могла сделать так же. Но, если бы и верхушка государства, и сами епископы в «МПЦ» были немного трезвее, они бы вспомнили, сколько неудобств принесло всей Церкви одностороннее признание автокефалии одной части Церкви в Украине Константинопольским Патриархатом. Только две из тринадцати других поместных Церквей признали эту Церковь, а в общем, всего три из четырнадцати. Если тот же неканонический способ признания автокефалии будет применён к «МПЦ», я уверен, что не так много Церквей примут его, потому что Элладская Церковь, которая признала автокефалию одной части Церкви в Украине, уже заявила, что не примет автокефалию так называемой МПЦ. Пора работать над восстановлением нарушенного единства среди православных, что произошло после признания автокефалии в одной части Церкви в Украине Константинопольским Патриархатом, а не открывать новые фронты, которые неизбежно возникли бы, если автокефалия некой другой Церкви снова будет признана неканонически и в одностороннем порядке.
Является ли этот шаг новой провокацией для Сербской Православной Церкви?
Возможно, это было не столько провокацией, сколько из-за неуклюжести и незнания вещей, как мы уже упоминали. Но если это провокация, то она совершенно несерьёзная и свидетельствует о низком, а точнее детском уровне провокаторов.
Почему вместо диалога с Сербской Православной Церковью ведутся переговоры о статусе непризнанной МПЦ с Вселенским Патриархом, и имеет ли он право апелляции, чтобы принять решение об автокефалии так называемой МПЦ без Материнской Церкви, то есть Сербской Православной Церкви?
Сначала для пояснения скажем, что никакие переговоры между Вселенским патриархом и МПЦ не ведутся. Были лишь попытки как со стороны непризнанной МПЦ, так и со стороны верховной власти Северной Македонии обратиться к Вселенскому Патриархату с просьбой принять решение по существу дела, в котором его право на апелляцию признаётся только МПЦ, но не другими Православными Церквами. В своих предыдущих словах я попытался объяснить, что одному митрополиту непризнанной МПЦ удалось обмануть государственной руководство Республики Северная Македония, чтобы добиться невозможного. Для Константинопольского Патриархата было бы невозможно без последствий для всего Православия принять решение о наложении какого-то несуществующего права на апелляцию по таким делам, без последствий для всей Церкви. Потому что, будет ли безусловное право апелляции Константинопольского престола априори признаваться для всех вопросов в Церкви, или оно будет рассматриваться исторически, канонически и, прежде всего, экклезиологически, не является незначительным для единства Православной Церкви.
Какие последствия будет иметь такое решение для Сербской Православной Церкви, т.е. может ли его принятие означать пересмотр основного акта об установлении канонической юрисдикции Сербского Патриархата от 1922 года? И даст окрылит ли это церковных сепаратистов во всех бывших югославских республиках?
Если автокефалия так называемой МПЦ будет признана Константинопольским Патриархатом, это, конечно, не сможет произойти без пересмотра Томоса от 1922 года. Но такое могло быть возможно в другое время, когда сам Константинопольский Патриархат принял решение не только о предоставлении, но и о лишении автокефалии отдельных Церквей. В XVIII веке он лишил Печский Патриархат автокефального статуса, а годом позже – Охридское архиепископство. Такой произвол не мог быть осуществлён тогда без поддержки турецкого правительства, но сегодня ничего подобного невозможно сделать, даже при поддержке Соединенных Штатов, без серьёзных последствий для всей Церкви. Такое неканоническое решение повлечет за собой последствия для всей Церкви, но в основном для Константинопольского Патриархата, который до сих пор остаётся первым престолом.
Как вы прокомментируете предложение Варфоломея пригласить делегации Сербского Патриархата и непризнанной Церкви в Македонии для консультаций с целью достижения совместного соглашения и решения о будущем статусе Православной Церкви в Северной Македонии? И следует ли его принять?
Такое предложение Вселенского Патриарха было в начале этого года, но пока идет пандемия COVID и ограничения на поездки продолжаются, трудно ожидать какой-либо встречи. Мы никогда не были против переговоров с непризнанной МПЦ, и очень жаль, что они потеряли восемнадцать лет, не имея никаких контактов с СПЦ. Но, однако, до недавнего времени не могло быть никаких серьёзных переговоров, когда МПЦ в симфонии с руководством государства возбудила против меня несколько судебных исков, чтобы они могли, если переговоры провалятся, вернуть меня в тюрьму. В таких условиях, конечно, нельзя даже разговаривать, не говоря уже о переговорах.
Вы также были арестованы за предполагаемые «грехи» по македонским законам. Может ли всё это, связанное с Церковью, усилить конфликты между верующими и духовенством обеих сторон?
Мы были первыми, кто написал Европейскому Союзу и Соединённым Штатам, впервые в 2003 году убедившись, что суд в тогдашней БЮРМ[1]был политическим. Судя по отчётам тех стран, в которых говорилось, что я был «узником совести», меня не экстрадировали из Болгарии, где я был арестован в 2009 году по приказу Интерпола Македонии. Сегодня уже нет человека, ни в стране, ни в мире, который бы не знал, что суды в Северной Македонии находятся под прямым влиянием упомянутого нами государственного руководства. Сама судья, в отношении которой исполняется постановление Европейского суда по правам человека о регистрации Православной Охридской архиепископии, чётко заявила, что не выполнит приговор до тех пор, пока не получит согласия премьер-министра Северной Македонии. Именно эта правовая неопределённость, существующая в стране, порождает конфликты и недовольство, которые, к сожалению, упомянутое руководство с позиции власти не регистрирует или игнорирует. Но для верующих это лишь показатель, что такая власть не дана от Бога.
[1] БЮРМ – (англ. FYROM) – официальное обозначение республики Северная Македония в период с 1993 по 2019 гг. в ООН и ЕС (мак. Поранешна Југословенска Република Македонија).
3. Главарь Фанара еретик и раскольник Вор-фоломей еще раз подвердил свои еретические притязание на его папизм во Вселенском Православии и его преступное право устраивать расколы во Вселенском Правсоалвном мире. Позор ему и анафема.Да будет проклят !
2. Глава Кипрской ПЦ активизирует раскол в собственной Церкви, призывая лищит сана 4 -ех епископов, выступивших против его самочинных действий по одностророннему признанию самочинной ПЦУ
1. Предстоятель Кипрской ПЦ отошел от евхаристического общения с РПЦ МП.